Антонио Гауди (1852-1926)
Антонио Гауди (Antonio Gaudi) — одна из самых ярких фигур в истории не только Испании, но и мировой архитектуры. Большинство его творений украшает Барселону — среди них так и недостроенный пока Собор Святого Семейства (Sagrada Família), парк Гуэля и Каса-Бальо и Каса-Висенс. Его постройки знамениты своими необычными формами, волнообразными линиями и причудливым декором, а еще тем, что Гауди не любил чертежи и проектировал свои шедевры с помощью трехмерных моделей. Часто они представляли собой сложнейшие подвесные конструкции из гипса, цепей и мешочков с песком.
Ле Корбюзье (1887-1965)
Ле Корбюзье (La Corbusier, настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) — пионер архитектурного модернизма и функционализма. Своими инновациями он оказал большое влияние на развитие архитектуры ХХ века — от чистых линий виллы Савой, построенной в 1931 году, до строительство города Чандигарх в Индии. Один из последних европейских проектов Ле Корбюзье — монастырь Ла-Туретт под Лионом — включает элементы всех периодов его творчества: бетонные пилоны, поднимающие большую часть строения над землей, напоминают о белых колоннах виллы Савой; цилиндрические окуляры крипты (Ле Корбюзье называл их «световыми пушками»), освещающие черные, желтые, красные и синие ниши, отражают цвета, использованные в знаменитой «Жилой единице» в Марселе.
Алвар Аалто (1898-1976)
Алвар Аалто (Alvar Aalto) — один из отцов и основоположников финского дизайна и скандинавского модернизма в целом. Его единственная постройка на территории России — Центральная городская библиотека Выборга. Открытая в 1935 году, библиотека была революционной для своего времени. Мебель архитектор тоже проектировал сам: самый, пожалуй, известный его объект — круглый табурет Stool 60, который выпускается финской маркой Artek.
Заха Хадид (1950-2016)
Заха Хадид (Zaha Hadid) — самая известная женщина-архитектор, ее футуристический стиль известен всему миру. на родилась в Багдаде (Ирак), и уже в 11 лет поняла, что хочет посвятить свою жизнь архитектуре. В 1972 году поехала учиться в Лондон, где и осталась жить. «Планета на своей собственной орбите», — так называл свою талантливую студентку голландский архитектор Рем Колхас (Rem Koolhaas), у которого Заха училась в знаменитой AA (Architectural Association School of Architecture).
Алексей Щусев (1873-1949)
Русский архитектор Алексей Щусев работал в разных жанрах и проявлял себя в разных стилях и направлениях конца XIX — первой половины XX веков. За свою жизнь он создал более 200 проектов — от станции метро «Комсомольская» до Мавзолея Ленина. Среди его самых знаменитых построек — Казанский вокзал, Покровский храм Марфо-Мариинской обители, Дом архитекторов и др.
Сантьяго Калатрава (р. 1951)
Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava) — испанский архитектор, в свое время испытавший влияние Ле Корбюзье. Кроме того, его называют последователем Гауди — это угадывается в его любви к плавным органическим формам. Его стиль обычно характеризуют как био-тек и называют представителем нео-органической архитектуры. За свою жизнь Калатрава реализовал более 70 проектов. В 1986 году он спроектировал мост «9 октября» в Валенсии — это прославило его на весь мир и положило начало серии проектов мостов по всему миру. Там же в Валенсии находится одна из самых масштабных его работ — Город наук и искусств, архитектурный комплекс из пяти зданий, работа над которым началась в 1989 году и продолжалась до середины 2000-х.
Лина Бо Барди (1914-1992)
Лина Бо Барди (Lina Bo Bardi) — одна из немногих женщин, занявшая свое место в ряду культовых архитекторов XX века. «Стеклянный дом» в Сан-Паулу — первый и самый известный ее проект. Здание на сваях с прозрачными стенами, стоящее прямо в тропическом лесу, она спроектировала в 1952 году для себя и своего мужа, художника и коллекционера Пьетро Марии Барди. Дом, где тропический лес — часть интерьера, стал ориентиром для нескольких поколений бразильских архитекторов.
Карло Скарпа (1906-1978)
Карло Скарпа (Carlo Scarpa) смело соединял разные по фактуре и окраске материалы. Известность пришла к нему после Второй мировой войны, в 1950-х, когда ему доверили проект реконструкции Музея Академии в Венеции, находящейся в здании бывшего монастыря, построенном в средние века. При реконструкции он старался соединить исторические черты здания с современными деталями — так, реконструируя еще в 1935 году дворец Ка-Фоскари на Гранд-канале, он соединил средневековый кирпич и новые металлические детали и стекло.
Йорн Утзон (1918-2008)
Датский архитектор-модернист Йорн Утзон (Jørn Utzon) построил одно из самых узнаваемых сооружений на земле — Оперу в Сиднее. Придуманную им конструкцию, напоминающую распустившийся цветок или гребни волны, было совсем непросто реализовать — возникла проблема, как создать бетонные оболочки, которые словно облака поднимаются над водой — архитектору потребовалось более трех лет, чтобы найти найти решение.
Уильям Ван Ален (1883-1954)
Авторству Уильяма Ван Алена (William Van Alen) принадлежит один из символов Нью-Йорка — небоскреб Chrysler Building, построенный в 1928–1930 годах. Почти целый год 77-этажное здание в стиле ар-деко высотой 320 метров оставалось самым высоким в мире, пока его не обогнал в гонке небоскребов возведенный по соседству Эмпайр-стейт-билдинг. В здание архитектор вкладывал отсылки к легендарной истории корпорации Chrysler, для которой оно строилось: горгульи, напоминающие автомобильные детали, и геометрические фигуры орлов на фасадах, которые, как говорят, означают полет.
Гвюдйоун Самуэльссон (1887-1950)
Гвюдйоун Самуэльссон (Guðjón Samúelsson) представляет в нашей подборке Исландию и является самым ярким представителем архитектуры этой страны. Среди самых знаковых его работ — Церковь Акюрейри, Университет Исландии, католическая церковь Рейкьявика и другие. Но, пожалуй, самый знаменитый его проект — это церковь Хадльгримскиркья в Рейкьявике, самая большая в Исландии. Увидеть свой труд законченным архитектору так и не довелось: строительство церкви высотой 75 метров длилось почти полвека — оно началось в 1937 году и было лишь в 1986 году.
Фрэнк Гери (р. 1929)
Фрэнк Гери (Frank Gehry) — один из пионеров архитектурного деконструктивизма, который считал, что архитектура — не статическая, а динамическая форма. Все его работы так или иначе отличаются внутренней динамикой и как бы пребывают в постоянном движении. Примером может служить один из самых знаменитых его проектов — музей Гуггенхайма в Бильбао, построенный в 1997 году. Архитектор Филипп Джонсон (Philip Johnson) называл его «величайшим сооружением нашего времени». Здание музея Гуггенхайма стало важным примером архитектурной деконструкции и одним из наиболее заметных проектов музейной архитектуры рубежа ХХ-XXI веков.
Кэндзо Тангэ (1913-2005)
В своем творчестве лауреат Притцкеровской премии 1987 года Кэндзо Тангэ (Kenzo Tange) совмещал разные стилистики и культуры — в его работах можно заметить синтез восточной и западной культур — элементы традиционной японской архитектуры, черты интернационального стиля, а позже — хай-тек. Среди наиболее знаменитых проектов Тангэ — здание Fuji Television в Токио, детская библиотека в Хиросиме, католический собор Пресвятой Девы Марии в Токио и другие. Кроме того, в 1945 году Тангэ руководил перестройкой Хиросимы после бомбардировок.
Оскар Нимейер (1907-2012)
Оскар Нимейер (Oscar Niemeyer) родился в Рио де Жанейро. Его называют последним классиком модернизма XX века. Ученик и соратник Ле Корбюзье, автор более 500 проектов по всему миру, Нимейер был настоящим «поэтом архитектуры», создателем собственного стиля, только вместо слов он использовал бетон, стекло и металл. Нимейер практически с нуля построил Бразилиа — новую столицу своей страны. Архитектурный комплекс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он скончался 5 декабря 2012 года, не дожив всего десять дней до своего 105-летия — и до последнего не выпускал карандаша из рук. Незадолго до смерти он удивил всех коллаборацией с молодежной обувной маркой Converse, для которой разработал авторский дизайн кед.
Пьер Луиджи Нерви (1891-1979)
Выдающегося итальянского архитектора Пьера Луиджи Нерви (Pier Luigi Nervi), представителя брутализма называли «поэтом железобетона». Среди его проектов — стадионы, выставочные центры и небоскребы (Башня Пирелли в Милане — одна из самых высоких построек Италии). Кроме того, он принимал участие в проектировке здания штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.
Ричард Мейер (р. 1934)
Ричард Мейер (Richard Меier) — не только архитектор, но также дизайнер и художник-абстракционист. Среди характерных черт его архитектурного почерка — особая геометрия чистых форм и торжество белого цвета: белые экранные стены, ленточные окна и точечные опоры. Мейер ориентировался на принципы модернизма и интернационального стиля. Одной из самых заметных работ архитектора стало здание Музея современного искусства в Барселоне (MACBA), построенное в 1997 году.
Норман Фостер (р. 1935)
Имя Нормана Фостера (Norman Foster) тесно связано с развитием хай-тек архитектуры. Его высокотехнологичные проекты из стекла и стали отличает обилие света и воздуха. Фостер говорит, что его кумир — Владимир Шухов, и часто использует в своем творчестве сетчатые оболочки. Среди работ архитектора — небоскреб Мэри-Экс, мост Миллениум в Лондоне, штаб-квартира Apple и др.
Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959)
Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) — архитектор, дизайнер, писатель, основатель «органической архитектуры». В своей студии он проработал 72 года — за это время он спроектировал более тысячи зданий, из которых было построено 532. Среди его самых знаменитых работ — Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке с фасадом в форме спирали, офис компании Johnson Wax без единого окна и отель Imperial в Токио, который благодаря точным расчетам Райта выстоял во время сильнейшего землетрясения в 1923 году. Архитектор считал, что здание должно органично вписываться в окружающий ландшафт — не выделяясь из него, а становясь его гармоничным продолжением.
Константин Мельников (1890-1974)
Константин Мельников — один из лидеров советского авангарда 1920-х — 1930-х годов. Мировая известность пришла к архитектору после строительства павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1925), что открыло череду его международных проектов. Мельников внес большой вклад в создание нового типа общественного здания — рабочего клуба: в Москве по его проекту построены клуб им. Русакова, клуб завода «Каучук», фабрики «Буревестник», «Свобода» и клуб им. М.В. Фрунзе. Но, пожалуй, его самым узнаваемым творением можно назвать его дом в Кривоарбатском переулке в Москве.
Иван Жолтовский (1867-1959)
Иван Жолтовский — крупнейший представитель ретроспективизма в советской архитектуре: он не раз бывал в Италии и пристально изучал наследние античности и Возрождения, а образцом для архитектора служило творчество Андреа Палладио (Andrea Palladio). Одни из самых знаменитых проектов Жолтовского — особняк Тарасова на Спиридоновке, дом на Моховой, дом на Большой Калужской улице, кинотеатр «Слава» на Шоссе Энтузиастов и «Дом Жолтовского» на Проспекте Мира (последний завершенный проект советского архитектора).