«С развитием художника меняется только масштаб»: интервью с Сабиной Чагиной
Фото
архивы пресс-служб

Что такое арт-квартал?

«С развитием художника меняется только масштаб»: интервью с Сабиной Чагиной
Сабина Чагина
Фото
архивы пресс-служб

Арт-кварталы появились, когда промышленность вывезли за пределы городов и остался огромный имущественный фонд, большая часть из которого является культурным наследием. А значит, его нельзя просто снести и зачистить, а нужно с ним что-то делать. К счастью, когда встал этот вопрос, оказалось, что существует запрос на современное искусство.

В 2006–2007 годах, когда появился ЦСИ «Винзавод», арт-комьюнити было очень разрозненным: существовали отдельные акторы, рынок не был сформирован. Художники стремились сотрудничать с галереями, но получалось это у единиц. Так что повторюсь: был запрос, и «Винзавод» сразу создавался как инфраструктура для художников.

Мы сфокусированы на работе с сообществом, на программах, которые его развивают. «Винзавод» — одно из первых мест в России, где вообще начали говорить о молодых художниках, как им быть, что делать, куда двигаться дальше, какая у них может быть карьера.

Например, у нас была программа «Старт» — это, по сути, первая персональная выставка художника. Сейчас она трансформировалась в другую — «Открытые студии». Там уже не один, а десять художников, у которых есть ментор, который ведет их, есть студии, в которые может зайти любой посетитель «Винзавода» и посмотреть на работу, результатом которой станет выставка. Другой пример — «Маркет современного искусства», где художники сами пробуют продать свои объекты, это тоже важный опыт.

«С развитием художника меняется только масштаб»: интервью с Сабиной Чагиной
Фото
архивы пресс-служб

По какому принципу вы выбираете художников для своих программ?

Почти каждая программа сопровождается открытым приемом заявок, то есть принять участие потенциально может любой художник. А дальше эти заявки отбирает комиссия, состоящая из экспертов в своей области. Нередко художник «растет» от программы к программе: начинает, например, с «Открытых студий», потом переходит в «Мастерские» (они закрыты для свободного посещения), а затем становится участником биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА. То есть художник в принципе может жить на «Винзаводе» и никуда не выходить (смеется).

А нет ли в этом какой-то законсервированности? Будто искусство живет в, прошу прощения за сравнение, уютном вольере, а за его пределами чувствует себя в городской среде неуверенно?

«С развитием художника меняется только масштаб»: интервью с Сабиной Чагиной
Фото
архивы пресс-служб

Та же АРТМОСФФЕРА выходит за пределы «Винзавода». Около 20 объектов в этом году будут находиться на территории ЦСИ, а еще 15 — вне ее, но рядом. Так что, пожалуй, да, в этом есть что-то искусственное: человек специально приезжает в определенное место, потому что хочет сразу посетить максимальное число выставок, увидеть искусство на улицах поблизости, заодно что-то интересное купить, поесть. Вопрос в ограниченном времени городского жителя, в идеале он должен получить максимум за небольшой срок. Иначе говоря, арт-квартал — это такой «образцово-показательный город». Люди приезжают и видят, как это может быть. И главное, потом, если вдруг они встречают паблик-арт где-то вне «Винзавода» или если им, например, предложат нарисовать мурал на фасаде их дома, они будут понимать, что это, не будет раздражения, непонимания и, как следствие, агрессии.

В 2013–2014 годах был пик появления искусства на улицах, но потом оно начало исчезать — по двум причинам. С одной стороны, многие недобросовестные «муралисты» выдавали за искусство рекламу, а с другой — неосведомленность большинства жителей не позволяла отличить первое от второго. Поэтому еще одна из важных задач нашего арт-кластера, помимо формирования арт-сообщества и поддержки художников, — образовательная.

«С развитием художника меняется только масштаб»: интервью с Сабиной Чагиной
Фото
архивы пресс-служб

Зачем художники выходят на улицу? И среда не всегда готова к ним, и с монетизацией, кажется, сложнее…

Заявить о себе, буквально крикнуть. Сколько человек увидят работу в галерее? Пускай тысячи даже. А сколько в городе? Миллионы! И с развитием художника меняется только масштаб — от куска граффити до огромного панно или скульптуры, а амбиции никуда не деваются. Что касается монетизации, сегодня есть и частные коллекционеры, и коммерческие структуры, например, девелоперы, создающие на территориях своих ЖК парки скульптур, так что паблик-арт-художники не просто не ограничены в этом вопросе, иногда им проще — по первой причине: их имена на слуху, их объекты видели многие, их обсуждали.

«С развитием художника меняется только масштаб»: интервью с Сабиной Чагиной
Роспись Шепарда Фейри в 2018 году.
Фото
архивы пресс-служб

Расскажите о биеннале АРТМОССФЕРА. Какова миссия фестиваля?

В 2014-м, когда АРТМОССФЕРА только возникла, глобальная миссия была такая: стать платформой для поддержки и развития уличного искусства. Более того — утвердить паблик-арт как неотъемлемую часть актуального искусства. В целом, мне кажется, мы своей цели добились. Уже вторая биеннале попала в шорт-лист The Art Newspaper как «Выставка года»; многие художники, которые начинали на АРТМОССФЕРЕ, будучи ноунеймами, сейчас работают с ведущими галереями, гастролируют по миру; на каждой второй большой ярмарке как минимум 10 процентов участников — это художники уличной волны.

С самой первой биеннале мы хотели познакомить общество с художниками, открыть имена, показать, на что они способны. Когда АРТМОССФЕРА еще существовала в формате творческого объединения, мы делали до 50 проектов в год, не считая собственно биеннале. До сих пор, например, на Ленинградском вокзале в Москве существует панно Дмитрия Аске «Счастливый билет», созданное в рамках одного из этих проектов. Еще имя, которое теперь на слуху, — Иван Найнти. И таких много. До нас стрит-арт-художники занимались в основном либо граффити, то есть созданием нелегальных работ, либо заказными росписями, рекламой, не имеющей к творчеству никакого отношения. АРТМОССФЕРА — возможность для них высказаться художественно, экспериментировать в своем творчестве, создавать что-то совсем нереальное.

«С развитием художника меняется только масштаб»: интервью с Сабиной Чагиной
Фото
архивы пресс-служб

Каким образом формулируются темы биеннале и происходит выбор художников?

Темы предлагает куратор. Он пишет текст, в котором аргументирует свой выбор, а затем оргкомитет фестиваля принимает решение. В этот раз это «Община: Партнерство — Коллективность — Утопия». Мы не хотим ограничивать художников в их идеях: кому-то ближе формат предложений, кому-то — размышлений, а кто-то предпочитает мечтать. Что касается отбора участников, у нас был опен-колл, и совет экспертов выбирал их по разным критериям, например, соответствие теме фестиваля, возможность реализации, портфолио и так далее. А художникам, не живущим в России, мы писали напрямую, и, несмотря на объективные проблемы с логистикой, международное присутствие никуда не делось.

«С развитием художника меняется только масштаб»: интервью с Сабиной Чагиной
Фото
архивы пресс-служб