«Я руководствуюсь простым желанием — сделать красиво»: интервью с художником Гаей Софоян
Инсталляция «Бабочки» на фестивале уличного искусства на ВДНХ.
Фото
архивы пресс-служб

В пресс-релизе биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА написано: Гая Софо, Армения…

Ну да. 10 лет назад я переехала в Армению, до этого жила в Москве и была российским художником, а теперь вот стала иностранным (смеется). Впервые я участвовала лет 6 назад в фестивале уличного искусства на ВДНХ, и это было круто. Здесь, в Армении, мне не хватает таких арт-активностей, поэтому постоянно поглядываю: а что в России, какие события, что происходит. Поэтому была очень рада, когда мне пришло приглашение поучаствовать в биеннале. И вот за время подготовки к нему я успела оценить, как много изменилось за последние несколько лет в организации таких мероприятий: задействовано гораздо больше людей, лучше подготовка, выше бюджеты, активнее коммуникация с художниками.

«Я руководствуюсь простым желанием — сделать красиво»: интервью с художником Гаей Софоян
Gaya Sofo. Кинетическая скульптура Сoopermobile.
Фото
архивы пресс-служб

Вы в первую очередь архитектор и дизайнер интерьеров; искусство – параллельная сфера деятельности, верно?

Да. Искусство хорошо тем, что это самый прямой путь к реализации творческого замысла. Если проще сказать, не нужно думать об утилитарных функциях объекта. Иногда хочется руководствоваться простым желанием — сделать красиво. И, конечно, постоянно есть желание добавить какое-то произведение искусства в интерьеры своих заказчиков, но скажу честно: большинство до сих пор не понимает, зачем тратить на это деньги. Ну а я беру, делаю какой-то арт-объект, добавляю к нему, например, лампочку — и все, это теперь светильник (смеется).

«Я руководствуюсь простым желанием — сделать красиво»: интервью с художником Гаей Софоян
Фото
архивы пресс-служб

В жилых и общественных пространствах России искусство уже заняло подобающее ему место, а вот на улицах его по-прежнему недостаточно…

Я часто сталкиваюсь с тем, что, когда что-то появляется на улицах, в 90 процентах случаев тут же ломается. Можно, конечно, все делать антивандальным, но довольно сложно. Да и какой смысл? Кто-то, наоборот, считает стрит-арт-художников вандалами, а уничтожение их искусства — хорошим делом.

Несколько лет назад для нашего с мужем бренда одежды Berq Studio мы сделали очень красивую серию постеров. Пришли с клеем ПВА и губками на улицу Сарьяна, чтобы обклеить ими забор. Это центр Еревана, недалеко от дома-музея армянского художника Мартироса Сарьяна. Сразу собрались люди, начали ругаться, мой муж пытался им очень интеллигентно объяснить, что ну это же тоже искусство, ну посмотрите, это же красиво. В конечном итоге все-таки договорились, но постеры на заборе в одиночестве просуществовали недолго, тут же вокруг образовались слои рекламы, и это место стало выглядеть еще более замызганным, чем раньше. В общем, попытка внедрить искусство в городскую среду с треском провалилась (смеется).

«Я руководствуюсь простым желанием — сделать красиво»: интервью с художником Гаей Софоян
Gaya Sofo. «Дракон». Проект «Арт-эксперимент» в музее «Гараж».
Фото
Архивы пресс-служб

Хочется верить, что с объектом на территории «Винзавода» в Москве такого не произойдет! Расскажите о нем поподробнее.

Во-первых, мне очень нравится эта локация — был период, когда я там рядом и работала, и жила, много каталась по округе на велосипеде. Когда увидела эти знакомые места, так тепло стало на душе. Поэтому образ пришел сразу — «Красный мобиль», который будет подвешен к Таможенному мосту. Мне интересна тема партнерства, которая стала одной из центральных для биеннале, и я раскрываю ее через разномасштабные элементы, которые будут находиться в балансе. Метафора такая: могут быть очень большие, тяжелые элементы, но даже самая маленькая деталь имеет свою значимость, без нее уже невозможно равновесие. Все как в обществе: только благодаря уважению друг к другу, взаимопомощи и поддержке, общими усилиями можно прийти к чему-то великому и прекрасному для всех.

Вы готовите этот арт-объект «на удаленке», из Еревана. Как это происходит?

«Я руководствуюсь простым желанием — сделать красиво»: интервью с художником Гаей Софоян
Gaya Sofo. Детские кинетические скульптуры-мобили.
Фото
архивы пресс-служб

Я отправила организаторам очень подробные чертежи, эскизы и знаю, что техническое исполнение будет отличным, там работают профессионалы. Но, естественно, понимаю, что без того, чтобы что-то докрутить, поднастроить на месте, дело не обойдется. Так что обязательно приеду в Москву и все перепроверю. Да и вообще очень хочу в Москву, не была там несколько лет, очень скучаю. Мне интересно, как там сейчас.

Слово «мобиль» сразу отсылает к Александру Колдеру — известному американскому художнику-модернисту. Вдохновлялись его работами?

Конечно, люблю его! Считаю, тему, заданную им, надо развивать! Но на самом деле я скорее отталкивалась от одноименной детской игрушки. Когда у меня появился ребенок, я начала делать маленькие мобили для кроватки из бумаги, дерева, ну а сейчас просто немного увеличился масштаб (смеется). Почему нет? Городу тоже надо играть!

«Я руководствуюсь простым желанием — сделать красиво»: интервью с художником Гаей Софоян
Gaya Sofo. Объект Icehouse, архитектурный фестиваль «Города».
Фото
архивы пресс-служб