Пионер гальванизации
Французский дизайнер Ксавье Пошар (Xavier Pauchard) не случайно занялся предметами мебели из оцинкованной стали — с молодых лет бургундец помогал отцу и деду в семейной кровельной мастерской. В начале XX века металл использовался исключительно на строительные, максимум — на садовые нужды. В 1907 году 27-летний Пошар начал эксперименты по поиску нового способа защиты металла от коррозии и ржавчины. Тестируя различные варианты покрытия, автор пришел у методу гальванизации: погружая железо в расплавленный цинк, он улучшил свойства материала и добился прочного наружного слоя, устойчивого к агрессивному воздействию окружающей среды.
Интересно, что Ксавье Пошар рос в природном регионе, богатом сосновыми лесами, но на создание культового объекта автора вдохновил именно «бездушный» металл.
От экспериментов — к производству
В это время Пошар задумывает основать собственную мастерскую по производству изделий из нержавеющей стали. Однако на реализацию идеи ушло целых 20 лет. Предприятие Tolix, выпускавшее простые предметы для дома — столы, стулья, табуреты, открылось 1937 году. Непосредственно стул из серии «А» был создан в 1934 году. По легенде, успех к бренду пришел после крупного заказа для трансатлантического лайнера «Нормандия». После возвращения корабля из плавания об объекте Пошара уже знали по обе стороны океана. Основными заказчиками стула были и остаются уличные кафе, бистро и бары. Предмет до сих пор производится вручную — на его создание требуется более 100 различных манипуляций!
Модель стала истинным символом промышленного дизайна: его легко узнать по высокой спинке и широко посаженным ножкам. Большой вес не дает стулу опрокинуться от сильных порывов ветра, отверстия в сиденье предназначены для стока воды. Даже если после долгих-долгих лет использования на поверхности все же появятся следы ржавчины или небольшие сколы, то это сделает объект еще более очаровательным.
Возрождение фабрики Tolix
В начале 2000-х семейное предприятие Tolix под руководством сыновей Пошара чуть не прекратило существование в связи со сложной экономической ситуацией. Однако фабрика во время была выкуплена предпринимательницей Шанталь Андриот, с прихода которой началось настоящее возрождение марки. Например, в 2015 году в честь 80-летия культового объекта для переосмысления стула были приглашены восемь мировых дизайнеров, студий и архитекторов, среди которых — Константин Грчик (Konstantin Grcic), Себастьян Херкнер (Sebastian Herkner), Бетан Лора Вуд (Bethan Laura Wood) и студия Formafantasma.
Каждый из авторов интерпретировал икону в фирменном стиле. Например, Грчик сразу решил, что нужно сделать все что угодно, но только не стул. И взяв за основу элемент спинки объекта, который на фабрике называют «пальметте», создал большое ведро из оцинкованного металла из 14 тех самых «пальметте». В ходе проекта стулья также окрашевали, нещадно перфорировали, обшивали ремешками и пуговицами. Онако самое элегантное решение предложила студия Formafantasma, решившая популяризировать и без того известный стул в своем стиле: авторы создали инсталляцию в виде гигантских весов, на одну сторону которых был подвешен стул, а на другой — кусок металла, из которого объект и производится.
В настоящее время полюбоваться одним из самых архетипичных объектов современного дизайна можно в нью-йоркской МоМА, в музее Vitra, Центре Помпиду.