15 августа на Болотной набережной в Москве перед еще не успевшим открыться Домом культуры «ГЭС-2» появилась 12-метровая скульптура швейцарца Урса Фишера (Urs Fischer) — и сразу же вызвала ожесточенные споры среди жителей города. Это далеко не первый в истории прецедент, когда произведение искусства в публичном пространстве подвергается критике и становится объектом жарких дискуссий. Вспоминаем другие скандальные истории и разбираемся, почему любые активные обсуждения того, как меняется облик города — это хорошо.

«Большая глина №4» Урса Фишера и другие одиозные городские скульптуры
Скульптура Урса Фишера на Болотной набережной. 12-метровый объект — это многократно увеличенный комок глины, размятый руками художника. «Это движение олицетворяет саму суть творчества, в процессе которого художник придает новый облик не только материи, но и миру вокруг», — комментирую работу в «ГЭС-2».
Фото
@2ges2

«Наклонная арка», Ричард Серра, Нью-Йорк

Скульптура минималиста Ричарда Серра (Richard Serra) появилась на на Федеральной площади в Нью-Йорке в 1981 году. Объект 36 м длиной и 3,6 м высотой разделил пространство на две части и заставил местных жителей изменить привычные маршруты. Критическая реакция сообщества последовала незамедлительно, но именно этого и добивался Серра — по его мнению появление «лишнего» предмета в привычной обстановке позволило людям осознать свои движения и путь через площадь. После публичных слушаний арка была демонтирована, но по иронии через некоторое время ее заменил еще более неудобный лабиринт из лавочек и зеленых насаждений.

«Большая глина №4» Урса Фишера и другие одиозные городские скульптуры
Фото
Frank Martin / BIPs /Getty Images

Павильон Аполлона, Виктор Пасмор, графство Дарем, Англия

В 1955 году художник Виктор Пасмор (Victor Pasmore) был назначен консультантом по архитектуре девелоперской компании Peterlee и спроектировал город вокруг абстрактного объекта, который получил имя Павильона Аполлона. Название произведения, законченного в 1969 году, отсылает не к античным мифам, а оптимизму эпохи освоения космоса. Работа Пасмора была революционной для своего времени как первый опыт создания города вокруг произведения искусства. Тем не менее, павильон не понравился местным жителям: они жаловались, что скульптура стала местом для молодежных тусовок, граффити и вандализма. По мнению Патмора граффити только очеловечили произведение искусства, и в качестве компромисса павильон остался на своем месте, а позже был восстановлен в своем первоначальном облике.

«Большая глина №4» Урса Фишера и другие одиозные городские скульптуры
На фото: временная световая инсталляция Стива Мессама в Пальоне Аполлона по случаю 50-летия работы Пасмора в 2019 году.
Фото
Owen Humphreys — PA Images / Getty Images

Скульптура в Праге, Давид Черны

Давид Черны (David Cerny) — один из наиболее известных и провокационных чешских скульпторов. Достаточно вспомнить окрашенный розовой краской советский танк или работу «Энтропа» со стереотипами о европейских странах. Но мы остановимся на его скульптуре в виде 10-метровой кисти руки с поднятым средним пальцем. Она появилась в городе на кануне выборов 2013 года на реке Влтаве и обращена к окнам резиденции президента Чехии.

«Большая глина №4» Урса Фишера и другие одиозные городские скульптуры
Фото
Matej Divizna / Getty Images

«Мэрилин навсегда», Сьюард Джонсон, Чикаго

8-метровая скульптура Мэрилин Монро в культовом образе из фильма «Зуд седьмого года» появилась на площади Пайонир-Корт в Чикаго в 2011 году. Работа Сьюарда Джонсона (Seward Johnson) была крайне популярна среди туристов, но критиковалась местными жителями, поскольку сам фильм не имел никакого отношения к городу и не снимался в нем. Статую не раз атаковали вандалы, пока ее не перевезли в Палм-Спрингс в Калифорнии.

«Большая глина №4» Урса Фишера и другие одиозные городские скульптуры
Фото
Raymond Boyd / Getty Images

«Южный Бронкс в бронзе», Джон Ахерн, Нью-Йорк

Работа Джона Ахерна (John Ahearn) 1988 года должна была осветить вопросы идентичности и гражданских прав жителей города. Художник работал в Южном Бронксе, традиционно бедном районе, и создавал скульптуры местных жителей, отдавая по одной копии каждой из моделей. В конце концов Департамент культуры города Нью-Йорка поручил ему создать серию для местного полицейского участка. Ахерн выбрал для позирования шестерых обычных людей, чтобы передать характер локального сообщества. Но уже готовые скульптуры вызвали ожесточенные дебаты: жители района были недовольны, что художник предпочел изобразить их как бедных хулиганов вместо того, чтобы создать положительные и вдохновляющие образы. Другие также считали, белый художник не должен изображать чернокожих представителей сообщества. Искренне потрясенный общественной реакцией, Ахерн принял решение убрать скульптуры несколько дней спустя.

«Большая глина №4» Урса Фишера и другие одиозные городские скульптуры

«Доместикатор», Юп ван Лисхаут, Париж

Скульптура голландского художника Юпа ван Лисхаута (Joep van Lieshout) должна была появиться в парижском Лувре в 2017 году, однако директор институции Жан-Люк Мартинес решил, что скульптура слишком откровенна для демонстрации в музее. Центр Помпиду быстро перехватил инициативу и предложил в качестве выставочного пространства площадь перед своим зданием. Работа ван Лисхаута посвящена процессу приручения. Согласно замыслу автора скульптура изображает человеческую склонности доминировать над природой. Художник также считает, что люди слишком увлечены созданием технологических инноваций, и это в итоге приведет к тому, что доминирующим субъектом в мире станет машина.

«Большая глина №4» Урса Фишера и другие одиозные городские скульптуры
Фото
NurPhoto / Contributor / Getty Images

«Грязный угол», Аниш Капур, Версаль

«Грязный угол» — пожалуй, самая известная работа Аниша Капура (Anish Kapoor) после «Облачных врат» в Чикаго. Также известная как «Королевская вагина», скульптура представляет собой огромное стальное пространство в форме конуса, открытое для посетителей. «Грязный угол» попал в поле внимания общественности, когда вандалы расписали его антисемитскими лозунгами. Капур, еврей по национальности, хотел оставить граффити на скульптуре как свидетельство ужаса и нетерпимости, но французские власти постановили, что он должен вернуть работе первоначальный облик. В ответ Капур покрыл граффити сусальным золотом.

«Большая глина №4» Урса Фишера и другие одиозные городские скульптуры
Фото
Raphael Gaillarde / Getty Images