Пластиковый стул

Этот моноблочный стул, сделанный из цельного листа пластика, сегодня можно встретить в каждом садовом центре, рынке или уличной забегаловке в любой точке нашей планеты — от Африки до Сибири. Проходят года, меняются тренды, а он все так же популярен и остается «на плаву», несмотря на свой неказистый внешний вид и, как правило, ужасное качество.

Самые страшные стулья и кресла в истории дизайна
Самые страшные стулья и кресла в истории дизайна

Имя его создателя история умалчивает, и в дизайне есть свои «темные пятна». Одно ясно точно: кем бы он ни был, этот человек, вне всяких сомнений, — гений, оставивший после себя вот такой неоднозначный след в истории. Кто-то называет среди изобретателей моноблочного стула французского дизайнера и инженера Анри Массонне (Henry Massonnet), создавшего похожий пластиковый стул Fauteuil 300 в 1972 году. Другие считают родоначальником пластиковой династии канадского дизайнера Дугласа Колборна Симпсона (Douglas Colborne Simpson), спроектировавшего стул-моноблок еще в 1946 году. Из садовых версий больше всего известна модель компании Grosfillex, запущенная в массовое производство в 1983 году. Кстати, в то время они стояли 50 долларов за штуку, хотя производство такого стула обходится всего в 3 доллара.

Самые страшные стулья и кресла в истории дизайна

Эволюция пластикового моноблочного стула. Monobloc Chair, дизайн Дугласа Симпсона (1946). Fauteuil 300, дизайн Анри Массонне (1972). Garden Chair, Grossfillex (1983).


Железный стул Tolix Chair

А у этого культового металлического стула есть автор, хотя многие о нем даже и не слышали, покупая дешевые и некачественные подделки, которыми наводнен рынок. Tolix Chair придумал даже не дизайнер, а гениальный французский экспериментатор Ксавье Пошар (Xavier Pauchard). Еще в начале XX он увлекся идеей гальванизации железа, но от замысла до создания первого оцинкованного стула ушло более 20 лет. Тем не менее, несмотря на культовый статус и бешенную популярность, сидеть на таком стуле неудобно, сидение жесткое, спинка врезается в спину (особенно, если вы купили его не у официального представителя, а в соседнем садовом центре или на просторах интернета).

Культовый объект: индустриальный стул Ксавье Пошара (фото 3)

Латунный стул Сальвадора Дали

Сальвадор Дали (Salvador Dali) был не только гениальным живописцем, но еще и дизайнером — он сам оформлял свои дома и создавал для них мебель. Но его мебельные шедевры были, скорее, произведениями искусства, чем обычными, предназначенными для жизни предметами мебели. Художник и сам это признавал. «На этом кресле можно даже сидеть, — говорил Сальвадор Дали про кресло Leda на трех ногах, — но с одним условием: чтобы сидящему было максимально неудобно». Кстати, вдохновением для этого объекта послужила картина Дали «Женщина с головой из роз» (столик на заднем плане также обрел реальное воплощение и, как и кресло, выпускается сегодня испанским брендом B.D. Barcelona).

По образу и подобию: 5 предметов мебели, вдохновленных Сальвадором Дали (фото 11)
Кресло Leda, BD Barcelona.
По образу и подобию: 5 предметов мебели, вдохновленных Сальвадором Дали (фото 12)

Сальвадор Дали. «Женщина с головой из роз», 1935.


Кресло-рука Педро Фридеберга

Автор «руконогих» кресел — мексиканский художник-сюрреалист Педро Фридеберг (Pedro Friedeberg), придумавший этот необычный объект с сидением в виде ладони в 1962 году. Самая первая модель была сделана из дерева и покрыта сверху сусальным золотом. Всего с тех пор было выпущено более 5 тысяч экземпляров, в том числе на круглом основании, на одной большой ноге и на трех ногах.

Самые страшные стулья и кресла в истории дизайна

Педро Фридберг. Кресло «Рука на трех ногах», дерево. Эстимейт: $10 000 — $15 000.

Самые страшные стулья и кресла в истории дизайна

Педро Фридеберг. Кресло «Рука-нога», красное дерево, 1960-е гг. Эстимейт: $12 000 — $18 000. Продано на аукционе Phillips за $13 125


Металлический стул Этторе Соттсасса

1960-е — 1970-е годы — время экспериментов в итальянском дизайне, когда молодые архитекторы, дизайнеры и художники во главе с Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass) боролись с массовым, потребительским искусством и работали над созданием альтернативного, радикального дизайна. Ранние работы Соттсасса — яркие, оригинальные, выходившие за рамки привычного ширпотреба — можно считать предвестниками его более поздних концептуальных заявлений в рамках движения «Мемфис». Он считал, что «все, что нас окружает, должно будоражить, провоцировать нас на эмоции, что любая сильная реакция, пусть даже и отрицательная, лучше, чем ее отсутствие». И эта пара ярких металлических стульев, созданная им в конце 1960-х, как раз такая: они могут нравиться или не нравиться, но уж точно не оставляют никого равнодушными.

Самые страшные стулья и кресла в истории дизайна

Разноцветный стул Riviera Микеле де Лукки

Соратником Этторе Соттсаса по движению «Мемфис» был Микеле де Лукки (Michele de Lucchi), с которым они вместе совершили революцию в итальянском дизайне. «Мемфис» задумывался как антитеза дизайну XX века, развивавшемуся в рамках так называемого «Интернационального стиля». Группа пропагандировала использование ярких красок вместо скучных однотонных поверхностей, выбирала пластик вместо привычных стекла и бетона и создавала эксцентричные, провокационные объекты, более напоминающие скульптуры, чем традиционные кресла и диваны. Кто-то не понимал и не воспринимал такой дизайн, другие — как, например, Карл Лагерфельд (Karl Lagerfeld) — влюблялись с первого взгляда (вышеупомянутый кутюрье, например, целиком обставил мебелью «Мемфис» свою квартиру в Монте-Карло).

Стул Riviera Микеле де Лукки 1981 года ближе всего по духу к прототипам авангардной бытовой техники, которую дизайнер создавал в конце 1970-х для компании Girmi. Это попытка придать повседневным бытовым предметам игровую форму, а не просто сделать скучный и сугубо функциональный предмет интерьера. На этот стул нужно смотреть, а не просто на нем сидеть — впрочем (как это часто бывает с яркими представителями итальянского постмодернизма), многие считают его уродливым, непропорциональным и неудобным.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 16)

Стулья Riviera, дизайн Микеле де Лукки, Memphis Milano, 1981.


Кресло-лимфоцит Тараса Желтышева

Наш друг, дизайнер Тарас Желтышев, сейчас успешно покоряет мир коллекционного дизайна и арт-игрушек и выставляется на крупнейших ярмарках мира, развивая свою художественную вселенную Yoomoota. Но когда-то давным-давно источником вдохновения для него была… медицина и мир естественных наук. Тарас учился в медицинском университете и начинал свою дизайнерскую карьеру с серии биоморфных предметов, среди которых было кресло-«лимфоцит» Lymphochair (которое, кстати, и принесло ему широкую известность).

Самые страшные стулья и кресла в истории дизайна

Кресло-качалка Vanilla Маттео Чибика

Это кресло-качалку дизайнер Маттео Чибик (Matteo Cibic) (кстати, племянник еще одного представителя группы «Мемфис» — Альдо Чибика (Aldo Cibic)) создал для индийского люксового бренда Scarlet Splendour. «Вообще в детстве я спокойно относился к „Мемфису“, мне больше нравился Майкл Джордан. Но если серьезно, дядя Альдо научил меня верить в себя, привил чувство прекрасного. А еще рядом с его офисом было модельное агентство, перед глазами постоянно фланировали красивые женщины. Вечером он брал меня с собой на презентации, где часто устраивались дегустации. Так я приобщился к высокой кухне и высокому дизайну — причем бесплатно», — смеется дизайнер.

Возвращаясь к креслу, которое попало в нашу «антиподборку»: его дизайн, как говорит автор, вдохновлен «итальянскими шедеврами — от эпохи Возрождения до 1930-х годов нашего времени, — а также индийскими ремесленными изделиями из кости и рога». Или, проще говоря, представляет собой «сборную солянку» из самых разных заимствований и традиций — не самую удачную и эстетичную, на наш взгляд.

Самые страшные стулья и кресла в истории дизайна

Монстры Haas Brothers

Из солнечной Италии перенесемся в Лос-Анджелес, где живут и работают братья-близнецы Николай (Ники) и Саймон Хаас (Nikolai and Simon Haas), они же Haas Brothers. Как и итальянские радикалы 1980-х, они создают мебель «не для всех», которая у многих вызывает отторжение. Братья прославились своими «волосатыми» лавками и креслами, напоминающими лохматых гусениц и других чудищ и фарфоровыми монстриками. «Мы обращаемся к человеческому естеству, — говорит Саймон. — Хотим, чтобы наши вещи вызывали эмоциональный отклик. С нашей кушеткой в виде премилого чудища нужно выстраивать отношения, пестовать его, как любимое домашнее животное». Хотите завести дома такую мохнатую гусеницу?

Самые страшные стулья и кресла в истории дизайна

Кресла из игрушек братьев Кампана

Кресла из мягких игрушек — одна из «визитных карточек» бразильского дизайнерского дуэта Фернандо и Умберто Кампана (Fernando and Humberto Campana). У этого объекта есть масса модификаций — от разношерстных звериных компаний в стиле «и жук, и жаба», до монохромных композиций из зеленых крокодилов, синих дельфинов или черно-белых панд. Но, как говорится, и на старуху бывает проруха: не все кресла получались одинаково милыми и пушистыми, некоторые иногда больше смахивают на «кладбище домашних животных». Что не мешает им оставаться объектом желания для коллекционеров со всего света и продаваться на аукционах за немалые деньги.

Самые страшные стулья и кресла в истории дизайна

Cake Stool, дизайн братьев Кампана, 2008. Эстимейт: 15 000 — 20 000 евро.

Фото

sothebys.com


Полосатое кресло Esteblished & Sons

Кресло Jumper в полосатом «костюмчике» придумал дизайнер Бертьян Пот (Bertjan Pot) для английского бренда Established & Sons. Его обивка представляет собой шерстяной вязаный чехол большого размера, закрывающий не только сидение и спинку, но и ножки, и напоминающий, по замыслу автора, джемпер — там даже есть пуговицы, которые фиксируют чехол внизу под сидением. Чехол связан на вязальной машине, которая используется для производства одежды, а затем постиран при высоких температурах, чтобы шерстяная ткань выглядела гладкой, бесшовной и ровной. Одно но: полосатый свитерок сильно смахивает, как нам кажется, на арестансткую робу.

Самые страшные стулья и кресла в истории дизайна

Кресло Jumper, дизайн Бертьяна Пота, Established & Sons, 2010.


Кресло хот-дог Studio Job

Это кресло в виде хот-дога может показаться произведением нейросетей — сейчас гуляет достаточно много гуляет подобных картинок в интернете. Однако оно было создано задолго до того, как искусственный интеллект стал тиражировать в массы свои креативные идеи. Кресло Burger — работа студии Studio Job для итальянского бренда Seletti и первый опыт последнего в области производства мягкой мебели. Как и настоящий хот-дог, «икона американской поп-культуры», кресло состоит из разных ингредиентов. «Рецепт» дизайнерского бургера включает сиденье в виде круглой булочки с подушкой-котлетой, огурец и ломтик помидора — очередной пример мебели «на любителя», на этот раз «фаст-фуда» и эксцентричного дизайна.

Самые страшные стулья и кресла в истории дизайна

Burger Chair, дизайн Studio Job для Seletti, 2017.