«НИИ Филаретова»: экспозиция в ММОМА как научно-исследовательская база
Фото

mmoma

Ваш первый музейный проект называется «НИИ Филаретова». Почему именно НИИ, научно-исследовательский институт?

ЕЛЕНА ФИЛАРЕТОВА: Название — идея куратора выставки, архитектора Бориса Бернаскони. Помню, как он позвонил мне и сказал: «Лена, мы будем тебя исследовать». Честно сказать, я тогда испугалась. Вообще наш НИИ подразумевает собой исследование меня как художника и меня как личности. В течение целого месяца я нахожусь в музее и создаю там масштабную работу из 360 маленьких холстов — рефлексию своего состояния, того, что происходит со мной здесь и сейчас. А в это время студенты, которых пригласил Борис, исследуют материалы, которые я предоставила. Их очень много, начиная от детских фотографий и заканчивая текстами о каких-то личных вещах: про плохое зрение, про то, что я боюсь собак… И результатом такой коллаборации станет множество арт-проектов разного направления.

БОРИС БЕРНАСКОНИ: Концепция проекта — НИИ как платформа для коллаборации, инструмент создания новых объектов совместно с художником. Объекты исследования — это одновременно художник, его работы и вообще все поле современного искусства. В новом мире информационного мусора очень важно иметь инструмент, который помогает контролировать, анализировать информационные потоки, и в руках правильного художника концепция, предложенная нами, может стать таким инструментом. Важно, что институт реализован в физической реальности: это настоящий исследовательский офис для создания контента и объектов, расположенный в пространстве музея; коммуникационная база, при помощи которой различные участники, в том числе и зритель, коллаборируют с Еленой. На обычной выставке зритель может только смотреть, там нет обратной связи. НИИ эту обратную связь дает. И также это способ коммуникации художника с другими участниками, некий ассистент в этом вопросе.

«НИИ Филаретова»: экспозиция в ММОМА как научно-исследовательская база
Фото

mmoma

Верно ли будет сказать, что такой инструмент, как НИИ, может быть использован любым художником? И почему именно Елена стала объектом изучения первого такого института?

Е.Ф. Почему именно я? Думаю, потому что мне очень страшно: я этого боялась, и меня это настигло для того, чтобы я переступила через свои страхи. Я довольно закрытый человек и боюсь показывать свою жизнь, не выношу быт на публику. Но в то же время чувствую, что как будто бы себя в чем-то ограничиваю, и мне нравится переходить границу того, что я себе позволяю. Так что, когда Борис предложил мне концепцию проекта, я поняла, что это уникальный шанс для меня лично сделать что-то новое, даже если работа будет идти через силу, с нервами. Я всегда стараюсь перебороть себя и сказать «да», когда жизнь мне подбрасывает такие эксперименты.

Б.Б. Елена как первый художник, использующий концепцию НИИ, — во многом случайность, как и все в нашей жизни. То есть, отвечая на первый вопрос: этим инструментом могут пользоваться, конечно, многие, но тем не менее не все. В данном случае важно, что в творчестве Елены главным является мотив недосказанности, неопределенности, а значит, оно открывает широкое поле для научно-исследовательской деятельности.

«НИИ Филаретова»: экспозиция в ММОМА как научно-исследовательская база
Фото

mmoma

Елена, расскажите подробнее о предмете вашего исследования.

Е.Ф. Мне интересна такая тема, как визуальная парейдолия — процесс, за который отвечает маленькая веретенообразная извилина в нашем мозге. Благодаря ей за какие-то доли секунды, без фокусировки, из неструктурированного пятна мы можем достроить лицо человека или образ животного. Это такая базовая оборонительная и социальная функция, сформировавшаяся, когда древние люди, охотясь, должны были боковым зрением увидеть, кто прячется в условных кустах — соратник, враг или добыча, — чтобы успеть среагировать. Такие работы я и создаю — на грани считывания. Иначе говоря, в центре моего исследования — восприятие зрителя: я создаю не картинки, а поле для индивидуальных интерпретаций.

«НИИ Филаретова»: экспозиция в ММОМА как научно-исследовательская база
Фото

mmoma

Что было сначала: вы узнали о феномене парейдолии и начали с ним работать или наоборот?

Е.Ф. Все началось с того, что в 2017 году я сняла мастерскую на Кожевенной, 34 в Петербурге: сейчас там Севкабель Порт, а тогда в моем распоряжении было до смешного маленькое пространство со стулом, зеркалом и лампочкой над столом. Из этой ограниченности появилась идея просто приходить каждый день, садиться, смотреть в зеркало и рисовать автопортреты. Не было смысла делать детализацию: черты лица не меняются так быстро, так что задача стояла другая — передать эмоцию, мое состояние на данный момент, вот именно в этот день.

Потом я перерисовала всех своих друзей, всех знакомых, знакомых знакомых — эти работы сейчас можно увидеть на первом этаже в ММОМА. Так вот, ни на одном портрете нет прорисовки, черт лица как таковых — поэтому, когда ко мне в студию однажды зашел мой приятель и начал, указывая на картины, говорить: «Слушай, ну это же Маша. А это Вася, а вот это ведь Петя!», я не могла поверить. Я сама удивилась, что смогла добиться поставленной задачи и передать сходство через смазанные пятна. И вот в этот момент я узнала о феномене парейдолии.

«НИИ Филаретова»: экспозиция в ММОМА как научно-исследовательская база
Фото

mmoma

«НИИ Филаретова»: экспозиция в ММОМА как научно-исследовательская база
Фото

mmoma

То, что вы в дальнейшем узнавали о парейдолии, повлияло на вашу работу?

Е.Ф. Конечно! Я пошла дальше: после серии «Портреты» у меня было еще несколько серий, где я изображала фигуры людей, но, например, в последних работах, «Лес», фигуры стали еще менее четкими, зато появился цвет, и теперь стало еще интереснее: зритель, зная мой метод, сам достраивает образ. Например, мне говорят: «Смотри, там же глаза» — и показывают мне их на картине. Я точно знаю, что не рисовала их сознательно, но, приглядевшись, понимаю: точно, они там есть!

«НИИ Филаретова»: экспозиция в ММОМА как научно-исследовательская база
Фото

mmoma

Научные методы исследования мира и художественные связаны или существуют параллельно?

Е.Ф. Конечно, все методы исследования связаны. И я думаю, что коллаборации, которые уже представлены на выставке, и те, которые будут появляться в течение работы НИИ, покажут эту связь. В списке работ студентов, которые участвуют в нашей творческой коллаборации, уже есть проекты, которые определенно можно отнести к сайенс-арту. Например, они обучили нейронную сеть, которая на основе фотографии зрителя буквально за три секунды создает работу в стиле моих живописных полотен. И это настолько точно, что я сама удивлена. Одна студентка сделала проект на грани с психологией: она проинтервьюировала своего парня и в формате диалога на нескольких страницах записала, что ему близко в моем творчестве, что пугает. Очень открытый разговор, который меня поразил.

Еще интересная история — шоры, заслонки из матового пластика, которые позволяют сосредоточиться на какой-то одной работе на выставке, не отвлекаясь на визуальный шум. Их может использовать и зритель, и я сама. В этом и суть НИИ: идеи, которые возникли в головах у студентов, я даже не могла себе представить, просто не додумалась бы до такого. Но тем не менее все они основаны на исследовании Елены Филаретовой, меня самой.

«НИИ Филаретова»: экспозиция в ММОМА как научно-исследовательская база
Фото

mmoma

Насколько вообще велика исследовательская функция искусства?

Е.Ф. Буквально вчера я думала об этом. Мне кажется, это вообще главная функция искусства: каждый художник берет какую-то тему, идею, исследует ее и представляет в своих работах результат исследования, который мы, зрители, можем увидеть и получить таким образом новую информацию.

«НИИ Филаретова»: экспозиция в ММОМА как научно-исследовательская база
Фото

mmoma