«Я люблю Зверева» в Музее AZ
Большая выставка-посвящение Анатолию Звереву открылась в Музее AZ 1 декабря. Она приурочена к 90-летию со дня рождения художника, которого коллекционер Георгий Костаки называл «русским ван Гогом». На экспозиции представлено около 140 живописных и графических работ, большая часть которых никогда ранее не выставлялась. Куратор Полина Лобачевская и главный хранитель Музея AZ Наталья Волкова отобрали шедевры Зверева из шести частных коллекций: Наталии Опалевой, Сергея Александрова, Марка Курцера, Андрея Тимохина, Давида Гольдферта и Игоря Маркина. Они говорят, что буквально «снимали сливки» с первоклассных коллекций. Частью выставки станет показ одноименного фильма «Я люблю Зверева» режиссера Елены Лобачевской, который был снят специально к выставке.
Проект станет своего рода кульминацией масштабного арт-марафона, посвященного Анатолию Звереву. В Зверевском центре уже открыта выставка «Зверев и шашки. Chеckers party», в ближайшее время начнут работу «Майская ночь или Утопленница» в Музее ART4 (с 18 ноября) и «Анатолий Зверев. Здесь должен быть лес» в галерее «Веллум» (с 24 ноября).
Когда: 1 декабря 2021 — 29 мая 2022
Где: 2-ая Тверская-Ямская, 20-22
Подробности: https://museum-az.com
Музей криптографии
Первый в России Музей криптографии откроется в Москве уже 21 декабря. Он расположится в знаменитой «Марфинской шарашке», где когда-то ученые занимались разработкой шифров и криптоанализом. С открытием музея здание впервые распахнет двери для широкой публики. Музей будет интересен аудитории любого возраста и профессий и станет пространством, влюбляющим в науку и технологии. Масштабная постоянная экспозиция расскажет о прошлом, настоящем и будущем криптографии и истории развития коммуникации между людьми с древних времен до современности. В музее будут представлены уникальная историческая коллекция шифровальной техники, средства передачи информации и архивные документы.
В экспозиции музея — несколько десятков экспонатов и более 130 инсталляций. Одним из центральных и самых больших объектов музея станет инсталляция, посвященная легендарной шифровальной машине «Фиалка» (М-125), изобретенной в СССР после Второй мировой войны и несколько десятилетий использовавшейся странами Варшавского договора. До 2020 года вся информация об устройстве и его внешний вид держались в строжайшем секрете. Музей криптографии станет единственным местом в России, где можно будет вживую увидеть легендарный объект, причем здесь будут представлены как оригинал «Фиалки», так и гигантская копия шифровальных дисков «Фиалки»: благодаря ей можно будет в буквальном смысле проникнуть внутрь секретной шифровальной машины и попробовать зашифровать сообщение. Также здесь можно будет побывать в рабочем кабинете двух великих ученых Владимира Котельникова и Клода Шеннона, узнать, как работали линия «Москва — Вашингтон» и номерные станции со всего мира, получить информацию о шифрах, сетях и «лайфхаках» настоящих разведчиков и освоить современные технологии криптографии. Больше информации про музей ищите в нашем специальном материале.
Когда: с 21 декабря 2021
Где: ул. Ботаническая, 25
Подробности: https://cryptography-museum.ru
«Вооруженный зреньем». Персональная выставка Андрея Есионова в МУАРе
Новая выставка Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, концепция которой предложена критиком и куратором Александром Боровским, представляет широкой публике творчество современного московского художника, академика Российской и Флорентийской академий художеств, лауреата национальных и международных премий Андрея Есионова.
В экспозицию войдет около 100 живописных и графических работ, в числе которых акварельные серии на остросоциальные и бытовые сюжеты, а также картины философско-религиозного жанра. Некоторые произведения будут представлены широкой публике впервые. Мандельштамовский образ для названия этой выставки выбран осознанно. Андрей Есионов — художник оптического склада. Экспозиционное решение прямо подчеркивает момент визуального опыта как экзистенциальной ценности. Все может разрушаться (обыграна тема «Руины» — названия музейной площадки), но эта ценность сохранится: Юрий Аввакумов, архитектор экспозиции, создает для каждой вещи ситуацию укрытия, как он говорит, подобие реликвария, табернакля.
Андрей Есионов на московской арт-сцене появился в начале 2010-х, уже духовно и профессионально сформировавшейся личностью. Это был редкий случай независимого, несистемного творческого старта. В конце десятилетия художник добивается внимания музеев. Причем самых разных — Государственного Русского музея и ММОМА, Государственных музеев изобразительных искусств Татарстана и Узбекистана, Accademia delle Arti del Disegno во Флоренции и музея San Salvatore in Lauro в Риме.
Когда: 8 декабря 2021 — 20 февраля 2022
Где: ул. Воздвиженка, 5/25, Флигель «Руина»
Подробности: http://muar.ru/item/1963-vooruzhonniy-zrenyem
История российского дизайна в Новой Третьяковке
Московский музей дизайна и Государственная Третьяковская галерея открывают выставку «История российского дизайна. Избранное». Это первая масштабная экспозиция, исследующая отечественный дизайн за прошедшее столетие. Кураторы проводят параллели между перспективными разработками советских и российских дизайнеров и продукцией массового производства. В четырех разделах экспозиции (авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн, современный дизайн) будут представлены объекты, иллюстрирующие инновационные идеи дизайнеров и изделия массового производства. Это макеты, эскизы, чертежи, реконструкции знаменитых невоплощенных проектов, концептуальные разработки из коллекций Московского музея дизайна, Политехнического музея, Музея художественного текстиля и костюма РГУ им. А.Н. Косыгина, Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ», частных собраний.
Многие экспонаты будут показаны впервые. Например, в первой части экспозиции минималистичная кухня для дома Наркомфина, одного из самых известных памятников конструктивизма, противопоставляется простым деревянным табуретам. Реплика кухни была создана специально для выставки. В разделе послевоенного дизайна зрители увидят 3D-макет малолитражного автомобиля «Белка» дизайнера В.А. Арямова — его, как писал в то время журнал «Крокодил», замучили в «бюрократическом колесе» и так и не начали выпускать. Вместо «Белки» на улицах появился «Запорожец». В последнем разделе кураторы показывают, не противопоставляя, два основных направления в современном российском дизайне — инновационные проекты и уже успешно реализованные.
Когда: 7 декабря 2021 — ноябрь 2022
Где: Западное крыло Новой Третьяковки, Крымский Вал, 10
Подробности: http://moscowdesignmuseum.ru
Выставка «Уберите чучело лисы» в Музее Москвы
К 100-летию краеведения Музей Москвы подготовил выставочный проект об истории становления советских краеведческих музеев. Пространство выставки превратится в воображаемый краеведческий музей Москвы, сконструированный кураторами по советским инструкциям 1930-х годов. Отделы и разделы этого музея визуализируют основные приемы построения краеведческих экспозиций, а многочисленные тексты и цитаты в экспозиции раскрывают заложенный в них идеологический и социально-политический подтекст.
«Уберите чучело лисы. К 100-летию краеведения» — это выставка-деконструкция, призванная развеять ностальгический флер вокруг музея краеведения. На выставке краеведческий экспозиционный канон — во многом утративший актуальность, местами незаслуженно забытый, но часто воспроизводящийся в обновленных материалах так, будто ему не существует альтернатив — препарируется, разбирается на части и анализируется с точки зрения своих первоначальных задач.
В экспозиции будет представлено более 200 экспонатов: живопись, графика, археология, предметы мебели и быта, открытки и плакаты из коллекции Музея Москвы, а также 50 чучел из собрания Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева.
Когда: 10 декабря 2021 — 20 марта 2022
Где: Музей Москвы, корпус 1, Зубовский бульвар, 2
Подробности: https://mosmuseum.ru
«Искусство будущего» / Art for the Future в МАММ
Мультимедиа арт музей, Москва (МАММ) в этом году отмечает 25-летний юбилей. К этой дате приурочено множество выставок. До 5 декабря в музее можно увидеть работы Сергея Шутова, Никиты Алексеева, Олега Целкова, Сары Мун, арт-групп «ЕлиКука» и «МишМаш». А уже в середине следующего месяца посетителей ждет Art for the Future — первая международная биеннале современного искусства и искусства, созданного с помощью современных технологий. Она станет кульминацией празднования юбилея.
На новой международной биеннале будет представлено 47 проектов российских и зарубежных художников, использующих в работе новые технологии: нейросети, 3D-анимацию, виртуальную, дополненную и смешанную реальность и многое другое. Среди участников — такие звезды мирового искусства, как Рефик Анадол, Рафаэль Лосано-Хеммер, Михаль Ровнер, арт-группы AES+F и Random International, британский художник Stanza, международный художественный коллектив из Японии teamLab, а также молодые российские авторы Наталья Алфутова, Екатерина Балабан, Юлия Вергазова, Максим Змеев, Анастасия Королева, Мария Молокова, Анна Ротаенко, Анна Толкачева, Gray Cake (Катя Пряник, Саша Сереченко). Они исследуют то, как технологии влияют на жизнь и человека, и общества в целом. А зрители с помощью интерактивных инсталляций станут полноправными соучастниками творческого процесса. Дополнением станет большая образовательная программа, которая пройдет в гибридном формате.
Когда: вторая половина декабря
Где: ул. Остоженка, д. 16
Подробности: www.artforthefuture.art
Современная графика из собрания Центра Помпиду в ГМИИ им. Пушкина
Пушкинский музей впервые представил современную графику из собрания Центра Помпиду, что дает возможность российскому зрителю познакомиться с эталонной частной коллекцией современного рисунка. В семи залах первого этажа Галереи искусства Европы и Америки XIX–XX веков представлена выдающаяся коллекция — более 200 произведений графики, в том числе работы Фабриса Ибера, получившего «Золотого льва» на Венецианской биеннале 1997 года, и Кики Смит, американской художницы, одной из наиболее заметных фигур феминистского искусства, а также рисунки Кристиана Болтански, Жерара Гаруста, Джузеппе Пеноне, Сильвии Бэхли, Павла Пепперштейна, Александра Пономарева и многих других представителей мира современного искусства.
Когда: до 30 января 2022
Где: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX, ул. Волхонка, 14
Подробности: https://pushkinmuseum.art
Дом культуры «ГЭС-2»
Уже 4 декабря в пространстве бывшей электростанции на Болотной набережной открывается Дом культуры «ГЭС-2». Несмотря на то, что он вместе с Третьяковкой, Пушкинским музеем и «Гаражом» входит в «Музейную четверку», его создатели, фонд V–A–C, всячески подчеркивают, что это не музей, а именно Дом культуры, генератор творчества и идей.
В первые несколько лет пройдет цикл проектов, состоящий из пяти сезонов — по два в год. Лейтмотивом станет российская культура последних десятилетий и все, что на нее повлияло. Откроется «ГЭС-2» Проектом художника Рагнара Кьяртанссона «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?» — пересъемке культовой мыльной оперы. Среди других выставок — «Я моторы гондолы разбираю на части», название которой вдохновлено песней группы «Мумий Тролль», и «В Москву! В Москву! В Москву!».
Во время перерывов между выставками, когда некоторые пространства закроют на перемонтаж, останутся открытыми общие зоны — библиотека, учебный центр, творческие мастерские, зал-трансформер, кафе. Вход в «ГЭС-2» будет свободным, за исключением кинопоказов, концертов и спектаклей. Еще до открытия нового пространства оно преобразило культурный ландшафт вокруг — перед зданием установили композицию «Большая глина №4» Урса Фишера (Urs Fischer), вызвавшую неоднозначную реакцию, а рядом с березовой рощей появилось «Пространство света» Джузеппе Пеноне (Giuseppe Penone). Привлекает внимание и обновленное здание электростанции со знаковыми синими трубами, реконструированное по проекту знаменитого архитектора Ренцо Пиано (Renzo Piano).
Когда: с 4 декабря 2021
Где: ГЭС-2, Болотная набережная, 15
Подробности: https://v-a-c.org/ges2
Современное искусство Европы в Новой Третьяковке
Фонд искусства и культуры (Бонн) и Государственная Третьяковская галерея представляют масштабную передвижную выставку «Многообразие. Единство. Современное европейское искусство. Берлин. Москва. Париж». Это грандиозный международный выставочный проект, представляющий работы, созданные за последние 30 лет как звездами современного искусства, так и совсем молодыми художниками и художницами, с которыми зрителю предлагает познакомиться группа кураторов из разных стран Европы.
Экспозиция включает работы 90 важнейших современных художников, представляющих разные поколения и регионы Европы. Среди участников выставки Илья и Эмилия Кабаковы, Аннет Мессаже, Вольфганг Тильманс, Мона Хатум, Олафур Элиассон, Ансельм Кифер и другие.
Когда: до 13 марта 2022
Где: Западное крыло Новой Третьяковки, Крымский Вал, д. 10
Подробности: www.tretyakovgallery.ru
Выставка New Elements в Новой Третьяковке
Фонд Laboratoria Art&Science Foundation открыл в Западном крыле Новой Третьяковки выставку New Elements, которая предлагает взглянуть на мир как на аналоговый компьютер. Ее кураторами выступили Дарья Пархоменко (Россия) и Дитмар Оффенхубер (Австрия — США). Проект реализован при поддержке многолетнего партнера фонда — «Лаборатории Касперского».
Работы художников из разных стран показывают, как цифра и реальность взаимосвязаны между собой и что на самом деле они гораздо ближе, чем кажется. Среди участников — Томас Сарасено (Tómas Saraceno), Мемо Актен, Ральф Беккер, Эрих Бергер, Рёити Курокава, Tуула Нярхинен, Анна Ридлер, Томас Сарасено, Tомас Фойерштайн, Илья Федотов-Федоров, Tереза Шуберт и Forensic Architecture. Их работы распределены по нескольким тематическим разделам: «Аутографические измерения», «Вычисляя с природой» и «Цифровая материальность».
Кто-то из художников осмысляет процессы в природной среде, кто-то — в технологических системах и структурах нейронных сетей. И вслед за ними зритель может обнаружить сходство нейронных сетей с природными явлениями, поразмышлять о влиянии искусственного интеллекта на социум или задуматься о глобальном экологическом кризисе.
Так, например, Томас Фойерштайн исследует взаимодействие человека и окружающего мира. В своей биохимической инсталляции Poem он показывает размывание границ человеческого тела, делая из «первичного» бульона — выдыхаемого посетителями воздуха — алкоголь, пригодный для питья. Влажный воздух постепенно конденсируется на поверхности ледяной скульптуры. Конденсат запускает работу перегонного аппарата, в котором происходят процессы химического синтеза. Бесконечно циркулируя в круговороте аппаратов, жидкость превращается в органические вещества и начинает накапливать аминокислоты, глюкозу и этанол, которые в конечном итоге материализуются в спиртные напитки.
Поучаствовать в преобразовании выдыхаемого воздуха в алкоголь и посмотреть инсталляцию «Поэма» можно на выставке New Elements в Новой Третьяковке.
Когда: до 27 февраля 2022
Где: Западное крыло Новой Третьяковки, Крымский Вал, д. 10
Подробности: https://laboratoria.art