Технологии во-многом определяют облик и направления развития современного мира и общества. С каждым годом все больше новых устройств и изобретений становятся частью нашей жизни, упрощают (но порой и усложняют) ее. Поэтому так или иначе тема научного прогресса близка каждому из нас — в том числе, и художникам, ведь технологии открывают для них новые способы самовыражения, становятся новыми кистями и стеками.
Именно на стыке искусства, научного знания и технологий появляются яркие произведения science-art — популярного сегодня направления современного искусства. В science-art технологии — это не просто инструменты, но также главный объект изучения и рефлексии. Художники вместе с учеными и инженерами стремятся осознать роль технологий, переосмыслить их, найти применение в самых разных преломлениях. В своих работах они поднимают темы, которые могут быть близки каждому из нас: экология, отношения с окружающим миром, безопасность, одиночество.
Так, например, выставка New Elements, организованная фондом Laboratoria Art&Science в партнерстве с «Лабораторией Касперского», посвящена взаимосвязи между физическим и цифровым миром. Она открывает целый пласт тем и вопросов о прошлом, настоящем и будущем человечества и нашей планеты. Предлагаем немного прогуляться по экспозиции и рассмотреть поближе самые интересные объекты выставки.
Ooze, Тереза Шуберт
Что, если живая природа может сказать нам гораздо больше, чем мы способны сейчас понять? Переводчиком выступает немецкая художница Тереза Шуберт (Theresa Schubert). Ее аудиовизуальная инсталляция Оoze, созданная совместно с экспертами «Лаборатории Касперского», показывает, что не только человек может генерировать информацию и делиться ей. В центре этой работы — живые водоросли. Они растут, выделяют кислород, а специальные датчики считывают информацию об их жизнедеятельности и генерируют на основе этих данных случайные числа. От этих чисел зависят изображения и звуки, окружающие инсталляцию.
Данные в цифровом, физическом, природном мире не являются чем-то абстрактным. Они пересекаются и воздействуют на всю нашу реальность. Посетители выставки — реальные люди — могут воздействовать на работу биореакторов с водорослями, увидеть и услышать результаты этого воздействия. Мы гуляем по выставке, выдыхаем углекислый газ, и его с удовольствием поглощают водоросли. А если посветить на них фонариком смартфона, водоросли начнут расти быстрее благодаря активизации фотосинтеза. В итоге система генерирует совершенно другие числа и меняет окружающий мир. Подобные эксперименты открывают безграничные возможности и перспективы для изучения взаимодействия с природой.
Poem, Томас Фойерштайн
Австрийский художник Томас Фойерштайн (Thomas Feuerstein) убежден, что молекулы сами по себе — произведения искусства. Даже если мы их не видим, они могут находиться рядом с нами, на поверхности нашей кожи, внутри нашего тела. Они влияют на отдельные процессы и преображают нашу жизнь.
С помощью биотехнологической инсталляции Poem Фойерштайн создает целые молекулярные скульптуры, которые все же получают физическое выражение. Его работа выглядит как… старый добрый самогонный аппарат! Более того, прибор действительно производит пригодный для питья алкоголь, только сырьем для перегонки являются слова, которые посетители выставки произносят в специальный микрофон! В нем находится конденсат, который при соприкосновении с паром запускает процессы ферментации.
Процесс превращения неорганических молекул в органические также отсылает нас к вопросу о создании жизни на Земле. Вместе с тем на поверхности лежит и дополнительный смысл его работы — непрерывность и взаимосвязь всех процессов: разговоры об искусстве способствуют производству спирта, который в свою очередь делает людей ещё более разговорчивыми. Такой вот круговорот искусства в природе.
Printed Matter(s), Томас Сарасено
Тему экологии на выставке поднимает аргентинский художник Томас Сарасено (Tómas Saraceno) в своей работе Printed Matter(s). Материалом для произведения стали мелкодисперсные частицы чёрного углерода, выделенные из воздуха Мумбаи — одни из самых вредных загрязняющих веществ в одном из самых густонаселенных и загрязненных городов мира. Эти частицы художник использует для печати фотографий космической пыли из каталога NASA 1982 года. Космическая пыль на протяжении миллиардов лет в огромных количествах оседает на Земле. Она влияет на нашу жизнь и на человечество в целом точно так же, как и углерод в современных мегаполисах, но совсем в ином временном масштабе.
Данные, которыми делится Томас, получены с помощью современных технологий. Они должны помочь нам узнать больше о воздухе, которым мы дышим, и задуматься о ценности вещей, которые кажутся нам бесконечными и доступными априори. Сарасено показывает, что технологический прогресс можно использовать для гармонизации отношений с природой.
Естественная история сетей / Softmachine, Ральф Беккер
Одно из самых зрелищных событий выставки — электрохимический алгоритмический перфоманс «Естественная история сетей / Softmachine» немецкого художника Ральфа Беккера (Ralf Baecker). 12 февраля он даже лично приехал в Москву, чтобы продемонстрировать его вживую участникам и гостям международного симпозиума New Elements.
Центральный элемент перфоманса — жидкий металл галистан, который Ральфу удалось буквально оживить с помощью подключенных электродов. Оказалось, что галистан может быть настоящей звездой сцены: он получает неповторимое звучание, проецируя электрохимические процессы, которые происходят в нем при взаимодействии с жидкостью и электродами. Одновременно с этим галистан находится в постоянном движении, приобретая необычные формы, порой неожиданные и для самого художника. Благодаря манипуляциям Беккера мы буквально видим, слышим и чувствуем сердцебиение металла.
Художественные эксперименты Беккера демонстрируют возможности машинного обучения и самоорганизации самых разных веществ в природе и открывают необъятные перспективы изучения программирования материй.
Proof of work, Анна Ридлер
Работа британской художницы Анны Ридлер (Anna Ridler) Proof of work дает новую жизнь древним процессам с помощью современных технологий. Ничто в этом мире не проходит бесследно: художница долгие годы собирала разнообразные ракушки со дна Темзы, чтобы изучить с их помощью историю реки.
На основе собранных фотографий и данных Анна обучила нейросеть, которая сгенерировала бесконечное количество вариаций ракушек. Все они были вписаны в блокчейн как NFT-токен. Ридлер перевела в другое измерение всю ту энергию, с помощью которой формировался ландшафт. Ракушки — это одна из первых валют в истории человечества. Символично, что они собраны недалеко от Сити, одного из главных современных финансовых центров, и трансформированы, возможно, в валюту будущего с помощью.