Новое здание театра «Шалом» на ул. Новослободской, 23.
Над экспозицией «От пуримшпиля до „Шалома“. Настоящее время» работали кураторы — главный куратор Еврейского музея Мария Гадас и художник Наталья Шендрик, а также художники Алла Николаева, Юрий Мелексетян, Алексей Мальцев и Тимур Цаава.
Экспозиция занимает лестничное пространство, форма которого прочитана кураторами как форма свитка. Внутри этого воображаемого свитка разворачивается история еврейского театра. Основная часть выставки посвящена судьбе Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТа), наследником которого является сегодня театр «Шалом».
Путешествие начинается с карнавальных пуримшпилей и, следуя через авангардные постановки ГОСЕТа, ведет в наши дни. Особое внимание уделено эпохе 1920-1930-х годов, времени расцвета еврейского театра в России. Посетители смогут узнать о подъеме еврейской драматургии на рубеже ХIХ-ХХ веков и ее сценическом воплощении, увидеть редкие архивные материалы, эскизы костюмов, макеты декораций знаменитых постановок.
Выставка обращается к мемуарам и фотографиям, помогая зрителю ощутить эпоху в целом и узнать отдельные истории о создании сценических образов. Как Чарли Чаплин попал в спектакль о еврейском местечке? Зачем Марк Шагал закрашивал глаз Соломону Михоэлсу? Необычная экспозиция включает в себя работы современных художников, которые становятся органичной частью исторического повествования.
Выставка начинается с рассказа о Пуриме — веселом празднике, в который отмечают чудесное спасение еврейского народа. Еще в Средние века праздник сложился как карнавал, положивший начало театральным постановкам, «пуримшпилям». Эти народные спектакли были известны не только в еврейской среде. По впечатлениям о радостных традициях Пурима художник Юрий Мелексетян создал панно «Пуримшпиль» — объемную работу с использованием материалов, традиционных для пластических экспериментов начала XX века.
Юрий Мелексетян. «Пуримшпиль».
Следующая часть выставки посвящена еврейским местечкам — месту обитания всего восточно-европейского еврейства. В местечках сформировалась особенная культура, соединившая традиции и национальную идентичность. Здесь зарождалась еврейская литература и изобразительное искусство
После отмены черты оседлости в России в 1917 году евреи активно стремились в большие города, в связи с чем процесс исчезновения местечек, начатый благодаря общей урбанизации, стремительно ускорился. Уезжая, еврейские писатели и художники увозили с собой тот мир, который был им близок и знаком. Почти все основатели ГОСЕТа были родом из местечек, как и большая часть зрителей еврейского театра (в 1920 году еврейское население Москвы составляло менее 30 тыс. человек, а через шесть лет насчитывало уже более 130 тыс). Один из главных экспонатов этого раздела — макет в чемодане, образ дома, увезенного в большой мир.
Алла Николаева. «Местечко»
Далее выставка рассказывает об основателе Государственного еврейского театра, Алексее Грановском. Создав в Петербурге театральную студию, он преобразует ее в театр, с которым в 1920 году смело решается на переезд в Москву.
Алексей Грановский — первый художественный руководитель ГОСЕТа.
В этом разделе можно увидеть инсталляцию по мотивам панно Марка Шагала «Введение в еврейский театр» (подлинник произведения экспонируется в Третьяковской галерее). Шагал был первым художником Еврейского театра в Москве (в Петербурге Алексей Грановский сотрудничал с Мстиславом Добужинским), он расписывал первый зрительный зал театра в доходном доме в Большом Чернышевском переулке (ныне — Вознесенском).
Как писал знаменитый критик, сооснователь ГОСЕТа Абрам Эфрос, «вся зала была ошагалена. Публика ходила столько же недоумевать над этим изумительным циклом еврейских фресок, сколько и для того, чтобы смотреть пьески Шолом-Алейхема».
Инсталляция по мотивам декоративного панно «Введение в еврейский театр» Марка Шагала.
Рядом располагается макет зала театра на Малой Бронной с большой профессиональной сценой, где ГОСЕТ проработал основное время своего существования с 1922 года вплоть до закрытия в 1949 году. На этой сцене были показаны лучшие работы театра, в том числе «Король Лир» с Соломоном Михоэлсом в главной роли.
Макет зала ГОСЕТа по адресу ул. Малая Бронная, 4. Автор макета: Алла Николаева.
Соломон Михоэлс появляется в нескольких разделах выставки. Зрители могут увидеть малоизвестные фотографии актера и архивные материалы. От комической роли неудачника-прожектера Менахем-Менделя до вершинной роли в трагедии Шекспира («Король Лир» 1935 года). В разделе, рассказывающем об особенностях грима в спектаклях ГОСЕТа, зритель оказывается в гримерке, где Михоэлс готовится к выходу на сцену.
Художественный руководитель Соломон Михоэлс в роли короля Лира в спектакле по трагедии Шекспира «Король Лир». Автор росписи: Алексей Мальцев.
Раздел, посвященный роли грима в Государственном еврейском театре (ГОСЕТ).
Часть экспозиции рассказывает о сотрудничестве театра с художниками авангарда. После Марка Шагала, оформившего в Москве первые спектакли ГОСЕТа, в театре появляется Исаак Рабинович, ставший впоследствии одним из главных театральных художников страны. Никому неизвестный молодой художник начинает в ГОСЕТе со смелого эксперимента, оформляя спектакль «Колдунья» в духе конструктивизма (макет представлен на выставке). Рабинович практически одновременно с Любовью Поповой применяет новый стиль для решения театрального пространства.
Исаак Рабинович. Макет спектакля «Колдунья». Автор макета: Алла Николаева.
Так в 1920–1930-е годы ГОСЕТ становится центром авангардного искусства, над его постановками работают выдающиеся художники: помимо Марка Шагала, Исаака Рабиновича, Роберта Фалька — Александр Тышлер и Натан Альтман.
К моменту начала сотрудничества с ГОСЕТом Натан Альтман уже был признанным художником, выполнившим оформление Дворцовой площади к годовщине Октябрьской революции. По заказу и протекции наркома просвещения Луначарского он с натуры рисует портреты Ленина, ставшие основой скульптурного образа. В середине 1920-х Альтман становится главным художником ГОСЕТа и несколько лет оформляет его спектакли.
Эскиз костюмов. Шут (актер В. Зускин) и Король (С. Михоэлс). «Король Лир», 1935 год. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). Автор: А. Тышлер. Архив ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Завершающий раздел выставки показывает руководителей ГОСЕТа: Вениамина Зускина, Беньямина Шварцера, а после уничтожения ГОСЕТа — основателей и руководителей Московского еврейского драматического ансамбля (МЕДА) и театра «Шалом» — Феликса Бермана, Иосифа Рыклина, Якова Губенко, Александра Левенбука.
Экспозиция завершается в настоящем времени вместе с афишами современных постановок театра «Шалом» и фотографиями из спектаклей. Это значит, что рассказ о еврейском театре продолжается, дополняясь с появлением каждого нового спектакля.
Афиши спектаклей театра «Шалом»