Поэтический парк музея-заповедника «Царицыно» по традиции вновь стал в этом году площадкой для Фестиваля исторических садов. На этот раз участники исследовали тему «Сады и мифы»: авторы конкурсных работ представили проекты, посвященные богине солнца Аматэрасу и обитательницам водоемов — русалкам, сады далеких планет, напоминающие о приключениях Алисы Селезневой, и пространства, где властвуют вода и ветер и живет великанша Неринга, приносящая счастье.

Аптекарский огород и вишневый сад: истории русских садов | Источник: архивы пресс-служб
Фото
архивы пресс-служб

Монастырская изба

Считается, что предтечей садов были сады монастырские. Причем организовывали их там не для красоты, а из чисто утилитарных соображений. Дело в том, что обители как замкнутый самодостаточный организм пропитанием и всем прочим обеспечивали себя сами. Поэтому в садах выращивались фрукты и овощи, а в аптекарских огородах росли травы, необходимые для лечения.

Источник: Getty Images
Фото
Getty Images

 Усадебная вольница

В XVI веке при Иване Грозном дворяне получали за заслуги так называемые вотчинные земли. В этих подмосковных наделах, расположенных в 150-180 км от Москвы, они проводили редкие отпуска или приезжали туда на охоту. Со временем эти земли стали передавать в собственность, а придворные получили возможность выбирать: служить на военной или гражданской службе. С этого времени, можно сказать, началась история русских усадеб. Их расцвет начался в недолгое правление Петра III — в 1762 году он издал указ «О вольности дворянства», который разрешал покидать службу и уезжать в свои имения. Именно тогда стали активно строить усадьбы и разбивать парки при них. Завершился этот период менее чем через сто лет, с появлением указа об отмене крепостного права.

Усадьба «Архангельское». Вид на главный дом из парка. | Источник: wikipedia.org
Усадьба «Архангельское». Вид на главный дом из парка.
Фото
wikipedia.org

 Праздник без конца

Золотой век усадебного строительства пришелся на правление Екатерины II. В архитектуре еще недавно модное барокко уступило позиции строгому классицизму, а в ландшафтном строительстве наметилась тенденция к пейзажным паркам. Останкино, Кусково, Архангельское — чем ближе располагались усадьбы к Москве, тем более увеселительным было их назначение. Пышные праздники, требовали соответствующего антуража не только внутри дома, но и вокруг. Но чем дальше от города, тем больше в усадьбах сохранялся утилитарный подход. Суханово, Марфино, Быково, Знаменское-Раек, Городня — они больше тяготели к хозяйственности, нежели к развлечениям.

Усадьба Быково. Сохранившаяся ротонда на озере. | Источник: wikipedia.org
Усадьба Быково. Сохранившаяся ротонда на озере.
Фото
wikipedia.org

 Уникальные проекты

Часто при организации парков использовался естественный рельеф, окружающие усадьбу леса. Так что двух одинаковых проектов найти не получится — все они по-своему уникальны. Оставалась неизменной лишь основа: главный дом с курдонером перед ним и с регулярным партером, флигели, хозяйственные постройки, храм. Остальное же растворялось в окружающем пейзаже. Сеть дорожек, по которым можно было неторопливо гулять, отдыхать в беседках или павильонах, формировала пасторальные виды, которые услаждали глаз. В общем, усадьба была не просто домом, а живым организмом, который чутко откликался на запросы своих владельцев. Со временем усадьбы становились также и центром духовной, художественной жизни: их владельцы формировали выдающиеся коллекции искусства.

Усадьба «Мелихово». | Источник: архивы пресс-служб
Усадьба «Мелихово».
Фото
архивы пресс-служб

 Сад — вырубить

Чем беднее было дворянство, тем более утилитарными были усадьбы. В то время, как во владениях аристократических фамилий все было подчинено беззаботному течению жизни, в мелкопоместных усадьбах больше думали о практичности. Поэтому вместо богатого господского дома стояли хозяйственные постройки, плодовый сад, рыбный пруд — все, что могло приносить ощутимую пользу. Разница была и в другом: мелко и среднепоместные усадьбы использовались для круглогодичного проживания, а в крупные наезжали лишь сезонно, как на дачу.

Дом в Царском Селе | Источник: Фриц фон Дер Шуленбург (Fritx Von Der Shulenburg)
Крестовый мост в Александровском парке Царского села.
Фото
Фриц фон Дер Шуленбург (Fritx Von Der Shulenburg)

Золотой век усадебного строительства закончился в 1861 году. Дворяне лишились бесплатной рабочей силы, которая возводила дома, копала пруды и озера. Происходило и обеднение дворянства. Результат не заставил себя ждать: усадьбы стали переходить к промышленникам, а те уже начали беспощадно вырубать живописные леса на стройматериалы, перестраивать под производство. Те же, что не нашли новых владельцев, постепенно дряхлели и исчезали. Впрочем, бывало, что земли поместий меняли профиль, и тогда на них появлялись дачи, куда охотно приезжали на отдых.

Константин Коровин. «За чайным столом», 1888.
Константин Коровин. «За чайным столом», 1888.

 Из прошлого в настоящее

История циклична: парки, начинавшиеся с утилитарных аптекарских огородов, в конце концов к ним и вернулись. Однако русский сад с его тенистыми аллеями, живописными видами и меланхоличными водными пейзажами по-прежнему остается одним из самых притягательных образов. Поэтому туристы охотно устремляются на экскурсии по усадебно-парковым комплексам — чтобы на несколько часов перенестись в великолепный золотой век с балами, ночными фейерверками и прогулками по обширным паркам.

Усадьба «Царицыно». Виноградные ворота. | Источник: архивы пресс-служб
Усадьба «Царицыно». Виноградные ворота.
Фото
архивы пресс-служб

Мнение ландшафтного дизайнера

Ландшафтный дизайн

Главный архитектор модной ландшафтной студии L.BURO. Компания создает проекты современного ландшафтного дизайна, где в центре человек и его состояние. Бюро специализируется на скандинавском стиле садов

Сайт бюро

«С почтением отношусь к историческим садам — традиции важно знать и брать лучшее. Однако ключевой двигатель прогресса — запросы клиентов. В соединении с контекстом современной архитектуры и технологий они позволяют созидать нечто новое.

Дом в Царском Селе
Джакомо Кваренги. «Вид на Большой Царскосельский дворец и парк от беседки Большого каприза», акварель, до 1798 года, собрание ГМЗ «Царское Село».

Сад — отражение образа жизни людей. В прошлом загородную усадьбу с садом могли себе позволить только люди из высшего общества, как правило, они жили там с мая по сентябрь, а о красоте сада заботились садовники. Сегодня стиль жизни кардинально изменился. Мы больше времени уделяем своему внутреннему состоянию и минимум времени бытовым заботам. Нам важен контакт с природой не сезонно, а постоянно, поэтому для многих загородная жизнь — необходимый уровень нормы. Это требует других решений от архитекторов — сад должен быть функциональным, малоуходным, сохранять красоту в любое время года. 95% клиентов хотят построить дом и сад, соответствующий времени и тенденциям.

«Усадьба Хрустальное», сад в скандинавском стиле. Проект L.Buro. | Источник: lburo.ru
«Усадьба Хрустальное», сад в скандинавском стиле. Проект L.Buro.
Фото
lburo.ru

Современная ландшафтная архитектура, как правило, минималистична, ее отличает лаконичность, максимальная функциональность и отсутствие декора. В ландшафте в тренде скандинавский стиль, который позволяет сочетать технологичность и сказочность, таинственность.

Ежегодно к нам в L.BURO приходит несколько проектов по реконструкции усадеб с запросом на создание скандинавского сада. Но, по моим наблюдениям, это скорее исключение из правила. Устойчивый тренд на современный тип жилья диктует и идентичный тип ландшафта. И, пожалуй, самое важное. Сад в современном мире — это все больше не просто про растения, а про состояние, которое он дарит своим обитателям».

«Усадьба Хрустальное», сад в скандинавском стиле. Проект L.Buro. | Источник: lburo.ru
«Усадьба Хрустальное», сад в скандинавском стиле. Проект L.Buro.
Фото
lburo.ru