Центральный парк, Нью-Йорк, США
Нью-Йоркский Центральный парк — один из крупнейших в США. Он расположен на Манхэттене между 59 и 110 улицей и занимает площадь 3,41 кв. км. Проект прямоугольного парка был разработан архитекторами Фредериком Олмстедом (Frederick Law Olmsted) и Калвертом Воксом (Calvert Vaux) в 1857 году: хотя он выглядит очень натурально, все лужайки, водоемы и уголки дикой природы созданы здесь искусстввенно.
«Во всем мире ботанические, частные и общественные сады — это место, куда можно сбежать в городе, насладиться красотой, цветами и уникальностью каждого из них. Природа дает возможность современному человеку сделать передышку, выдохнуть, — говорит дизайнер Бригетт Романек (Brigette Romanek) из студии Romanek Design Studio. — Я люблю Центральный парк в Нью-Йорке, ничто для меня с ним не сравнится. Это большой, красивый городской сад с озером, зоопарком и дорожками».
«Я люблю это место по многим причинам. Помню, как впервые сюда попала — для меня стало большим сюрпризом, что такое красивое, зеленое, цветущее пространство может существовать в самом центре города. Я видела, какую радость оно приносит людям, которые приходят сюда гулять, бегать или просто посидеть на траве. Им всем, включая меня, это нужно. Это сильно повлияло на меня, поэтому я всегда стараюсь привнести живую зелень в дома моих клиентов и свой собственный дом. Даже мой офис наполнен растениями».
Сад Kingsland Wildflowers, Нью-Йорк, США
Сад Kingsland Wildflowers расположен на крыше складского здания на Кингсленд-авеню, 520 в Бруклине, и имеет площадь 929 кв. метров. Пространство было открыто в 2016 году и с тех пор является одним из самых необычных и популярных у туристов городских садов Нью-Йорка. Этот сад — любимое место для прогулок дизайнера Дамиана Зунино (Damian Zunino) из студии DB. «Это особенное, совершенной непохожие на другие сады место, — делится он. — Когда он цветет, зрелище просто потрясающее, особенно на контрасте с промышленной архитектурой района. Меня всякий раз поражает сочетание нежных полевых цветов, колышащихся на ветру, и окружающих их промышленных зданий. Стоит хоть раз в жизни это увидеть».
Хасли Корт, Оксфордшир, Великобритания
Одна из величайших создательниц вкуса XX века Нэнси Ланкастер (Nancy Lancaster, 1897-1994), популяризировавшая стиль английского загородного дома, оставила наследие, которое до сих пор находит отклик в наших сердцах. Ее переосмысление садов Хасли Корт (Haseley Court) в Оксфордшире отражает сочетание чопорных английских садов с непринужденной легкостью южного стиля, на который повлияла ее родная Вирджиния.
«Садом, который вдохновил меня больше всего, был Хасли Корт в Оксфордшире, принадлежавший моей двоюродной бабушке Нэнси Ланкастер, — рассказывает дизайнер Джейн Черчилль (Jane Churchill). — Она задумала и работала над ним, пока ей не стукнуло 90. Меня вдохновляет не только сад, это целый комплекс чувств, в которых соединились воспоминания о ее удивительной личности, очень комфортном доме и вкусной еде, которую она готовила».
Стоурхед, Уилтшир, Великобритания
Сады поместья Стоурхед (Stourhead) в Уилтшире были спроектированы в 1741–1780 гг. в классическом стиле XVIII века. Они распологались вокруг большого искусственного водоема, созданного в результате перекрытия небольшого ручья. Вдохновением для них служили картины Клода Лоррена, Пуссена и Гаспара Дюге, рисовавшего итальянские пейзажи в утопическом стиле. По словам тогдашнего владельца усадьбы Генри Хоара, «зелень должна располагаться большими „мазками“, как на картинах: чтобы противопоставить темные массы светлым и разбавить каждую темную массу небольшими вкраплениями местами более светлой зелени».
И сегодня Стоурхед остается впечатляющим историческим поместьем площадью 1000 га, которое может похвастаться особняком в палладианском стиле, классическими беседками, храмами, готическими постройками, озером, извилистыми тенистыми дорожками и садами с редкими и экзотическими растениями.
«Я люблю Стоурхед в Уилтшире, особенно его архитектуру. Беседки и другие малые архитектурные формы просто замечательны, они построены вокруг озера и окружены красивыми деревьями. Посетите сад осенью, когда листва меняет свой цвет — это идеальная цветовая палитра для интерьера. Это волшебно!», — отмечает дизайнер Джейн Черчилль.
Сиссингхерст, Кент, Великобритания
Любовь писательницы Виты Сэквилл-Уэст (Vita Sackville-West) и ее мужа Гарольда Николсона (Harold Nicholson) к ботанике до сих пор жива в садах, которые они создали в замке Сиссингхерст (Sissinghurst Castle) в графстве Кент. Семейна пара купила поместье в 30-е годы прошлого века и весьма быстро превратила их в яркий образец ландшафтного искусства. Сады они называли «комнатами». Архитектурной стороной занимался Гарольд, планируя пространство на основе стихотворений своей жены.
«В Англии много прекрасных садов, но Сиссингхерсте в Кенте просто необходимо увидеть, особенно потому, что он спроектирован, как жилое пространство»
Hauser & Wirth Somerset, Брутон, Великобритания
«Я живу в квартире на берегу океана в Гонконге, но меня всегда тянуло к садам, — говорит китайский архитектор и дизайнер Андре Фу (André Fu), — Поскольку я был лишен возможности путешествовать последние несколько лет, то теперь предвкушаю перспективу посетить несколько моих любимых мест. Мне нравится сад Hauser & Wirth Somerset, спроектированный Питом Удольфом (Piet Oudolf). Он представляет собой дикий мир с лугами многолетников, но в то же время перекликается и с традицией классических садов с их комбинацией скульптурных растений и трав и холмистых клумб».
Кенсингтонские сады, Лондон, Великобритания
Королевские сады вокруг Кенсингтонского дворца в Лондоне ведут свою историю с конца XVII века. Король Вильгельм II выкупил часть королевского заповедника для охоты на оленей (ныне Гайд-парка), чтобы обустроить возле Ноттингемского дома благоустроенный парк в голландском стиле. Впоследствии территорию увеличили и переделали сады под традиционный английский стиль, построив там оранжерею. Изначально сад был закрыт для публики, впервые его открыли для посещений в 1728 году — и то только по воскресным дням. Сегодня Кенсингтонские сады — это настоящий музей под открытым небом. Здесь много статуй и скульптур, например, есть памятник Питеру Пэну.
«Я вырос в Лондоне и всегда любил гулять в Кенсингтонских садах, — рассказывает дизайнер Джейк Арнольд (Jake Arnold). — Я захожу сюда каждое лето, всякий раз как приезжаю домой. Прогулки по садам возвращают меня в детство, это дает мне ощущение стабильности, незыблемости, надежности, чего нам всем сейчас так необходимо».
Сады Les Jardins d’Étretat, Этрета, Франция
Парк во французском городе Этрета на побережье Ла-Манша, созданный нашим соотечественником, ландшафтным дизайнером Александром Гривко, открылся весной 2017 года. С тех пор он уже успел стать не только главной достопримечательностью этих мест, но и мировой знаменитостью. В 2019 году «Сады Этрета» получили престижную премию European Garden Award 2019 в номинации «Лучшая реставрация исторического сада». Ежегодно сюда приезжают сотни туристов, чтобы посмотреть уникальные ландшафтные решения и, конечно же, сфотографирваться на фоне гигантских каучуковых голов, дремлющих на зеленых подушках.
«Парк затягивает. Я и сам могу бродить по нему часами и каждый раз видеть новое. Хотя есть и такие, кто приходит к нам с одной целью — выкопать орхидеи, даже приносят с собой специальные ложечки», — смеется совладелец и создатель парка Александр Гривко. Орхидеи здесь, действительно, собраны уникальные: команде удалось восстановить все сорта, которые выращивала первая владелица поместья, французская актриса Мадам Тибо (Madame Thibaut).
Парк Las Pozas, Мексика
Сюрреалистический парк Las Pozas находится в мексиканских джунглях и напоминает потерянный рай с полуразрушенными развалинами и лабиринтами в духе Эшера. Его построил британский скульптор Эдвард Джеймс (Edward James), который в 1960-е году переехал в Мексику и там, на высоте более 600 м над уровнем море, реализовал свои самые смелые и фантастические идеи.
Парк Гуэль, Барселона, Испания
Парк Гуэль — одна из самых масштабных работ архитектора Антонио Гауди (Antonio Gaudi), которая бы никогда не появилась, не повстречайся он с еще одним энтузиастом — промышленником и меценатом Эусеби Гуэлем (Eusebi Güell i Bacigalupi). Они познакомились на Всемирной промышленной выставке 1878 года в Париже и подружились. В 1900 году Гуэль приобрел 15 гектаров пустой земли на горе под Барселоной, чтобы построить там город-сад. Работы продолжались 14 лет и вылились в беспрецедентный архитектурный эксперимент, в котором было немало революционных решений. Например, сбор дождевой воды для многочисленных растений, посаженных на изначально лысых склонах. По парку можно бродить бесконечно, разглядывая детали, неожиданно возникающие на пути — это и замысловатые каменные аркады и галереи, и колонны с клумбами наверху, и мозаичные скульптуры и лавочки — порождения неординарной фантазии Гауди.
Сад Мажорель, Марракеш, Марокко
Вилла Мажорель — главная достопримечательность Марракеша, которая неизменно привлекает сюда не только туристов и поклонников архитектуры, но и любителей садового искусства. Сады Мажорель — самый известный и самый посещаемый проект ландшафтного дизайнера Мэдисона Кокса (Madison Cox). Пруды и фонтаны, перемежающиеся зарослями кактусов и бамбука, вечнозеленые туи, плакучие ивы, водяные лилии и жасмин — от этого всего просто захватывает дух! История садов начинается в 1920-е году, когда эту землю приобрел французский художник Жак Мажорель и построил на ней знаменитую кобальтово-синию виллу. Он увлекался ботаникой и свозил сюда со всего света растения. После смерти художника виллу купили Ив Сен-Лоран и Пьер Берже и пригласили Кокса привести сад в порядок.
«Таинственный и безмятежный» — так описывает сад Мэдисон Кокс
«Сад Мажорель — один из моих любимых садов, — говорит Андре Фу. — Купленный Ивом Сен-Лораном и Пьером Берже в 1980 году, он напоминает таинственный сад, спрятанный за стенами, с лабиринтом дорожек. Мне нравится, как насыщенный синий цвет виллы сочетается с зелеными и желтыми красками экзотического бамбука и суккулентов. Это удивительный островок спокойствия среди беспокойной суеты Марракеша».
Храм Тофуку-дзи, Киото, Япония
Буддийский храм Тофуку-дзи был построен 1236 годом, он был построен по указанию Кудзё Митииэ, японского политика эпохи Камакура. Тем не менее большинство его знаменитых садов были созданы значительно позднее — с XVII по начало XX века. Самые известные из них — четыре дзенских сада храма Ходзё (Северный, Южный, Западный и Восточный). Особено красиво они выглядят осенью, когда листья на деревьях становятся огенно-красными.
«Когда я проектировал отель The Mitsui Kyoto, то провел много времени в Киото и особенно был вдохновлен храмовыми садами, — рассказывает Андре Фу. — Тофуку-дзи — старейший и крупнейший храм в городе, и сады окружают его со всех сторон. У каждого сада свой характер — пышный мох соседствует с минималистским садом камней, от этого возникает чувство безмятежности и спокойствия».
Люксембургский сад, Париж, Франция
Люксембургский сад в Париже знаменит своими фонтанами, тенистыми аллеями и симметричными цветочными клумбами, но, возможно, самое интересное, почему он был создан именно таким. Сад был разбит в 1611 или 1612 году по заказу Марии Медичи, прообразом служили Сады Боболи у Палаццо Питти во Флоренции — места, где королева выросла. Отсюда во французском парке появилась барочный итальянский стиль и пальмы в кадках.
Giardino di Ninfa, Лацио, Италия
«Сад нимфы» (Giardino di Ninfa) называют одним из самых романтичных мест Центральной Италии. Это огромный природный парк, занимающий 105 гектаров, с живописными древними руинами со следами фресок, которые постепенно зарастают растениями и травами. В парке растут дубы, кипарисы, шиповник, гортензии и растения со всего мира. Свое поэтичное название он получил в честь древнегреческого храма нимфы Наяды, который когда-то здесь стоял и развалины которого можно обнаружить во время прогулки.
Таврический сад, Санкт-Петербург, Россия
На самом деле и у нас есть уникальные памятники садово-паркового искусства. Например, Таврический сад в Санкт-Петербурге. Он был разбит в 1783–1800 гг. садовником В. Гульдом во время строительства Таврического дворца. Искусственные пруды парка, в которых когда-то плавала стерлядь, — результат сложных гидротехнических работ. Они были сделаны на месте речки Саморойки и наполнялись водой из Лиговского канала, а из оставшегося грунта были насыпаны горки и холмы. Таврический сад был открыт для публики в 1866 году и до сих пор остается одним из любимых мест прогулок петербуржцев. У границ сада можно до сих пор увидеть старые деревья: дубы, липы, лиственницы, посаженные еще при Екатерине II.