Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 0)
Архитектор и дизайнер Микеле де Лукки.

Сегодня 8 ноября 2023 года итальянскому архитектору и дизайнеру Микеле де Лукки (Michele de Lucchi) исполняется 72 года. Он был одним из тех, кому удалось сформировать специфическую комбинацию нового дизайна и классической формы. Его работы придали новое значение классическому искусству, наполнив его современными элементами и позволив воспринимать классику современной системой.

№1

Микеле де Лукки родился в 1951 году в Ферраре. Находящаяся в отдалении от основных туристических центров Феррара не снискала ни романтической славы Венеции, ни академического рейтинга Болоньи, ни художественного статуса Флоренции или Пизы. Тем не менее этот город, известный как место правления герцогов д’Эсте, был и остается центром сосредоточения важнейших памятников эпохи Возрождения: палаццо Скифанойя, собор св. Георгия, Палаццо Муничипале, замок герцогов д’Эсте и «Алмазный дворец». И этот образ ренессансного мира и мировоззрение эпохи Возрождения оказались принципиально важными для художественной программы Микеле де Лукки.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 4)

№2

Архитектор по образованию, Микеле де Лукки закончил Флорентийский университет, где был учеником Адольфо Наталини (Adolfo Natalini), который, в свою очередь, известен как автор целого ряда построек в районе Флоренции и Болоньи — областях, где историческое наследие играло определяющую роль. В работах Наталини много элементов, связанных с традиционными архитектурными формами.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 7)
Кофеварка Pulcina, Alessi, 2015.

№3

Работы Микеле де Лукки, как правило, обладают двойным статусом. С одной стороны они оцениваются как образец радикального авангарда в области дизайна, с другой, — как работы, обладающие традиционной основой. Одна из особенностей проектов де Луки — способность использовать непривычные решения в при создании классических вещей и одновременно адаптировать классические формы в формате нового дизайна. Де Лукки известен как создатель принципиально новых по своим формам объектов. В то же время он автор выразительных реконструкций исторических зданий, среди которых, например реконструкция библиотеки фонда Джорджио Чини в Венеции.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 9)
Библиотека Фонда Джорджио Чини в Венеции. Монастырский комплекс XV века превращен в библиотеку.

№4

В 1976 году, сразу после создания Studio Alchimia в Милане, Микеле де Лукки присоединился к этой группе. «Алхимия» ориентировалась одновременно на таинственный образ средневековой науки, ставившей перед собой цель преобразования субстанций, и идеологию нового в современном дизайне. «Алхимия» стремилась создавать не существовавшие ранее вещи, что придавало объектам эксцентричность и мистический характер.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 12)
Ботинки Timberland, «кастомизированные» студией Alchimia, 1985.
Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 13.1)
Настольная лампа Sinerpica, дизайн Микеле де Лукки, Alchimia, 1979.
Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 13.2)
Подвесной светильник Sinvola, дизайн Микеле де Лукки, Alchimia, 1979.

№5

Микеле де Лукки относился к поколению архитекторов, которые коренным образом реформировали представление об итальянском дизайне. Микеле де Лукки, Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass), Алессандро Мендини (Alessandro Mendini) заставили воспринимать искусство Италии не только в контексте наследия Ренессанса и Барокко, но и увидеть в нем одну из наиболее сильных дизайн-школ XX века.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 16)
Стулья Riviera, дизайн Микеле де Лукки, Memphis Milano, 1981. Дерево, ламинат, сталь, эмаль, шелк. В Москве продаются в галерее «Палисандр», www.palisandergallery.com

№6

В 1980 году при участии Микеле де Лукки была основана группа единомышленников Memphis, инициатором которой выступил Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass). «Мемфис» задумывался как антитеза классическому дизайну XX века, развивавшемуся в рамках так называемого «Интернационального стиля». Группа пропагандировала использование ярких цветов вместо скучных однотонных поверхностей, выбирала пластик вместо привычных стекла и бетона. Вместе с тем несмотря на радикальный дизайн, цвет и асимметрию, «Мемфис» близок европейскому минимализму, а его вычурная игра с формами и цветом напоминала о принципах европейского барокко.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 19.1)
Столик Flamingo, дизайн Микеле де Лукки, Memphis, 1984.
Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 19.2)
Столик Kristall, дизайн Микеле де Лукки, Memphis, 1981.

№7

Работы Микеле де Лукки устанавливали связь между массовой и высокой культурой, повседневным серийным дизайном и интеллектуальной культурой. Подобно тому как название группы «Мемфис» служило одновременно напоминанием о родном городе Элвиса, песнях Боба Дилана и космополитическом центре древнего Египта так и объекты де Лукки являли собой сочетание массового дизайна и благородного классического стиля.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 23)
Книжный стеллаж Montefeltro, дизайн Микеле де Лукки, Design Gallery Milano, 2008.

№8

Кресло First Chair было создано Микеле де Лукки для группы «Мемфис» в 1983 году. Этот объект демонстрировал не только новые элементы и приемы (такие как пластиковые детали, виниловые вставки и цветные элементы, использовавшиеся и связывавшие Memphis Group с идеологией пост-модерна). First Chair использовало конструкцию из табулированной стали, которая была условным напоминанием о классическом кресле Wassily, созданного Марселем Бройером (Marcel Breuer) в 1925 году.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 24.1)
Кресло First Chair, дизайн Микеле де Лукки, Mempis, 1983.
Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 24.2)
Кресло First Chair, дизайн Микеле де Лукки, Mempis, 1983.

№9

Большим поклонником группы Memphis был дизайнер Карл Лагерфельд (Karl Lagerfeld). Он целиком обставил мебелью «Мемфис» свою квартиру в Монако. Так, например, в спальне кутюрье стояли кровать, прикроватные столики и комод по дизайну Микеле де Лукки, а в столовой можно заметить его стулья Riviera.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 27)
Квартира Карла Лагерфельда в Монако, 1980-е гг. Стеллаж Suvretta, дизайн Этторе Соттсаса. Стол Unknown, дизайн Джорджа Соудена. Стулья Riviera, дизайн Микеле де Лукки. Торшер Treetops, дизайн Этторе Соттсаса.
Фото
Jacques Schumacher
Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 28)
Квартира Карла Лагерфельда в Монако, 1980-е гг. Гардероб Pacific и настольная лампа Oceanic, дизайн Микеле де Лукки. Стол Brazil, дизайн Питера Шира.
Фото
Jacques Schumacher

№10

Начиная с 1986 года дизайнер сотрудничал с компанией Artemide, для которой он спроектировал в 1986 светильник Tolomeo. Изначально лампа использовала тяжелую подставку и подвижную, напоминающую конструкцию кульмана систему, которая позволяла направлять свет в необходимую точку. Эта модель часто использовалась в офисах архитектурных бюро и графических студий и стал своего рода одним из символов индустриального стиля в дизайне. По сути своей изобретение Tolomeo ознаменовало собой распространение индустриального стиля в массовой бытовой среде. В 1989 году объект был удостоен приза Compasso d’Oro — главной итальянской премии в области дизайна.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 33)
Торшер Tolomeo Mega, дизайн Микеле де Лукки и Джанкарло Фассины, Artemide, 1986.

№11

Важным эпизодом в биографии Микеле де Лукки стало сотрудничество с маркой Kartell. Здесь принципиально важен переворот, который она совершила в дизайне второй половине XX века. Основанная в 1949 году, эта компания не только поставила на поток массовое производство объектов дизайна и сделала их доступными широким слоям населения, но и стала одной из первых, кто поставил во главу угла пластик и металл, фактически сделав эти материалы основными материалами современного дизайна.

Легенды дизайна: Микеле де Лукки

Микеле де Лукки. «Мост Мира» в Тбилиси. Это не единственный проект итальянского дизайнера и архитектора в грузинской столице, ранее он также спроектировал Авлабарскую резиденцию и новое здание Министерства внутренних дел Грузии.

Фото

Legion Media

№12

Микеле де Лукки был одним из тех дизайнеров, кому удалось объединить интернациональный стиль, классическое направление и новый дизайн второй половины XX — начала XXI вв. Его работы соединяют в себе приемы классического авангарда и нового дизайна — в частности, в области создания вещей из табулированной стали. Пример тому — вешалка для одежды Segmenti, спроектированная де Лукки в 1991 году.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 38)
Вешалка для одежды Segmenti, дизайн Микеле де Лукки, Kartell, 1991.

№13

На протяжении 1990-х годов Микеле де Лукки сотрудничал с компанией Olivetti. Де Лукки стал приемником Марио Беллини (Mario Bellini) и Этторе Соттсасса, которые создавали дизайн легендарных печатных машинок на протяжении 1950-х и 1960-х годов. В частности для компании Olivetti Микеле де Лукки спроектировал одну из первых моделей струйного принтера — Olivetti Artjet 10. Этот проект также был удостоен премии Compasso d’Oro.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 41)
Принтер Olivetti Artjet 10, дизайн Микеле де Лукки, Olivetti.

№14

В 2001 Микеле де Лукки разработал для компании Olivetti новый калькулятор — модель Gioconda. Она использовала устоявшиеся к тому моменту приемы, инициированные пост-модернистским движением и группой «Мемфис»: обтекаемые формы, цветной корпус и яркие элементы. Фактически работа де Лукки обозначила новое направление в дизайне — понимание того, что объект дизайна или элемент интерьера также подвержен воздействию моды. Микеле де Лукки представил тренд в дизайне как быстротечное явление: он может быть ориентирован на сезон, и не всегда подразумевать формы, ставшие абсолютным выражением концепта.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 44)
Калькулятор Gioconda, дизайн Микеле де Лукки, Olivetti, 2001.
Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 45)
Павильон Венеции на Expo 2015, проект Микеле де Лукки.

№15

В 2017 году Микеле де Лукки занял пост главного редактора журнала Domus. Одной из его задач стало преодоление последствий кризиса, который был связан с двойственным положением журнала. На протяжении долгого времени Domus функционировал как профессиональное издание, пытавшийся сохранить свои позиции и как массового коммерческого продукта. Это противоречие между «журналом для дома» и профессиональным изданием по архитектуре де Лукки решил посредствам объединения классического и модернистского вектора в дизайне.

Микеле де Лукки: радикальная классика (фото 3)