Дизайн-эксперт, основательница Telegram канала про дизайн, архитектуру и прикладное искусство «Ромашковый сбор»
«Ромашковый сбор»На вопрос о тенденциях предметные дизайнеры любят отвечать кокетливо. Мол, какие такие тенденции в XX веке, наш мир полон разнообразия, кругом полная свобода самовыражения. Тем и хороша Миланская неделя дизайна — крупнейшее и самое ожидаемое событие в индустрии. Там не надо искать тренды, они сами тебя находят. Как краткосрочные, которые будут определять облик интерьеров в ближайший год-два, так и более общие, дающие не конкретные решения, а некий общий курс. С них и начнем.
Интерьер как шоу
Миланская неделя дизайна традиционно делится на две основные части. Первая — это Мебельный салон, который проводится с 1960-х годов и в этот раз собрал около 1500 участников. Вторая — Fuorisalone, параллельная вневыставочная программа, включавшая в этом году около тысячи мероприятий. Раньше Салон был однозначно главным, а Fuorisalone воспринималась, скорее, как приятное и менее формальное дополнение. Сейчас силы сравнялись.
Многие из тех, кто приезжает на неделю дизайна не ради коммерческих сделок, а чтобы напитаться красотой и идеями, предпочитают однообразию выставочных стендов разнообразие городской программы. Участники Fuorisalone стараются удивить публику необычными локациями — делают инсталляции в роскошных палаццо, церквях и заброшенных зданиях и необычными стилистическими решениями.
Выставка к 50-летию коллекции iMaestri бренда Cassina проходила в бывшем банковском хранилище, освещенным красными лампами, дизайнер Мартен Баас (Maarten Baas) принес в одну из миланских церквей самолет из переработанного денима, экспозиция выставки Alcova развернулась на бывшей скотобойне, Flexform превратил свой шоу-рум в галерею, где вместе с бестселлерами показывали огромные рекламные постеры прошлых лет, а Gubi заняли бассейн Bagni Misteriosi. Прибавьте к этому сложную сценографию (Филипп Старк и Dior второй год подряд превращают свои презентации в целый спектакль), старательно подобранные ароматы и звуки, и становится понятно почему многие из этих инсталляций собирают огромные очереди.
Разумеется, не стоит ожидать, что приемы, использованные миланскими стилистами, будут в точности перенесены в наши интерьеры. Это не прямое руководство к действию, а скорее, магистральный путь, ведущий ведет от уже привычных выверенных, но холодноватых минималистских интерьеров к пространствам, которые способны удивлять, радовать и восхищать. Хороший интерьер, как и раньше, начинается с планировки, но не должен на ней заканчиваться — услуги стилистов и декораторов, умеющих сделать красивую картинку, будут в ближайшее время востребованы как никогда.
Легкость
Если давно следите за миром дизайна, то, возможно, вспомните Торда Бонтье (Tord Boontje), голландца из начала 2000-х, который делал люстры в виде ветвей и украшал мебель цветочными гирляндами. Про самого Торда давно не слыхать, но вот присущая его творчеству романтика в этом году ощущалась у многих участников недели дизайна.
Maxalto развесила на фоне подсвеченных матовых перегородок графичные мобили, тоже похожие на ветки деревьев. У Louis Vuitton в коллекции Object Nomad появились подвесные объекты Quetzal, сильно смахивающие на деревянные русские игрушки, известные как птицы счастья. Те же подвески, но в другом исполнении, были замечены и в Spazio Rossana Orlandi — вместе с плиссированными экранами, которые можно было потянуть за веревочку, и они начинали скользит вверх-вниз по стене.
Кристина Джопато (Cristiana Giopato) и Кристофер Кумбес (Christopher Coombes) из студии Giopato&Coombes подвесили на тонких проволоках целую коллекцию как бы случайных предметов — образцов, прототипов и прочих найденных в студии мелочей. Получились гибриды светильников и мобилей.
Иногда этот полет фантазии опускался на землю: галерея Nilufar Depot показала инсталляцию Poikilos, авторы которой исследовали внутреннее свечение объектов. Они отлили несколько предметов из смол со свойством опала, которые отбрасывали по всему помещению радужные блики.
Эти вещи сложно объединить в какую-то одну категорию по формальным признакам, но они создают общее ощущение, что дизайн становится нежнее, легче, лиричнее. И при этом не теряет современной точности линий — это важное уточнение.
Тонкие ножки
Коммерческим воплощением этой тяги к легкости можно назвать мебель на тонких высоких ножках — тут мы уже переходим к более конкретным трендам, заданным на выставке.
Стеллажи, диваны, кровати, кресла — любая мебель с опорой на землю, хочет от земли оторваться. Это прекрасная новость для обитателей небольшим квартир — чем больше виден пол, тем просторней кажется комната, хотя неважная для любителей встроенных в мебель хранилищ (они, впрочем, всегда найдут себе альтернативу).
Воплощением тренда мне кажется стул Ark, новинка Living Divani. Предмет с тонко очерченным силуэтом продолжает казаться компьютерной визуализацией не только на фото, но и в реальности, настолько он изящный.
Иногда ножки — это часть декоративного каркаса, как у новых диванов Promemoria. А хорватская марка Prostoria, которая выставляется в Милане около пятнадцати лет, но впервые в этом году опала в павильон с ключевыми дизайнерскими брендами, показала диваны, силуэт которых подчеркивает еще и тонкий двойной подлокотник. К тому же у этих диванов прекрасная яркая расцвета, так что они попадают и в следующий важный тренд.
Яркие цвета для мебели и не только
Это первое, что бросается в глаза, стоит оказаться в павильонах выставочного комплекса Rho Fiera. Салон стал заметно ярче, чем в прошлые годы. Те, кто все еще считает, что серый — новый черный, сильно ошибаются. Никакого серого или черного — это вчерашний день.
Цвет вводят в свои экспозиции даже убежденные минималисты вроде Porro или Living Divani. Не обязательно это сама мебель — вещи относительно сдержанных расцветок могут демонстрироваться на фоне ярких задников. В павильонах световой выставки Euroluce множество брендов оформили экспозиции по принципу колорблока. С выбором красок не стеснялись — красный, зеленый, желтый, охра и синий. Два последних — лидеры сезона среди ярких цветов.
Но параллельно есть и другая тенденция — пастельная, с использованием приглушенных, но сложных оттенков. Иногда используется прием деграде, когда более плотный цвет постепенно растворяется и сходит на нет. Яркая мебель на более светлом фоне тоже вариант, причем не такой радикальный, как это может покататься — за вдохновением можно обратиться к Kartell, их стенд в этом плане был образцово-показательным.
Вторичный пластик
Традиционно, хэдлайнером по части устойчивого развития была галеристка Россана Орланди — еще до пандемии она придумала конкурс Guiltless Plastic, который подсвечивал возможности вторичного сырья. Акцент делался на том, что вторичный пластик — не мусор, а прекрасный материал, и если отдать его в талантливые руки, из него получатся классные, модные вещи. Есть ощущение, что в этом году знаменитое чутье Орланди дало сбой. Выставку Guiltless Plastic оформили кое-как, вещи хаотично расставили прямо на полу в ободранном помещении с сильным запахом сырости, об освещении не позаботились — рассмотреть в таких условиях что-то было сложно. Получилось ровно то, в чем вроде как собирались разубедить почтенную публику: вторичное сырье — это прихоти нищих эко-фриков, без особого потенциала.
Но в реальности-то все ровно наоборот. Вторичный пластик давно перекочевал из сферы экспериментов в коммерческую область. Его используют многие бренды, которые зачастую не слишком это афиширует. Например, наполнение нового дивана Monocloud Патрисии Уркиолы (Patricia Urquiola) для Cassina сделано из разных видов переработанного сырья.
Другие бренды не только делают мебель из вторичного пластика, а идут дальше. Magis и дизайнер Стефан Диез (Stefan Diez) решили усовершенствовать конструкцию дивана как такового. У традиционной мягкой мебели каркас и элементы обивки скреплены между собой, что затрудняет их ремонт, а новый диван Costume имеет литое основание из вторичного пластика, на котором независимо лежат слои обивочного материала, сверху — съемный чехол. Модули скрепляются своего рода прищепками. Все это хозяйство легко разобрать на составляющие, не имея даже отвертки, а потом почистить, отремонтировать или отправить на повторную переработку.
А менее известный, но тоже изобретательный бренд One To One придумал для своих стульев из вторичного пластика экологичную упаковку, которая занимает минимум места.
Необычные материалы и новый взгляд на привычные
Если говорить об экспериментах, то они часто связаны не с пластиком, а переработкой и апсаклингом других материалов. Корейский дизайнер Чонвон Ли (Jongwon Lee), работающий под брендом Weonrhee, придумал делать мебель из плит PSL. Это клееная древесина, исходным материалом которой могут быть отходы деревообрабатывающей промышленности. Обычно PSL используют в строительстве, но дизайнер решил показать декоративный потенциал материала и вывел на первый план сложную структуру материала.
Молодой бренд из Нидерландов Vonn Jensen дает смелое прочтение ар-деко — в виде стульев с инкрустацией из обрезков дерева и старыми штанами вместо обивочной ткани. А победителями конкурса в рамках выставки молодых дизайнеров Salone Satellite стала группа японцев с проектом Tatami Refab — они придумывали разнообразные варианты использования нового материала на основе смол и бывших в употреблении циновок татами.
Далеко не факт, что все эти эксперименты приведут к созданию новых популярных технологий. Что-то так и останется разовой акцией, что-то попадет в категорию коллекционного дизайна. Но именно здесь, на стыке собственно дизайна и технологий, новых и переосмысления старых, происходит все то, что будет определять будущее лицо дизайна.