Главные героини экспозиции — Варвара Степанова и ее подруги: Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Однако разговор о них невозможен без привлечения других русских и советских художниц — Веры Мухиной, Надежды Ламановой, Эсфири Шуб, а также младшего поколения — Анастасии Ахтырко, сестер Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной, Елизаветы Игнатович. Их связывали дружба, совместные интересы и проекты.
Выставка «Подруги», приуроченная к юбилею Варвары Степановой, расширяет представление о ее творчестве через сообщество художниц, судьбы которых пересекались на протяжении 1910–1930-х годов.
Их деятельность можно назвать лабораторией русского авангарда: все они принадлежали к единому кругу, который мог расширяться и пересекаться с другими подобными сообществами. Они несли с собой новую модель искусства, новые принципы миростроительства. Каждая из подруг способствовала формированию проектного мышления и нового художественного языка.
Варвара Степанова выбрана центральной фигурой проекта не случайно. Супруга и единомышленница Александра Родченко, она в какой-то мере оказалась заложницей этого творческого тандема. Но именно вокруг нее были сконцентрированы процессы рождения нового искусства. Степанова вошла в круг новаторов русского авангарда позже других, активно включившись в борьбу за лидерство в создании радикальных художественных систем.
Вместе с ней (и отчасти ее глазами) можно увидеть, как от супрематизма и беспредметного искусства русский авангард пришел к формулированию принципов конструктивизма, в создании которого Степанова приняла активное участие.
Одной из отправных точек для кураторов Пушкинского музея стала состоявшаяся в 1921 году выставка «5 × 5 = 25», воспринятая многими как манифест русского конструктивизма. Среди пятерых ее участников были три женщины — Варвара Степанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Экспозиция стала важным этапом в их творческой карьере — подруги отказались от традиционных форм живописи и графики и обратились к дизайну.
Именно этот факт позволил выстроить выставку в Пушкинском музее по разделам, совпадающим с областями художественного творчества, которые часто рассматривались мужчинами как маргинальные. Темы, которые казались женскими, становятся важным аспектом в формировании языка авангарда.
Выставка начинается со знакомства с подругами, перетекающего в рассказ об их становлении, а также влиянии на искусство. Всего затронуто четыре темы, в которых именно женщинам-художницам было суждено совершить тихую и незаметную, но радикальную революцию: театральная сценография, текстильный дизайн и мода, книжная графика и новая верстка и, наконец, фото- и киномонтаж.
В залах представлены ключевые работы подруг: автопортрет Варвары Степановой, эскизы костюмов и театральных декораций, рисунки для тканей и модели одежды, обложки журналов, новый дизайн книги и многое другое.
Большое внимание эти художницы уделяли преподавательской практике. Здесь можно вспомнить и создание Ольгой Розановой художественно-промышленных центров, и деятельность Варвары Степановой, Любови Поповой, Аллександры Экстер, Веры Мухиной и Надежды Ламановой во ВХУТЕМАСе в 1920-х годах. В работах Анастасии Ахтырко, Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной созидательный импульс «амазонок авангарда» получил новое осмысление и развитие.
Когда: 23 июля — 27 октября 2024 года
Где: Москва, ГМИИ имени А.С. Пушкина