Анна Смолякова
Дизайн интерьера

Дизайнер, ведущий преподаватель Международной Школы Дизайна (IDS)

Сайт эксперта
Дизайн из Нидерландов: Геррит Ритвельд
Архитектор и дизайнер Геррит Томас Ритвельд (1888 — 1964).

В чем секрет уникальности того или иного предмета? Согласитесь, из миллионов созданных объектов лишь немногие остаются в памяти и становятся «легендами». Одна из таких икон дизайна XX века — культовый стул (или кресло) Red-Blue Chair Геррита Томаса Ритвельда 1918 года.

Этот проект символизировал поиск нового выразительного языка в искусстве. Ритвельд впервые утверждает абстрактный подход в формообразовании предмета интерьера. Мебель теперь позиционируется не только как продукт потребления, но и рассматривается как произведение искусства, способное служить источником вдохновения.

Геррит Томас Ритвельд (Gerrit Thomas Rietveld) — нидерландский дизайнер и архитектор (1888 — 1964). Участник художественной группы «Стиль» (нидерл. De Stijl), один из создателей направления «неопластицизм». Строгий абстрактный стиль основан на использовании преимущественно прямых линий и пяти цветов (эти цвета — красный, синий, желтый, черный и белый). Для художников группы (в нее также входили Пит Мондриан (Piet Mondriaan), Тео ван Дусбург (Theo van Doesburg) и др.) чистая абстракция и геометрический порядок были формальным выражением современного общества.

Дизайн из Нидерландов: Геррит Ритвельд
Фото
Legion Media

Приятным открытием для меня в путешествии по музеям Нидерландов оказался тот факт, что Red-Blue Chair, равно как и другие известные стулья Ритвельда, существовал не в единственном цветовом решении. Ритвельд уже тогда задумывался о так называемом «стайлинге»

«Стайлинг» в контексте дизайна означает вариативность предмета. «Стайлинг» значительно расширяет покупательскую активность, так как вещь в разных версиях подходит к большему числу интерьеров и, соответственно, лучше продается.

Дизайн из Нидерландов: Геррит Ритвельд
Архитектор и дизайнер Геррит Томас Ритвельд с макетом дома.

Red-Blue Chair, 1918

блог
Музыкальная комната Тиль Брагман в Гааге, 1923.

С 1919 года Ритвельд создает различные варианты Red-Blue Chair. Среди первых образцов был и белый вариант 1923 года, он был приобретен писательницей Тиль Брагман (Til Brugman) для музыкальной комнаты в ее доме в Гааге.

Белый цвет подходил к композиции абстрактных серых панелей по дизайну Вилмоса Хушара (Vilmos Huszá), одного из основателей группы «Стиль».

Дизайн из Нидерландов: Геррит Ритвельд
Белая версия Red-Blue Chair 1923 года.
блог
Red-Blue Chair, 1923–1924 гг. Этот экземпляр из бука, березы, клееной фанеры c окрашенными серым деталями торцов ножек появился в 1951 году.
Фото
Анна Смолякова

Zig-zag chair, 1932

Дизайн из Нидерландов: Геррит Ритвельд
Стул Zig-Zag на экспозиции в Музее Нидерландов.
Фото
Анна Смолякова

C 1920-х годов Ритвельд начал эксперименты с материалами, не вполне привычными для производства мебели. Например, использовал древесное волокно, алюминий, стекло. Стул Zig-zag дизайнер изначально спроектировал для своего дома. Он сделал его из полок стандартного размера фирмы Bruynzeel. Стул имеет удобную врезную ручку-скобу. Конструкция усиливается треугольными вставками в угловых соединениях.

С начала 1930-х годов Ритвельд создал множество вариаций этого стула. Наряду с классическим вариантом модель производился с подлокотниками, с отверстиями в спинке, с заниженным сидением. Иногда в коже и из дорогих пород дерева.

Дизайн из Нидерландов: Геррит Ритвельд
Zig-Zag Chair, 1932.
Фото
Legion Media
Дизайн из Нидерландов: Геррит Ритвельд
Zig-Zag Chair, 1934.
Фото
Legion Media

Stelman Chair, 1963

Этот предмет мебели был изначально заказан для ювелирного магазина Стелмана в Гааге и предназначался для пар, выбирающих обручальные кольца. Структура, построенная на пересекающихся под прямым углом линиях, вызывает ассоциации с гранями драгоценных камней.

Дизайн из Нидерландов: Геррит Ритвельд
Интерьеры ювелирного магазина Steltman в Гааге с оригинальными стульями Steltman Chair.
Дизайн из Нидерландов: Геррит Ритвельд
Steltman chair, 1963, из собрания нью-йоркского музея MoMA.
Фото
moma.org

Сложный по форме каркас стула отбрасывает интересные тени. Материалы — кожа и дерево. Stelman Chair стал последним предметом мебели Ритвельда. В 2014 году он был переиздан маркой Rietveld Originals ограниченным тиражом в 100 экземпляров в честь 60-летия культовой модели в черном и белом цвете.

блог
Фото
Анна Смолякова
блог
Фото
Анна Смолякова