Дом-пузырь Пьера Кардена
Первый в нашем списке — модельер Пьер Карден (Pierre Cardin), который приобрел в 1991 году «дом-пузырь» Palais Bulles (Bubble House), спроектированный архитектором Антти Ловаг (Antti Lovag) для французского промышленника Пьера Бернара (Pierre Bernard). Дом стоит на скале в местечке Теуль-сюр-Мер недалеко от Канн и даже спустя 30 лет после своей постройки выглядит футуристично и авангардно. В последние годы жизни кутюрье неоднократно пытался продать Le Palais Bulles, но, видимо, его цена (порядка 350 миллионов евро) отпугивала потенциальных покупателей. В 2021 году Дом-пузырь вновь появился на рынке, цена не разглашается, но наверняка она бьет все рекорды.
Хижина Ле Корбюзье
Ле Корбюзье (Le Corbusier) был не только теоретиком, ратующим за функциональное жилье, но и практиком. Тому пример — его знаменитый «Кабанон» (Cabanon), 15-метровая деревянная хижина на Лазурном берегу, вошедшая во все учебники по истории архитектуры, как и история ее создания. Приехав на отдых в местечко Кап-Мартен (Cap Martin) на Французской Ривьере вместе со своей женой Ивонной, Корбюзье познакомился там с Томом Ребютато, владельцем местной небольшой остерии «Морская звезда». И там 30 декабря 1951 года, прямо за столиком, за три четверти часа Корбюзье начертил эскиз деревянного домика на берегу моря, который стал подарком на день рождения Ивонне и одним из самых знаменитых домов, построенных архитектором, — реализацией на практике его идей функционального жилья на минимальной площади. Здесь они с женой любили проводить лето, здесь же он и умер в августе 1965 года: от сердечного приступа во время очередного заплыва.
Дом Фрэнка Гери в Санта-Монике
Фрэнк Гери (Frank Gehry) также принадлежит к числу архитекторов, кто «поверил алгеброй гармонию» и на собственном опыте испытал свои архитектурные принципы. Купив в 1970-е годы для себя и своей семьи дом в Санта-Монике, он вскоре превратил его в настоящий символ деконструктивизма. То, что снаружи напоминает «самострой» в гаражном поселке, стало настоящей архитектурной сенсацией и принесло славу молодому архитектору.
«Дом Шредер» Геррита Ритвельда
Побывать внутри знаменитого «Дома Шрёдер» в Утрехте, спроектированного Герритом Ритвельдом (Gerrit Rietveld), все равно что оказаться в трехмерной картине Мондриана. Считается, что в этом проекте Ритвельд перенес в архитектуру принципы абстрактной живописи 1920-х гг. Дом был построен в 1924 году для Трюс Шрёдер и ее трех детей, но именно здесь сам Ритвельд провел прожил после смерти жены последние годы своей жизни.
Для своего времени это был поистине революционный проект: со странными фасадами, открытым пространством без стен на втором этаже, с цветными фанерными щитами вместо занавесок, кроватями-трансформерами и лифтом на верх для транспортировки еды в покои хозяйки. Все это было вызовом, «пощечиной общественному вкусу» и намного опередило свое время.
Дом Мельникова
Дом-мастерскую архитектора Константина Мельникова именуют иконой конструктивизма и по значимости для русской культуры сравнивают с Кижами и собором Василия Блаженного. В 1927 году зодчий спроектировал «восьмерку» из врезанных друг в друга цилиндров, создав в центре Москвы не просто жилой дома для себя и своей семьи, а пространство, подобного которому не было в мире. Дом, построенный без несущих опор и балочных перекрытий, пережил взрыв фугасной бомбы, был восстановлен после войны и вошел во все учебники по архитектуре.
Дом Сальвадора Дали в Кадакесе
Дом Сальвадора Дали (Salvador Dali) в Порт Льигате (Кадакес) — это целый комплекс построек, начало которому положила небольшая рыбацкая хижина, служившая любовным гнездышком для молодого художника и его музы Галы. Хижина была куплена на деньги, взятые взаймы под продажу одной из первых его картин. Со временем популярность Дали росла, с ней росли и доходы, а с ними разрастался и сам дом: постепенно к нему присоединялись соседние хижины, образуя настоящий лабиринт. Здесь художник жил и работал с 1930 года вплоть до смерти Галы в 1982 году. Здесь же он создал большинство своих шедевров, одним из которых можно смело считать и сам дом с его необычными фасадами и интерьером.
Стеклянный дом Филипа Джонсона
«Нам скрывать нечего!» по всей видимости считал американский архитектор Филип Джонсона (Philip Johnson). Иначе зачем бы ему было проектировать себе дом с прозрачными стенами! Glass House был построен в 1949 году: прозрачные стеклянные стены крепятся к металлическому каркасу черного цвета. Внутри нет комнат — помещение представляет собой единое пространство с небольшим кирпичным цилиндром по центру (внутри него находятся ванная комната и камин). Джонсон не жил в этом доме постоянно, но исправно использовал его для отдыха в выходные вплоть до самой смерти в 2005 году.
Дом-купол Микеланджело Антониони и Моники Витти
В 1964 году Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni) и Моники Витти (Monica Vitti) приехали на Сардинию, чтобы снять сцену на розовом пляже острова Буделли архипелага Ла-Маддалена для фильма «Красная пустыня». Съемки закончились, а пара обзавелась здесь друзьями и… участком земли, на котором через несколько лет был построен уникальный купольный дом. Реализацией проекта занимался архитектор-новатор Данте Бини (Dante Bini).
Дом «Всевидящее око» Наоми Кэмпбелл
После романа с российским бизнесменом Владиславом Дорониным у Наоми Кэмпбелл осталось немало недвижимости. В том числе вилла «Ojo de Horus» на Пляже Клеопатры на турецком острове Седир. Доронин, как известно, большой поклонник современной архитектуры — достаточно вспомнить, что его загородный дом в Подмосковье строила сама Заха Хадид (Zaha Hadid). Неудивительно, что особняк Наоми выглядит, мягко говоря, необычно. Его построил испанец Луис де Гарридо (Luis de Garrido), приверженец идей устойчивой архитектуры. Дом представляет собой стеклянный купол, а с высоты птичьего полета напоминает Глаз Гора, уаджет, — древнеегипетский символ. Внутри дом максимально экологичен, экономичен и устойчив.
Усадьба Болескин-Хаус Джимми Пейджа
Усадьба Болескин-Хаус — место с дурной репутацией. Когда-то особняк XVIII века, стоящий на берегу озера Лох-Несс, принадлежал известному оккультисту Алистеру Кроули (Aleister Crowley), который практиковал в нем черную магию. Позднее дом перешел во владение майора Эдварда Гранта, который в 1965 году покончил здесь собой. А в 1970 году его приобрел гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж (Jimmy Page), который увлекался личностью Кроули. В 1990-е годы Пейдж продал имение (в котором, к слову, так особо и не жил — говорят, оно навевало на него меланхолию), а 23 декабря 2015 года в доме случился пожар, разрушивший большую часть постройки. К счастью, на этот раз обошлось без жертв.