Историк-этнограф, основатель бренда скандинавского дизайна и винтажа Retronord, автор курса лекций о русском Севере в школе-студии «Детали»
Сайт экспертаТемой нынешней Недели дизайна в Хельсинки были истории дизайнерских предметов. Сторителлинг о дизайнерских вещах и решениях обычно помогает донести широкой аудитории, почему именно это так здорово, раскрывает смысл задумки автора. Еще это конечно маркетинговый прием, который позволяет эффективнее продавать предметы. Тут надо оценить хороший ход организаторов, одним лишь приемом совместивших просвещение и продвижение. Так о чем же были эти истории?
История о дереве
Финские (и не только финские) дизайнеры через новые вещи и модернистскую классику XX века рассказывали о дереве. С этого материала когда-то в древности началась финская материальная культура, и сегодня дерево так и остается в центре ее внимания. Удобные природные формы, гармония сглаженных углов, фактура и текстура северных пород дерева — все, к чему хочется прикасаться, с чем приятно взаимодействовать.
Дерево было практически главным материалом выставки. Конечно, в этом есть и современный экологический смысл, так как оно возобновляемый ресурс, но именно финские авторы с самого начала истории своего дизайна работали с деревом и материалами из него.
Я как эксперт в области скандинавского винтажа сразу заметил довольно значительное присутствие в экспозиции стульев и кресел стиля мидсенчури. Как выпущенных в наше, так и оригинальных, реставрированных. Одним из самых ярких объектов, например, было кресло Jumbo дизайнера Олофа Оттелина (Olof Ottelin) 1958 года выпуска — один из самых популярных героев фотоотчетов с Недели дизайна в соцсетях.
На стенде датского бренда Carl Hansen & Son рассказывали историю модернистского кресла из гнутой фанеры CH07 дизайнера Ханса Вегнера (Hans Wegner). В 1963 году, когда оно было впервые запущено в производство, оказалось, что покупателей для него нет. Как считает сам бренд, форма опередила свое время. Лишь спустя многие годы, уже в 1990-е, покупатели смогли оценить незаурядный дизайн, и теперь оно признается самой культовой работой датского дизайнера.
Среди винтажных икон стиля из дерева были как минималистские табуреты Алвара Аалто (Alvar Aalto), так и родоначальник датского модернизма в мебели, кресло Faaborg по дизайну Коре Клинта (Kaare Klint) 1914 года. Выбор деревянной мебели говорил о важности модернистской эпохи для брендов.
История о новых формах
Органические формы предметов мебели и декора из дерева были представлены на выставке не только винтажными объектами. Это и современный обеденный стол с механизмом-трансформером под столешницей, и обширная коллекция современной мебели Artisan с фирменными для марки сглаженными углами.
Или лаконичный деревянный шкафчик для всех ваших гаджетов, в котором они могут не просто храниться, но и заряжаться. В принципе, это можно считать новой формой мебели для дома: раз гаджеты стали частью нашей обычной предметной среды, почему бы не организовать единое пространство для их хранения и подзарядки.
Некоторые предметы выглядели настоящими находками. Что может выйти, если соединить зеркало с деревянными ставнями, которые могут открываться как полностью, так и частично? Получится зеркало для тех, кто не хочет полностью видеть себя с утра!
История о гуманизме
Самой необычной была экспозиция культового финского бренда Moomin, тех самых муми-троллей. Его экспозиция рассказывала очень важную историю о гуманистическом начале в дизайне.
Комната Moomin выглядела нарочито визуально избыточной, абсолютно вне всякого привычного нам минималистского скандинавского стиля. Дверь в комнату отсутствовала, а косяк выглядел ужасно. Зато там было уютно, тепло, симпатично и по-человечески. Не было никакой выставочной тщательно выверенной композиции, наоборот, заходи и валяйся на постели муми-троллей, сиди за небрежно накрытым столом.
И эта история полностью совпадает с философией бренда: ведь и в книгах Туве Янсон муми-тролли преподают нам урок гуманизма и счастливой slow life. Мумитролльский дизайн создается не ради дизайна, а для людей и безмятежной жизни.
Собственно, еще одной сквозной темой Недели была «Повседневная удобная жизнь». Это рифма с классической уже финской идеей Everyday Beauty из 1950 х: то есть доступного каждому хорошего дизайна, который делает качество жизни лучше. Его доступность всем членам общества позволяет, например, избежать социального расслоения, что актуально даже для сегодняшней Финляндии.
Как написала куратор мероприятия, финский культуролог Улла Коскинен, повседневная удобная жизнь — про сочетание функциональности, радости и безопасности, а также публичной жизни с достаточным уровнем приватности. Что кажется особенно важным при нынешнем смешении функций разных пространств: дома, офиса, кафе и др. Действительно, со времен ковида пространства нашей обычной жизни начали радикально меняться и смешиваться. И современный дизайн не может не реагировать на эти вызовы времени.