Поэтический парк музея-заповедника «Царицыно» по традиции вновь стал в этом году площадкой для Фестиваля исторических садов. На этот раз участники исследовали тему «Сады и мифы»: авторы конкурсных работ представили проекты, посвященные богине солнца Аматэрасу и обитательницам водоемов — русалкам, сады далеких планет, напоминающие о приключениях Алисы Селезневой, и пространства, где властвуют вода и ветер и живет великанша Неринга, приносящая счастье.
Монастырская изба
Считается, что предтечей садов были сады монастырские. Причем организовывали их там не для красоты, а из чисто утилитарных соображений. Дело в том, что обители как замкнутый самодостаточный организм пропитанием и всем прочим обеспечивали себя сами. Поэтому в садах выращивались фрукты и овощи, а в аптекарских огородах росли травы, необходимые для лечения.
Усадебная вольница
В XVI веке при Иване Грозном дворяне получали за заслуги так называемые вотчинные земли. В этих подмосковных наделах, расположенных в 150-180 км от Москвы, они проводили редкие отпуска или приезжали туда на охоту. Со временем эти земли стали передавать в собственность, а придворные получили возможность выбирать: служить на военной или гражданской службе. С этого времени, можно сказать, началась история русских усадеб. Их расцвет начался в недолгое правление Петра III — в 1762 году он издал указ «О вольности дворянства», который разрешал покидать службу и уезжать в свои имения. Именно тогда стали активно строить усадьбы и разбивать парки при них. Завершился этот период менее чем через сто лет, с появлением указа об отмене крепостного права.
Праздник без конца
Золотой век усадебного строительства пришелся на правление Екатерины II. В архитектуре еще недавно модное барокко уступило позиции строгому классицизму, а в ландшафтном строительстве наметилась тенденция к пейзажным паркам. Останкино, Кусково, Архангельское — чем ближе располагались усадьбы к Москве, тем более увеселительным было их назначение. Пышные праздники, требовали соответствующего антуража не только внутри дома, но и вокруг. Но чем дальше от города, тем больше в усадьбах сохранялся утилитарный подход. Суханово, Марфино, Быково, Знаменское-Раек, Городня — они больше тяготели к хозяйственности, нежели к развлечениям.
Уникальные проекты
Часто при организации парков использовался естественный рельеф, окружающие усадьбу леса. Так что двух одинаковых проектов найти не получится — все они по-своему уникальны. Оставалась неизменной лишь основа: главный дом с курдонером перед ним и с регулярным партером, флигели, хозяйственные постройки, храм. Остальное же растворялось в окружающем пейзаже. Сеть дорожек, по которым можно было неторопливо гулять, отдыхать в беседках или павильонах, формировала пасторальные виды, которые услаждали глаз. В общем, усадьба была не просто домом, а живым организмом, который чутко откликался на запросы своих владельцев. Со временем усадьбы становились также и центром духовной, художественной жизни: их владельцы формировали выдающиеся коллекции искусства.
Сад — вырубить
Чем беднее было дворянство, тем более утилитарными были усадьбы. В то время, как во владениях аристократических фамилий все было подчинено беззаботному течению жизни, в мелкопоместных усадьбах больше думали о практичности. Поэтому вместо богатого господского дома стояли хозяйственные постройки, плодовый сад, рыбный пруд — все, что могло приносить ощутимую пользу. Разница была и в другом: мелко и среднепоместные усадьбы использовались для круглогодичного проживания, а в крупные наезжали лишь сезонно, как на дачу.
Золотой век усадебного строительства закончился в 1861 году. Дворяне лишились бесплатной рабочей силы, которая возводила дома, копала пруды и озера. Происходило и обеднение дворянства. Результат не заставил себя ждать: усадьбы стали переходить к промышленникам, а те уже начали беспощадно вырубать живописные леса на стройматериалы, перестраивать под производство. Те же, что не нашли новых владельцев, постепенно дряхлели и исчезали. Впрочем, бывало, что земли поместий меняли профиль, и тогда на них появлялись дачи, куда охотно приезжали на отдых.
Из прошлого в настоящее
История циклична: парки, начинавшиеся с утилитарных аптекарских огородов, в конце концов к ним и вернулись. Однако русский сад с его тенистыми аллеями, живописными видами и меланхоличными водными пейзажами по-прежнему остается одним из самых притягательных образов. Поэтому туристы охотно устремляются на экскурсии по усадебно-парковым комплексам — чтобы на несколько часов перенестись в великолепный золотой век с балами, ночными фейерверками и прогулками по обширным паркам.
Мнение ландшафтного дизайнера
«С почтением отношусь к историческим садам — традиции важно знать и брать лучшее. Однако ключевой двигатель прогресса — запросы клиентов. В соединении с контекстом современной архитектуры и технологий они позволяют созидать нечто новое.
Сад — отражение образа жизни людей. В прошлом загородную усадьбу с садом могли себе позволить только люди из высшего общества, как правило, они жили там с мая по сентябрь, а о красоте сада заботились садовники. Сегодня стиль жизни кардинально изменился. Мы больше времени уделяем своему внутреннему состоянию и минимум времени бытовым заботам. Нам важен контакт с природой не сезонно, а постоянно, поэтому для многих загородная жизнь — необходимый уровень нормы. Это требует других решений от архитекторов — сад должен быть функциональным, малоуходным, сохранять красоту в любое время года. 95% клиентов хотят построить дом и сад, соответствующий времени и тенденциям.
Современная ландшафтная архитектура, как правило, минималистична, ее отличает лаконичность, максимальная функциональность и отсутствие декора. В ландшафте в тренде скандинавский стиль, который позволяет сочетать технологичность и сказочность, таинственность.
Ежегодно к нам в L.BURO приходит несколько проектов по реконструкции усадеб с запросом на создание скандинавского сада. Но, по моим наблюдениям, это скорее исключение из правила. Устойчивый тренд на современный тип жилья диктует и идентичный тип ландшафта. И, пожалуй, самое важное. Сад в современном мире — это все больше не просто про растения, а про состояние, которое он дарит своим обитателям».