На набережной перед Домом культуры «ГЭС-2» стоит «Большая глина №4» Урса Фишера, из-за которой в интернете до сих пор кипят страсти. Работа анонсировалась как временная, но стоит уже два года. Ее можно считать произведением паблик-арта?

Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Алиса Прудникова, программный директор фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».
Фото
архивы пресс-служб

Можно, конечно. Для меня паблик-арт — искусство, местом действия которого становится город или природа вне музейных и галерейных стен. Вокруг него, как правило, возникает пространство напряжения, потому что оно вынесено из этого конвенционального контекста выставочного зала и явлено в среде, которая уже не легитимизирует искусство как искусство. Соответственно, появляется простор для реакций и интерпретаций.

Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Урс Фишер. «Большая глина №4», Москва.
Фото
Legion Media

Произведения паблик-арт вообще должны быть временными или постоянными?

Паблик-арт — некая культурная практика, внутри нее уже может быть много разных условий. Что-то делается на века, что-то на время, что-то просто смывается природными осадками… Но мне кажется, что самые культовые произведения этой области мы чувственно воспринимаем именно тогда, когда они работают с определенным временем и контекстом.

У меня, например, есть любимая паблик-арт работа, которая стала постоянным объектом в родном Екатеринбурге. Там на набережной еще в 2005 году появился «Памятник клавиатуре» Анатолия Вяткина. Огромные клавиши на земляном склоне решали и практическую задачу — скамеечки — и именно там, где это было необходимо. Клавиатура стала, можно сказать, драйвером инфраструктурного изменения набережной, а также культовым объектом для IT-сообщества, за которым они же сами потом ухаживали и восстанавливали.

Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Анатолий Вяткин. «Памятник клавиатуре», Екатеринбург.
Фото
архивы пресс-служб

Поэтому нет никаких лекал для паблик-арта — временный он или постоянный, такой или сякой, правильный или неправильный. В этом смысле все зависит и от воли художника, и от воли заказчика. Относительно работы Урса Фишера (Urs Fischer) мы во всех обсуждениях говорим, что это именно временный объект. А постамент, где он установлен, — пространство для различных программных высказываний, которые являются своеобразным «преддверием» в институцию.

Прямо четвертый постамент на Трафальгарской площади…

Да, прекрасное сравнение!

Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
«Четвертый постамент» на Трафальгарской площади в Лондоне, на котором устанавливают временные памятники
Фото
архивы пресс-служб

Тем не менее вызвавшая споры «Глина» была установлена к открытию и, как говорили ваши спикеры, несла свой месседж в церемонии…

Думаю, что эта скульптура не то, что репрезентирует какие-то первые наши выставки. Она в целом важна для ДНК «Дома культуры», для того, что мы называем пресловутым культурным производством. И для меня она в этом смысле абсолютно не временная. И будет здесь на своем месте и через десять лет. Она — некое первоначало, творчество, какое-то приглашение к другому взгляду на привычные вещи. В этом смысле она совершенно не теряет актуальности. На мой взгляд, все уже к ней привыкли и полюбили ее. Вы говорите, что кривотолки вокруг не стихают… А я слышу в основном надежду на ее вечность: «Эх, хорошо бы она подольше постояла. Как же мы будем без нее?» Это история про то, что какие-то вещи символически присваиваются. Время делает очень важную вещь — концентрирует смыслы вокруг каждого высказывания, и уже оно обрастает персональными историями людей.

Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Дом культуры «ГЭС-2» открылся в декабре 2021 года.
Фото
ЮРИЙ ПАЛЬМИН

Можно ли сформулировать какие-то критерии, чтобы зритель сразу понял, что перед ним паблик-арт?

Мне кажется, что прежде всего это произведение, которое работает с определенным контекстом. А самый главный критерий его заметности — это правильная степень напряжения, которое это произведение создает. Работа должна пробуждать в тебе какую-то эмоцию — прежде всего, любопытство. Она не должна быть «растворена» в среде, ей следует всегда «задевать» глаз.

Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Фото
архивы пресс-служб

Почему я говорю, что паблик-арт — это целая культурная политика? Потому что это одно из самых мощных средств художественного высказывания в пространстве города. Мы привыкли, что обычно это граффити, стрит-арт, то есть что-то формально неофициальное. Любой паблик-арт — это произведение, в которое внедрено огромное количество ресурсов: человеческих, производственных. И мне кажется, что сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык.

Мы вспомнили памятник клавиатуре, и если говорить про екатеринбургскую сцену, то еще недавно не было такой традиции искусства в городской среде. В самом начале 2000-х Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев начали в Екатеринбурге свою практику работы с городом. На их фестиваль паблик-арта приезжали и голландские художники: они делали по всему городу зеркальные объекты с надписями-посланиями: «Ты прекрасен!», «Ты хорошо выглядишь!», «Оглянись!» и другими. Ты идешь и вдруг читаешь такую в зеркале, в нем отражаешься… Это была очень прямолинейная игра, когда сбивается привычная оптика и вдруг городские стены начинают отправлять тебе позитивные послания.

Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Энтони Гормли. «Другое место».
Фото
архивы пресс-служб

Какое у вас было первое сильное впечатление от встречи с паблик-артом?

Вероятно, на Ливерпульской биеннале в 2006 году. Это была 100-фигурная инсталляция Энтони Гормли (Antony Gormley) «Другое место» на побережье, где для меня все факторы сложились. То, как эти фигуры расположены по берегу, как ты себя ощущаешь рядом, как ты с ними взаимодействуешь, как приходишь туда во время приливов и отливов и наблюдаешь, что с ними происходит. Сложное переживание, когда смотришь на затопленные фигуры во время прилива и видно только головы…

Тогда я поняла, что хочу такого рода искусство делать на своих территориях, в местах, которые мы любим, которые поражают нас своей сложной и неоднозначной историей, амбивалентной, которые просто прекрасны или с которыми хочется вступить в диалог. В то время передо мной был Екатеринбург, перспектива, и мы только начинали эту тему с индустриальностью — в Ливерпуле как раз изучала опыт таких биеннале.

Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Энтони Громли. Event Horizon.
Фото
Legion Media

Кстати, о Гормли. Еще в середине 2000-х одна московская институция пыталась в центре города установить его инсталляцию Event Horizon, также состоящую из фигур-автопортретов художника. Но даже при своих административных и материальных ресурсах не смогла — не согласовали. То есть на тот момент достаточно безобидный паблик-арт даже всемирно известного художника в городском масштабе не приветствовался. В последние же 5-7 лет власти сами этого хотят. Как считаете, что стало причиной такого интереса?

Думаю, очень важную роль здесь сыграла Пермь и их паблик-арт программа. Точнее, тот эффект, который создал паблик-арт в городе. В этом смысле тут прогресс шел не из столицы, а наоборот. Эффект, кстати, переместился сначала и в Екатеринбург, которому просто очень повезло с художниками, которые там работали. Это и Тимофей Радя, и Вова Абих, и Слава ПТРК, это комьюнити художников, которые взаимодействуют с улицей как пространством высказывания.

Плюс повлиял и мировой опыт: например, нью-йоркская программа «Один процент для искусства», когда именно столько сметной стоимости любого нового жилого комплекса отдается на программу по его оснащению объектами искусства. Вот эта программность в отношении паблик-арта обсуждалась много лет на разных профессиональных форумах, и мы уже видим эффект.

Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Владимир Абих. «Лучшие годы».
Фото
архивы пресс-служб

 Есть ли у нас какие-то иконографические произведения паблик-арта, которые нужно знать?

Не забывайте про объект Джузеппе Пеноне (Giuseppe Penone), который тут же во дворе «ГЭС-2». Он вроде не совсем в городе, но, тем не менее, вполне разрабатывает идею пространства света и природного материала. Вместе с произведением Фишера — это два примера больших мировых имен, что сейчас можно увидеть в Москве. Впрочем, не отстают от них по значимости и работы по всей России.

Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Инсталляция Джузеппе Пеноне «Пространство света» во дворе «ГЭС-2».
Фото
архивы пресс-служб

Во Владивостоке на стене Центра современного искусства «Заря» есть иконический для меня мурал Тимофея Ради «Эй ты люби меня». Для города, мне кажется, он стал абсолютно символическим объектом и жестом. По инициативе местной биеннале современного искусства в Красноярске появился объект Ани Желудь «Даль — она же близь». Конечно, «Ворота» Николая Полисского, красные человечки Андрея Люблинского и уже легендарное «Счастье не за горами» Бориса Матросова в Перми.

Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Тимофей Радя. «Эй ты люби меня», Владивосток.
Фото
архивы пресс-служб
Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Красные человечки Андрея Люблинского.
Фото
архивы пресс-служб
Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Анна Желудь. «Даль — она же близь», Красноярск.
Фото
архивы пресс-служб
Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Николай Полисский. «Ворота», Москва.
Фото
архивы пресс-служб

В Екатеринбурге мы уже вспомнили Вяткина с клавиатурой, но для меня центральной фигурой является все-таки Тимофей Радя с его световой инсталляцией «Кто мы, откуда мы, куда мы идем?».

В Петербурге есть целый Музей стрит-арта, а проекты в публичных пространствах делают и Эрмитаж, и «Манеж».

Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Тимофей Радя. «Кто мы, откуда мы, куда мы идем?», Екатеринбург.
Фото
архивы пресс-служб

Раз уж упомянули целый музей стрит-арта, не могу не спросить: как легализация стрит-арта в России сказывается на качестве работ?

В этом смысле важное напряжение показывает практика двух фестивалей, «Стенограффии» и «Карт-бланша» в Екатеринбурге. Последний — это ни с кем не согласованный, партизанский фестиваль, инициатива художников, сохраняющих инкогнито. «Стенограффия» пошла по официальному пути взаимодействия с администрацией города, выделения стен и согласования работ. И это, конечно, очень сильно чувствовалось и отличалось… Все-таки мне кажется, что стихийность стрит-арта очень важна.

Алиса Прудникова: «Сила паблик-арта в том, что это всегда новый язык»
Фото
архивы пресс-служб