Уроженец Гонконга, выпускник Кембриджского университета, основатель архитектурной студии AFSO и самый знаменитый на сегодняшний день дизайнер и архитектор в Азии Андре Фу (André Fu) славится, в первую очередь, своими общественными интерьерами. В их дизайне он гармонично сочетает зрелищность и утонченность, простоту и умиротворенность, через которую проходит поток визуальных сюрпризов, доставляющих яркие эмоциональные переживания.

Архитектор и дизайнер Андре Фу: эволюция стиля
Дизайнер Андре Фу в интерьерах Waldorf Astoria Bangkok.

Свой первый проект Андре Фу создал в 2008–2009 годах в Шанхае и Гонконге, последний — ресторан Salisterra в Гонконге — открылся в апреле 2021. Интересуюсь у дизайнера, какой он видит эволюцию интерьера. «Мой личный подход к интерьеру останется неизменным — безвременная классика в сочетании с минималистичной роскошью. Однако стиль, как и язык дизайна, а также понимание отрасли со временем поменяются», — объясняет мне Фу.

Архитектор и дизайнер Андре Фу: эволюция стиля
Интерьеры ресторана Salisterra по проекту Андре Фу в Гонконге.

Его ранний проект  — дань строгой симметрии и минимализму, некогда царивших в архитектуре первой половины XX века, в том числе в работах любимой им школы Баухаус. Для этого небольшого бутик-отеля, из которого открываются живописные виды на бухту Виктории, дизайнер лично подбирал обстановку — материалы, ткани, произведения современного и прикладного искусства, даже ручки дверей и звонки в лифте. В результате получился интимный интерьер, отличный от традиционных гонконгских гранд-отелей с их холодной неприступностью и метало-стеклянными конструкциями. «У меня особые отношения с этим отелем. Когда его только открывали, мы конкурировали с типичной азиатской роскошью местных зданий — большими лобби, многочисленными ресторанами и огромными бальными залами. В The Upper House был всего лишь один ресторан, который задумывался, как гостиная в отеле», — замечает Фу.

Архитектор и дизайнер Андре Фу: эволюция стиля
Бутик-отель The Upper House в Гонконге по проекту Андре Фу.

Ресторан, носивший название Café Grey, спустя двенадцать лет преобразовывают в новое заведение под названием Salisterra. Интерьер Café Grey ориентировался на строгую элегантность. В обстановке Salisterra преобладают светлые цвета и текстуры, оттенки терракоты и бирюзы. Новый проект наглядно демонстрирует, как эволюционировал стиль Андре Фу. Темноватое камерное помещение Cafe Grey уходило корнями в наследие китайской культуры, как и тогда же открытый им на сингапурском острове Сентоза ресторан Cassia, где в интерьерах стиля chinoiserie преобладали темный китайский лак и гравированная бронза.

Архитектор и дизайнер Андре Фу: эволюция стиля
Интерьеры ресторана Salisterra по проекту Андре Фу в Гонконге.

Пять лет спустя, когда дизайнер работал над рестораном Kioku в сеульском отеле Four Seasons (недавно переименован в Akira Back), он вернулся к эстетике темного камерного интерьера. Только на этот раз речь шла о японском, а не китайском наследии. Фу пытается амбициозно воссоздать традиционный японский бамбуковый театр, для чего приглашает японца Мурамого Синго (Muramoko Shingo), который создает серию лаковых инкрустаций в парящей над пространством инсталляции.

Архитектор и дизайнер Андре Фу: эволюция стиля
Ресторан в Akira Back (бывший Kioku) в отеле Four Seasons в Сеуле.

Те же тенденции мы наблюдаем в его работе для семейства Мицуи, в отеле, открытом в прошлом году. Здание расположилось напротив построенного в XVII веке замка Нидзе в Киото. В интерьерах чувствуется компромисс в попытке сохранить наследие «эпохи сёгунов из рода Токугава», а также передать современный уклад жизни в Японии.

Архитектор и дизайнер Андре Фу: эволюция стиля
Отель The Mitsui Kyoto в Киото по проекту Андре Фу.

Сегодня интерьеры Андре Фу теряют строгую симметричность линий и форм его первых работ, в них больше объема и округлости. «Я мог бы дублировать свой первый отель на протяжении всей своей карьеры, но это означало бы игнорировать суть каждого нового проекта, который не только призван воплотить мою версию и передать течение времени, но и учесть пожелания заказчика», — объясняет дизайнер. — Часто для обновления идеи я обращаюсь именно к деталям. При этом я никогда не интерпретирую что-либо очень буквально; лишь создаю намек, который могут уловить лишь самые внимательные среди нас».

Архитектор и дизайнер Андре Фу: эволюция стиля
Отель Fullerton Bay в Сингапуре.

Одной из ярких особенностей стиля Андре Фу является его интерес к историческому прошлому. По его словам, «без осмысления прошлого невозможно создать версию будущего». Однако повторение традиций также не входит в его планы: «Я намеренно создаю новое наследие каждый раз, когда работаю над новым проектом». Во время работы над отелем Fullerton Bay, дизайнера вдохновила поэтика колониального прошлого Сингапура.

Архитектор и дизайнер Андре Фу: эволюция стиля
Отель Fullerton Bay в Сингапуре.

Ресторан The Clifford Pier известен не столько благодаря своей французской кухне, сколько из-за десятиметрового стеклянного купола, который возвышается над заливом Марина-Бэй. В начале прошлого века именно на этом месте высаживались прибывающие в Сингапур иммигранты. Цветовая палитра интерьера воспроизводит морской ландшафт в своих минерально-синем, мандариновом и мягко-бежевом оттенках. Пальмы в горшках, исторические литографии, фотографии, книги и модели деревянных круизных лайнеров призывают гостей вспомнить о истории этой местности.

Архитектор и дизайнер Андре Фу: эволюция стиля
Ресторан The Clifford Pier в отеле Fullerton Bay в Сингапуре.
Архитектор и дизайнер Андре Фу: эволюция стиля
Ресторан The Clifford Pier в отеле Fullerton Bay в Сингапуре.

Стиль Андре Фу широко известен за так называемую «непринужденную роскошь». В начале его карьеры эта роскошь подразумевала простоту, прагматичность и прямолинейность. В последние несколько лет к прагматизму добавились элементы абстракции, симметрия нарушена элементами «органической архитектуры», изогнутых линий и форм, придающих дизайну и архитектуре ощущение движения. В полном соответствии с этой концепцией Фу создает интерьеры отеля Waldorf Astoria Bangkok, который открылся в прошлом году после реконструкции.

Архитектор и дизайнер Андре Фу: эволюция стиля
Отель Waldorf Astoria Bangkok в Бангкоке по проекту Андре Фу.
Фото
Masano Kawana

Высокие потолки придают легкость интерьерному пространству, а зеркальные помещения отсылают к дизайну модного интерьера нью-йоркской Waldorf Astoria с стиле арт-деко. Органичность здесь проявляется также в архитектурной форме здания, задуманного, как трехмерный лепесток цветка магнолии, который сложно пропустить, любуясь на виды тайской столицы. «Природа пространства сегодня становится более изменчивой, особенно когда многие из нас работают на дому, — делится Фу. — Гости тоскуют по разнообразию, ищут „побега“. Но несмотря на переменчивость, в дизайне всегда будут цениться комфорт и качество».

Архитектор и дизайнер Андре Фу: эволюция стиля
Отель Waldorf Astoria Bangkok в Бангкоке по проекту Андре Фу.
Фото
Masano Kawana

Распространение пандемии не повлияло на активность студии Андре Фу. Более 90% его проектов все еще находятся в стадии разработки. Дизайнеру также удалось заключить новые соглашения, поскольку многие из клиентов планируют обновление. Однако перемены, считает Андре Фу, все же чувствуются: «Думаю, что после пандемии я буду меньше путешествовать. Лично мне нравится встречаться с клиентами, лично знакомиться с местностью, в которой планируется проект, однако когда я провожу больше времени в своей студии, то чувствую себя намного более продуктивным и сосредоточенным на самом творческом процессе. Экологичность станет ключевым аспектом будущего дизайна, а значит акценты будут делаться на возобновляемых материалах и энергоэффективных системах освещения. Думаю, мы будем искать более простые решения для достижения желаемого визуального языка».

Архитектор и дизайнер Андре Фу: эволюция стиля
Коридор, ведущий к бару в отеле Waldorf Astoria Bangkok в Бангкоке, проект Андре Фу и студии AvroKO.
Фото
Masano Kawana
Архитектор и дизайнер Андре Фу: эволюция стиля
Отель Waldorf Astoria Bangkok в Бангкоке по проекту Андре Фу. Бассейн.
Фото
Masano Kawana