На выставке «Критическая масса», открывшейся 17 октября в музее Родена в Париже, можно увидеть работы британского скульптора Энтони Гормли (Antony Gormley). Они выставлены в саду и залах музея и соседствуют с работами Огюста Родена, давая возможность зрителям понаблюдать творческий диалог художников о человеческом теле и пластике.
Центральное место в экспозиции занимает «Критическая масса II» (1995 г.) — инсталляция из шестидесяти скульптур в натуральную величину, в которых люди изображены в разных позах. Скульптуры стоят в саду музее и образуют своего рода линию, ведущую к знаменитым «Вратам ада» Родена.
Эта инсталляция продолжается и в зале музея, где чугунные тела сложены в кучу, прижаты к стенам, подвешены к потолку. Как говорит сам автор, «эта работа отсылает к материальности скульптуры и нашей зависимости от материальности тела, которые оба зависят от положения, контекста и степени риска». Гормли — один из немногих современных скульпторов, размышляющих о том, как вернуть тело в скульптуру в послевоенную эпоху с ее отказом от героизации и телесности в пластике.
Шесть работ Энтони Гормли из серии «Инсайдер» размещены в Мраморной галерее, еще четыре скульптуры встали рядом с шедеврами Родена в залах постоянной экспозиции музея. Сопоставление работ Гормли и Родена создает необычный диалог скульпторов разных эпох, которые интересовались возможностями пластики в отображении человеческого тела и его взаимодействия с пространством.
На выставке можно узнать и о методах работы Гормли и Родена: серия рабочих моделей современного мастера размещена рядом с макетами Родена. В экспозиции выставлены также рабочие тетради британского скульптора, в которых представлены его идеи, размышления и рисунки за сорок лет.
Когда: 17 октября 2023 — 3 марта 2024 года
Где: Париж, музей Родена