Сайенс-арт художника Томаса Сарасено

Printed Matter(s) аргентинского художника Томаса Сарасено (Tómas Saraceno) — это серия фотографий, напечатанных чернилами из частиц черного углерода PM 2.5, выделенных из воздуха Мумбаи, одного из самых густонаселенных и загрязненных городов мира. На отпечатках воспроизведены изображения частиц космической пыли из каталога NASA 1982 года. На поверхности Земли ежегодно оседает около 40 тысяч тонн межпланетной пыли, которая, как и частицы углерода РМ 2.5, несет в себе геологическую историю планеты и влияет на жизнь человечества. Подобно загрязненному воздуху космическая пыль касается каждого человека во всем мире, но в совершенно ином временном масштабе. 

Сайенс-арт художника Томаса Сарасено
Фото
© Photography by Studio Tomás Saraceno, 2018
Сайенс-арт художника Томаса Сарасено
Сайенс-арт художника Томаса Сарасено


Как и другие участники выставки New Elements, Томас Сарасено работает на стыке точных и естественных наук, искусства и технологий. Источниками своего вдохновения он считает всю Вселенную — от космоса, Солнечной системы и Земли до паутины, пыли, воздуха, взаимодействия людей и природных объектов. Серия Printed Matter(s) продолжает многолетний проект художника по изучению и проектированию новых воздушных миров, в которых человек будет избавлен от капитализма, соперничества и загрязнения окружающей среды. Эту принципиально новую эпоху будущего художник называет эпохой аэроцена. Над ее концепцией работает созданное им одноименное междисциплинарное сообщество ученых, художников и инженеров из разных стран мира. 

В преддверии открытия выставки вспоминаем важнейшие проекты Томаса Сарасено последнего десятилетия.

«На орбите». Музей Штендехаус К2, Дюссельдорф, Германия, 2013

Инсталляция «На орбите», построенная в многоэтажном атриуме дюссельдорфского музея «Штендехаус К2», была задумана и реализована как интерактивный аттракцион для сильных духом экстремалов: пространство над атриумом Сарасено затянул стальной сеткой с закрепленными зеркальными сферами. Посетители могли лазать по этой сетке, представляя себя жителями парящих городов будущей эры аэроцена.


«В воздухе». Palais de Tokyo, Париж, Франция, 2018

Сводную экспозицию, разместившуюся на площади около 13 тысяч квадратных метров в центре Парижа, Сарасено предпочел называть не выставкой, а экосистемой. Художник попытался воспроизвести в объеме свою идею воздушных городов: его узнаваемые зеркальные сферы соединены сетями, напоминающими паутину. Для того, чтобы оптимизировать природные формы, автор организовал специальную арахнологическую лабораторию Arachnid Research Laboratory. Пауков разных видов помещали в стеклянные колбы, затем сканировали сплетенную ими паутину и воспроизводили ее формы в многократно увеличенном размере из нейлоновых нитей. Трехмерная универсализированная модель паутины стала основой для инсталляции «Паук-серебрянка в воздушном пузыре, закрепленном под водой шелковыми нитями» (2017) и матрицей для модели парящего города.

Сайенс-арт художника Томаса Сарасено

Albedo. Art Basel Miami Beach, Майами, США, 2018

Инсталляцию Albedo в виде композиции из 40 солнечных батарей, напоминающих вывернутые зонтики или гигантские цветы, Сарасено соорудил недалеко от павильонов Art Basel Miami Beach-2018, прямо на берегу океана. Это понятно: где еще батареи могли получить достаточно света, чтобы можно было реализовать суть инсталляции — подъем в воздух аэросолнечной скульптуры Aerocene Explorer? Проект, который художник создал в рамках программы «Художественная комиссия» швейцарской часовой мануфактуры Audemars Piguet, навеян идеями русских футуристов и космистов. Его идея — отказ от ископаемого топлива, использование альтернативных источников энергии, путешествия и жизнь над землей на воздушных шарах и дирижаблях.

Сайенс-арт художника Томаса Сарасено

«Полет на воздушном шаре Aerocene Pacha». Салинас-Грандес, Аргентина, 2020

Еще один воздухоплавательный перформанс Сарасено проходил в горах над соляным озером. Воздушный шар без гондолы, с одним закрепленным в «люльке» аэронавтом, держался в воздухе исключительно благодаря солнечной энергии, без использования пропана (то есть без привычной для воздушных шаров газовой горелки). Во время полета представители Всемирной федерации воздушного спорта зафиксировали шесть мировых рекордов для шаров, не использующих пропан. Рекорды были установлены в женском и общем разрядах в категориях высоты, расстояния и продолжительности полета. Перфоманс, организованный в знак солидарности с коренными сообществами Салинас-Грандес, проходил под лозунгом «Вода и жизнь ценнее лития».

Сайенс-арт художника Томаса Сарасено
Сайенс-арт художника Томаса Сарасено

«Движущие атмосферы». Музей «Гараж», Москва, Россия, 2020

Объект, представленный Сарасено в «Гараже» в 2020 году, был основан на прототипах летательных аппаратов, которые в 1960–1970-е годы разрабатывал французский Национальный центр космических исследований. Внешне он чем-то напоминал многократно увеличенный первый советский спутник, но отличался от него устройством и принципом действия. Принцип основан на идее неподвижности в движении, движущихся атмосфер, слияния с воздушным потоком, о котором говорил один из пионеров воздухоплавания Альберто Сантос-Дюмон. Верхняя часть сферы, как обычно у Сарасено, зеркальная, а ее нижняя часть была выполнена из ультрапрочного ETFE-полимера, разработанного для космической промышленности и часто используемого в архитектуре.

Сайенс-арт художника Томаса Сарасено

Когда: 18 ноября — 22 февраля 2022 года

Где: Западное крыло Новой Третьяковки, Крымский Вал, 10