1. Добавить театральности
Страстный поклонник театра и оперы, Джо Понти (Gio Ponti) заимствует у этих искусств любовь к иллюзии. В его «репертуаре» можно найти отсылки к неоклассике и искусству горячо любимой им Италии. Он интерпретирует классические сюжеты в современном ключе и украшает фасады зданий фронтонами, обелисками и аллегорическими фигурами, а стены огромными фресками-обманками trompe l’œil, играет с эффектами перспективы, использует цветную штукатурку и смело раскрашивает потолок. Кто его главные учителя? Без всяких сомнений это Витрувий (Vitruvius Pollio), Себастьяно Серлио (Sebastiano Serlio) и Андреа Палладио (Andrea Palladio)!
2. Облегчить большие объемы
Поиск легкости — предмет вечного интереса маэстро. Понти делает дома, в плане напоминающие бриллиант или крылья бабочки, как на вилле Nemazee в Тегеране. Он изобрел леветирующую крышу — будто парящую над домом и бросающую вызов всем законам невесомости, он также придумал объединять пространства, как в свободной планировке типичных миланских домов 1930-х гг, где Понти впервые совмещает гостиную со столовой. В дизайне предметов мебели он всегда добивается изящества линий и оптимизации пространства для хранения.
3. Декорировать поверхности
Для Джо Понти все поверхности в доме — пол, стены, потолок, двери, мебель — служат площадкой для творческих экспериментов. Начав с неоклассических фресок, он в пришел с течением времени к геометрии и абстракции. Ромбы, треугольники и полоски привносят в пространство цвет и эффект перспективы, а одетые в керамику стены создают объем и ощущение игры со светом. Понти попробовал этот прием впервые во время работы художественным директором итальянской фарфоровой фабрики Richard Ginоri в 1923 году и с тех пор еще не раз использовал его, сотрудничая с художником Фаусто Мелотти (Fausto Melotti) или компанией Ceramica Jоо.
4. Сделать необычную лестницу
Для Понти лестница — главная героиня дома, и талант хорошего архитектора проявляет себя именно в работе с этим объектом. Лестницы могут полностью изменить облик дома, и поэтому заслуживают отдельного внимания. Ступени, перекладины, перила — ни одной детали нельзя упустить из виду!
5. Жить с искусством
Для Понти искусство — главный источник, питающий жизнь, отсюда его страсть к ремесленным изделиям. Он сам разрабатывает мебель для своих домов и домов своих клиентов, проектирует стеклянные витрины, стеллажи с подсветкой, полки для хранения и демонстрации предметов искусства. Некоторые из этих объектов в настоящее время издаются итальянской фабрикой Molteni&C в рамках линии Héritage, которая постоянно пополняется с 2012 года.
6. Удвоить высоту
Решение избавиться от потолка, разделяющего дом на этажи, добавляет в пространство воздуха, и позволяет наслаждаться чудесными видами со второго яруса. Джо Понти использует систему архитектора Робера Малле-Стивенса (Robert Mallet-Stevens) в нескольких крупных проектах, как например, в постпалладианской вилле Ange Volant в Гарше (единственный проект Понти во Франции) и вилле Planchart в Каракасе.
7. Сделать акцент на свет
Работа со светом — естественным или искусственным — один из главных методов в творчестве Джо Понти. В своей книге Amate l’Architetture. L’Architettura è un cristallo он использует метафору бриллианта — совершенной, по его мнению, формы, к которой ничего нельзя добавить или убавить. Для него шестиугольный алмаз — символ ясности, блистательности и прозрачности архитектуры, достигаемой за счет игры со светом. Понти заставляет свет работать в интерьере с помощью бликов на поверхности, отражений, игры теней и полутеней и «разрезает» фасады, как ножницами на бумажном домике, многочисленными окнами.