Кресло-мешок Sacco, 1968 (Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро)
Кресло-мешок Sacco, придуманное в 1968 году тремя итальянскими дизайнерам-нон-конформистами — Пьеро Гатти (Piero Gatti), Чезаре Паолини (Сеsarе Рaolini) и Франко Теодоро (Franco Teodoro) — практически сразу стало классикой и было запущено в производство компанией Zanotta. Его эпатажная форма, мощный вызов эстетическим представлениям того времени, подстраивается под тело и «затягивает» так, что не хочется подниматься. Дизайнеры изначально вдохновлялись снежными сугробами — поэтому прототип кресла изначально был прозрачным. Оно было наполнено полистироловыми шариками, но потом производители стали искать более экологичные варианты.
Шезлонг LC4, 1928 (Ле Корбюзье, Пьер Жаннере и Шарлотта Перриан)
В 1929 году Ле Корбюзье (Le Corbusier) вместе со своим двоюродным братом Пьером Жаннере (Pierre Jeanneret) и их подругой Шарлоттой Перриан (Charlotte Perriand) представили на Осеннем салоне в Париже (Salon d‘Autumne) модернистский интерьер. Среди мебели там был шезлонг — один из первых объектов эргономичного дизайна, форма которого повторяла изгибы тела. На самом деле эта модель, которую сам Корбюзье называл «машиной для отдыха», была спроектирована годом раньше для частной виллы Church в Виль-д’Аврэ (Франция), но после выставки получила всемирную известность и славу, которая не утихает и по сей день.
Журнальный столик Slab I, ок. 1950 (Джордж Накашима)
Вместо того, чтобы сглаживать неровности дерева, дизайнер Джордж Накашима (George Nakashima) решил их подчеркнуть и сделал это особенностью своего авторского стиля. Сейчас такими «рукотворными» объектами никого не удивишь, но в то время такой дизайн считался по праву революционным: Накашима противостоял фабричной эстетике и делал акцент на красоте природы, вдохновляясь традиционным японским стилем.
Офисное кресло Ergon Chair, 1976 (Билл Стампф)
Ergon Chair американского дизайнера Билла Стампфа (Bill Stumpf) — один из первых примеров эргономичного офисного кресла и большой прорыв для дизайна 1970-х гг. Впервые в разработке учитывались анатомические особенности сидящего человека — Стампф работал с медицинскими экспертами, чтобы выявить идеальную позу. Более того, это одно из первых кресел на колесах с газлифтом.
Журнальный столик Tavolo con Ruote, 1980 (Гаэ Ауленти)
За стулом на колесах последовал стол — в 1980 году итальянка Гаэ Ауленти (Gae Aulenti) создала стеклянный журнальный столик, который так и назывался Tavolo con Ruote («Стол на колесах»), для Fontana Arte. Как рассказывала сама дизайнер, источником вдохновения для нее послужила тележка, на которой на фабрике Fontana Arte перевозили стекло. Этот объект, по сути своей, стал предвестником дизайна 1980-х, когда в интерьерах все чаще стало появляться стекло. В 1993 году Ауленти разработала похожую модель, но уже на велосипедных колесах.
Стул Roly-Poly, 2014 (Фэй Тугуд)
В забавном и лаконичном стуле от Фэй Тугуд (Faye Toogood), с которым она буквально ворвалась в 2014 году в мир дизайна, милое круглое сиденье сочетается со строгими цилиндрическими ножками. Как говорила сама Фэй, в ту пору еще начинающий дизайнер и модельер, округлая и немного неуклюжая форма кресла была вдохновлена… ее собственной беременностью: «Я была такой же толстой и неповоротливой», — смеясь, рассказывала она.
Зеркало Ultrafragola, 1970 (Этторе Соттсасс)
Основатель легендарной группы «Мемфис» Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) так рассказывал об истории создания этого культового зеркала: «Во времена моей молодости мы только и слышали: функционализм, функционализм, функционализм… Но одной только функции недостаточно — дизайн должен быть также чувственными и эмоциональным». Его розовое зеркало Ultrafragola в розовой волнообразной рамке с подсветкой как раз такое: само воплощение радости жизни и ярких эмоций!
Стул Louis Ghost, 2000 (Филипп Старк)
Через свой «призрачный» стул, созданный для бренда Kartell, Филипп Старк (Philippe Starck) иронизирует над помпезностью старого европейского стиля. Louis Ghost — это переосмысление модели кресла Людовика XV в минималистической интерпретации — без деталей и с сохранением силуэта. Стул изготовлен из жидкого поликарбоната, залитого в форму. «Louis Ghost был создан нашим коллективным подсознательным и является естественным результатом нашего прошлого, нашего настоящего и нашего будущего», — говорит о своем творении автор.
Диван Madame Dakar, 2009 (Айше Бирсель и Биби Сек)
Итальянская марка Moroso славится своим интересом к ремесленным традициям и культуре Африке. Одним из первых примеров африканской темы в каталогах компании стал диван Madame Dakar, созданный в 2009 году сенегальскими дизайнерами Айше Бирселем (Ayse Birsel) и Биби Сек (Bibi Seck). Сидение сплетено вручную из пластиковых нитей рыболовных сетей (традиционный для Сенегала материал) и растягивается, как гамак, крепясь к толстым металлическим ножкам.
Стул-моноблок, 1940-е годы
Пожалуй, самый знаменитый пластиковый стул, который ассоциируется у нас с летними праздниками на природе. Многие не любят эти стулья из-за их эстетической непривлекательности, что не умаляет их значимости в истории дизайна. Даже имя автора кануло в Лету, а стул все еще выпускается и используется в любой точке земного шара — от Африки до Аляски.
Кресло Vilbert Chair, 1992 (Вернер Пантон)
У датского дизайнера Вернера Пантона (Verner Panton) есть и более известные дизайн-объекты, о которых мы уже писали на страницах myDecor. Но этот особенный: он был создан для ИКЕА, которая к 1990-м годам стала приглашать известных дизайнеров. Vilbert Chair изготовлен из МДФ с меламиновым покрытием — материала, часто используемого шведским производителем. Его конструкция с виду не вызывает доверия и кажется недостаточно прочной. Но на деле стул достаточно прочный и пользовался популярностью у покупателей.
Кресло Due Più Chair, 1971 (Нанда Виго)
Стул миланской художницы, архитектора и дизайнера Нанды Виго (Nanda Vigo) чем-то напоминает функционализм Баухауса. Он состоит всего из двух цилиндров, покрытых мехом, крепящихся к металлическим ножками. Кстати, с мехом у дизайнера особо теплые отношения — достаточно вспомнить ее знаменитый проект частной виллы в Мало 1969 года, где она покрыла искусственным мехом лестницу!
Стул Feather Stool, 1990 (Сиро Курамата)
Сиро Курамата (Shiro Kuramata) известен тем, что переосмыслил «мягкие» формы мебели. Например, его Feather Stool («перьевой стул») представляет собой остроугольную конструкцию из акрила, в которую включены настоящие утиные перья, которые словно парят внутри прозрачного материала.
Side Chair, 1952 (Чарльз и Рэй Имс)
Side Chair — стул, ставший бессмертной классикой, выпускающейся уже более полувека. Эта модель, кстати, считается еще и самой удобной по своей эргономике, поскольку сконструирована так, чтобы максимально разгружать давление на поясницу. Возможно, именно поэтому этот стул — пожалуй, самый копируемый в мире, дешевые подделки можно увидеть в любом кафе любого города мира. Но встречаются и оригиналы: например, в московских «Макдональдсах» стояли исключительно изделия официального производителя этой модели, компании Vitra.
Табурет Stool 60, 1933 (Алвар Аалто)
Говорят, что все гениальное — просто, и трехногий штабелируемый табурет Stool 60 тому наглядный пример. Он был спроектирован финским дизайнером Алваром Аалто (Alvar Aalto) в 1933 году, сразу после того, как тот закончил работу над туберкулезным санаторием «Паймио» — триумфом функционалистской архитектуры. Над этой моделью дизайнер работал вместе с плотником Отто Корхоненом (Otto Korhonen): вместе они придумали согнуть березовые планки под углом 90%, размягчая их водой и горячим воздухом, чтобы сделать прочные и эстетичные ножки. По иронии судьбы, славу табурету Аалто принесла… подделка, точнее, очень похожая копия ИКЕА из гнутой фанеры, но на четырех ножках. Обе модели, кстати, выпускаются до сих пор: Stool 60 производится финской маркой Artek, а ИКЕА продолжает производить свою Frosta.