Пластиковый стул
Этот моноблочный стул, сделанный из цельного листа пластика, сегодня можно встретить в каждом садовом центре, рынке или уличной забегаловке в любой точке нашей планеты — от Африки до Сибири. Проходят года, меняются тренды, а он все так же популярен и остается «на плаву», несмотря на свой неказистый внешний вид и, как правило, ужасное качество.
Имя его создателя история умалчивает, и в дизайне есть свои «темные пятна». Одно ясно точно: кем бы он ни был, этот человек, вне всяких сомнений, — гений, оставивший после себя вот такой неоднозначный след в истории. Кто-то называет среди изобретателей моноблочного стула французского дизайнера и инженера Анри Массонне (Henry Massonnet), создавшего похожий пластиковый стул Fauteuil 300 в 1972 году. Другие считают родоначальником пластиковой династии канадского дизайнера Дугласа Колборна Симпсона (Douglas Colborne Simpson), спроектировавшего стул-моноблок еще в 1946 году. Из садовых версий больше всего известна модель компании Grosfillex, запущенная в массовое производство в 1983 году. Кстати, в то время они стояли 50 долларов за штуку, хотя производство такого стула обходится всего в 3 доллара.
Железный стул Tolix Chair
А у этого культового металлического стула есть автор, хотя многие о нем даже и не слышали, покупая дешевые и некачественные подделки, которыми наводнен рынок. Tolix Chair придумал даже не дизайнер, а гениальный французский экспериментатор Ксавье Пошар (Xavier Pauchard). Еще в начале XX он увлекся идеей гальванизации железа, но от замысла до создания первого оцинкованного стула ушло более 20 лет. Тем не менее, несмотря на культовый статус и бешенную популярность, сидеть на таком стуле неудобно, сидение жесткое, спинка врезается в спину (особенно, если вы купили его не у официального представителя, а в соседнем садовом центре или на просторах интернета).
Латунный стул Сальвадора Дали
Сальвадор Дали (Salvador Dali) был не только гениальным живописцем, но еще и дизайнером — он сам оформлял свои дома и создавал для них мебель. Но его мебельные шедевры были, скорее, произведениями искусства, чем обычными, предназначенными для жизни предметами мебели. Художник и сам это признавал. «На этом кресле можно даже сидеть, — говорил Сальвадор Дали про кресло Leda на трех ногах, — но с одним условием: чтобы сидящему было максимально неудобно». Кстати, вдохновением для этого объекта послужила картина Дали «Женщина с головой из роз» (столик на заднем плане также обрел реальное воплощение и, как и кресло, выпускается сегодня испанским брендом B.D. Barcelona).
Кресло-рука Педро Фридеберга
Автор «руконогих» кресел — мексиканский художник-сюрреалист Педро Фридеберг (Pedro Friedeberg), придумавший этот необычный объект с сидением в виде ладони в 1962 году. Самая первая модель была сделана из дерева и покрыта сверху сусальным золотом. Всего с тех пор было выпущено более 5 тысяч экземпляров, в том числе на круглом основании, на одной большой ноге и на трех ногах.
Металлический стул Этторе Соттсасса
1960-е — 1970-е годы — время экспериментов в итальянском дизайне, когда молодые архитекторы, дизайнеры и художники во главе с Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass) боролись с массовым, потребительским искусством и работали над созданием альтернативного, радикального дизайна. Ранние работы Соттсасса — яркие, оригинальные, выходившие за рамки привычного ширпотреба — можно считать предвестниками его более поздних концептуальных заявлений в рамках движения «Мемфис». Он считал, что «все, что нас окружает, должно будоражить, провоцировать нас на эмоции, что любая сильная реакция, пусть даже и отрицательная, лучше, чем ее отсутствие». И эта пара ярких металлических стульев, созданная им в конце 1960-х, как раз такая: они могут нравиться или не нравиться, но уж точно не оставляют никого равнодушными.
Разноцветный стул Riviera Микеле де Лукки
Соратником Этторе Соттсаса по движению «Мемфис» был Микеле де Лукки (Michele de Lucchi), с которым они вместе совершили революцию в итальянском дизайне. «Мемфис» задумывался как антитеза дизайну XX века, развивавшемуся в рамках так называемого «Интернационального стиля». Группа пропагандировала использование ярких красок вместо скучных однотонных поверхностей, выбирала пластик вместо привычных стекла и бетона и создавала эксцентричные, провокационные объекты, более напоминающие скульптуры, чем традиционные кресла и диваны. Кто-то не понимал и не воспринимал такой дизайн, другие — как, например, Карл Лагерфельд (Karl Lagerfeld) — влюблялись с первого взгляда (вышеупомянутый кутюрье, например, целиком обставил мебелью «Мемфис» свою квартиру в Монте-Карло).
Стул Riviera Микеле де Лукки 1981 года ближе всего по духу к прототипам авангардной бытовой техники, которую дизайнер создавал в конце 1970-х для компании Girmi. Это попытка придать повседневным бытовым предметам игровую форму, а не просто сделать скучный и сугубо функциональный предмет интерьера. На этот стул нужно смотреть, а не просто на нем сидеть — впрочем (как это часто бывает с яркими представителями итальянского постмодернизма), многие считают его уродливым, непропорциональным и неудобным.
Кресло-лимфоцит Тараса Желтышева
Наш друг, дизайнер Тарас Желтышев, сейчас успешно покоряет мир коллекционного дизайна и арт-игрушек и выставляется на крупнейших ярмарках мира, развивая свою художественную вселенную Yoomoota. Но когда-то давным-давно источником вдохновения для него была… медицина и мир естественных наук. Тарас учился в медицинском университете и начинал свою дизайнерскую карьеру с серии биоморфных предметов, среди которых было кресло-«лимфоцит» Lymphochair (которое, кстати, и принесло ему широкую известность).
Кресло-качалка Vanilla Маттео Чибика
Это кресло-качалку дизайнер Маттео Чибик (Matteo Cibic) (кстати, племянник еще одного представителя группы «Мемфис» — Альдо Чибика (Aldo Cibic)) создал для индийского люксового бренда Scarlet Splendour. «Вообще в детстве я спокойно относился к „Мемфису“, мне больше нравился Майкл Джордан. Но если серьезно, дядя Альдо научил меня верить в себя, привил чувство прекрасного. А еще рядом с его офисом было модельное агентство, перед глазами постоянно фланировали красивые женщины. Вечером он брал меня с собой на презентации, где часто устраивались дегустации. Так я приобщился к высокой кухне и высокому дизайну — причем бесплатно», — смеется дизайнер.
Возвращаясь к креслу, которое попало в нашу «антиподборку»: его дизайн, как говорит автор, вдохновлен «итальянскими шедеврами — от эпохи Возрождения до 1930-х годов нашего времени, — а также индийскими ремесленными изделиями из кости и рога». Или, проще говоря, представляет собой «сборную солянку» из самых разных заимствований и традиций — не самую удачную и эстетичную, на наш взгляд.
Монстры Haas Brothers
Из солнечной Италии перенесемся в Лос-Анджелес, где живут и работают братья-близнецы Николай (Ники) и Саймон Хаас (Nikolai and Simon Haas), они же Haas Brothers. Как и итальянские радикалы 1980-х, они создают мебель «не для всех», которая у многих вызывает отторжение. Братья прославились своими «волосатыми» лавками и креслами, напоминающими лохматых гусениц и других чудищ и фарфоровыми монстриками. «Мы обращаемся к человеческому естеству, — говорит Саймон. — Хотим, чтобы наши вещи вызывали эмоциональный отклик. С нашей кушеткой в виде премилого чудища нужно выстраивать отношения, пестовать его, как любимое домашнее животное». Хотите завести дома такую мохнатую гусеницу?
Кресла из игрушек братьев Кампана
Кресла из мягких игрушек — одна из «визитных карточек» бразильского дизайнерского дуэта Фернандо и Умберто Кампана (Fernando and Humberto Campana). У этого объекта есть масса модификаций — от разношерстных звериных компаний в стиле «и жук, и жаба», до монохромных композиций из зеленых крокодилов, синих дельфинов или черно-белых панд. Но, как говорится, и на старуху бывает проруха: не все кресла получались одинаково милыми и пушистыми, некоторые иногда больше смахивают на «кладбище домашних животных». Что не мешает им оставаться объектом желания для коллекционеров со всего света и продаваться на аукционах за немалые деньги.
Полосатое кресло Esteblished & Sons
Кресло Jumper в полосатом «костюмчике» придумал дизайнер Бертьян Пот (Bertjan Pot) для английского бренда Established & Sons. Его обивка представляет собой шерстяной вязаный чехол большого размера, закрывающий не только сидение и спинку, но и ножки, и напоминающий, по замыслу автора, джемпер — там даже есть пуговицы, которые фиксируют чехол внизу под сидением. Чехол связан на вязальной машине, которая используется для производства одежды, а затем постиран при высоких температурах, чтобы шерстяная ткань выглядела гладкой, бесшовной и ровной. Одно но: полосатый свитерок сильно смахивает, как нам кажется, на арестансткую робу.
Кресло хот-дог Studio Job
Это кресло в виде хот-дога может показаться произведением нейросетей — сейчас гуляет достаточно много гуляет подобных картинок в интернете. Однако оно было создано задолго до того, как искусственный интеллект стал тиражировать в массы свои креативные идеи. Кресло Burger — работа студии Studio Job для итальянского бренда Seletti и первый опыт последнего в области производства мягкой мебели. Как и настоящий хот-дог, «икона американской поп-культуры», кресло состоит из разных ингредиентов. «Рецепт» дизайнерского бургера включает сиденье в виде круглой булочки с подушкой-котлетой, огурец и ломтик помидора — очередной пример мебели «на любителя», на этот раз «фаст-фуда» и эксцентричного дизайна.