Искусство и город — безусловно, связанные друг с другом системы. Но насколько сильно их взаимодействие? К завершению первой выставки паблик-арта на Красной площади «Красный сад», которая будет открыта до 12 сентября, мы решили разобраться, откуда берется запрос на паблик-арт, и как такое искусство влияет на жителей и городские пространства.
Что такое паблик-арт?
Паблик-арт — это искусство, которое вышло за пределы музейных залов и биеннале, и напрямую взаимодействует со зрителем в городе. Через него город транслирует свои проблемы и смыслы для жителей территории.
Паблик-арт — известный и эффективный инструмент развития городской среды. С его помощью городские власти или художники помогают привлечь внимание к местности, повышают ее статус и узнаваемость. По статистике, это снижает криминальную активность в конкретной области и помогает местному сообществу сплотиться вокруг публичного объекта.
За примерами далеко ходить не обязательно. Скорее всего, вы слышали про скульптуру Урса Фишера (Urs Fischer) «Большая глина №4», которая расположилась на Болотной набережной. Неоднозначный арт-объект вызвал острую дискуссию среди арт-интеллигенции и москвичей, далеких от искусства. Это помогло привлечь внимание к новому городскому пространству «ГЭС-2» и, как лакмусовая бумажка, показало истинный запрос общественности.
Когда паблик-арт создают для места, во имя места и при помощи локальных ресурсов — это позитивно влияет на человеческий капитал и помогает развивать городскую среду. Более того, это отличный инструмент для пиара, который выгоден местным властям. Архитектор, куратор, сооснователь фестиваля «Архстояние» и популяризатор паблик-арта Юлия Бычкова считает: «Территория, в которой есть качественное искусство выделяется, вызывает чувство гордости у населения, а вследствие порождает новую самоидентичность и принадлежность».
Какие инструменты он использует, чтобы помогать людям?
Качественный паблик-арт обязан соединять в себе многое: понимание городской среды, ее запросы и дефициты; глубокое осознание того, как живет в этой среде сообщество.
Арт-объект должен развивать общество и городские сообщества, а также капитализировать территорию. Предназначение паблик-арта — в общении с городом и зрителями на благо развития той среды, в которой он находится. Это отлично прослеживается на примере успешных кейсов по всей России. Рассмотрим несколько из них в отдельности.
Никола-Ленивец
Никола-Ленивец является уникальным случаем, когда культурный контекст формируется с нуля. Здесь нет необходимости учитывать мнение местных жителей или дефициты города. Местная коллекция паблик-арта — это сугубо индивидуальный и авторский взгляд. Кураторы сами творят историю местности и руководствуются только внутренними ориентирами.
Фестиваль «Архстояние» — это квинтэссенция кураторского эмоционального высказывания. По нему видно, насколько тонко чувствуется общественная повестка и насколько авторы включены в создание пространства для всех. Это напрямую повлияло на экономику Никола-Ленивца. В штате парка работают только местные жители, а остальные имеют возможность зарабатывать на туристическом потоке, который сформировался в атмосфере культуры и искусства.
«Никола-Ленивец — это частная территория, территория свободы, мы не обязаны ни перед кем отчитываться и существуем независимо на собственные экономические средства. Здесь мы заявляем некий тренд, показываем планку в которой может рождаться качественное искусство в общественной среде. Но, конечно же, в городе, где есть осознанные управленцы, которые готовы экспериментировать, хотят развивать свой город, развивать его отличным от многих остальных способов. Таких городов становится все больше, это отрадно».
Выкса
Выкса — моногород, где главным бенефициарием искусства является металлургический завод. Он же в целом отвечает за благополучие и стратегию развития города.
Изучив и выявив опорные точки развития общественных пространств, портрет жителей города, его средний чек и транспортную доступность в городе, получилось создать актуальное искусство, которое работает на благо общественности. Один из ярких примеров — работа Тимофея Ради «Все это не сон».
Юлия Бычкова принимала участие в совместном с заводом исследовании Выксы и поделилась своими выводами: «На основе исследования мы поняли, что есть небезопасное место в городе, которого очень боятся выксенчане, а именно лесопосадка. Нам было интересно с ним работать, потому что оно находится в центре города и соединяет большой микрорайон и центральный рынок. Эта часть была абсолютно не благоустроена, ходить там было опасно. Поэтому у Тимофея Ради была прямая задача: пролить свет на „гиблое место“. Он прекрасно с ней справился: в итоге появилась световая инсталляция „Все это не сон“. По содержанию она бьет в психологическую моно-зависимость жителей от единственного предприятия в городе, по своим формальным признакам — освещает небезопасное место».
«У Тимофея Ради была прямая задача: пролить свет на „гиблое место“. Он прекрасно с ней справился: в итоге появилась световая инсталляция „Все это не сон"»
В Выксе также проводили «Арт-Овраг 2019», в рамках которого команда авторов и кураторов создали пять арт объектов-плотов по всем законам судостроения. Среди участников засветились Wowhaus, Леонид Тишков, французский архитектор Франсуа Арож и выксунка Катя Кулева, которая выступила с плотом-прищепкой наравне с остальными авторами. Позже плоты были переданы администрации города, и теперь локальный бизнес использует их для катания городских жителей по пруду в теплый сезон.
Этот проект позволил сделать акцент на природном ландшафте Выксы. Прежде Верхне-Выксунский пруд не воспринимались горожанам как интересное место времяпрепровождения. Его выкопали крепостные в XVIII веке, чтобы использовать воду для производства металла. С тех пор технологии существенно изменились, и пруд остался просто элементом ландшафта. «Арт-Овраг» помог изменить отношение и к нему.
Алушта
Крым, и Алушта в частности, очень пострадали в постсоветский период от нерегулярной и несанкционированной застройки. Виной тому было отсутствие стратегии развития общественных пространств. Сейчас предприниматель и меценат Александр Лебедев пытается это исправить.
В районе Профессорского уголка расположены четыре гостиничных комплекса, окруженные произведениями паблик-арта. Его Александр собирает вместе со своей женой Еленой Перминовой. Благодаря их усилиям на набережной появились реперные точки активности, вокруг которых начал развиваться бизнес. А самое главное, что администрация города Алушта начала активно продвигать проектирование по благоустройству и реконструкции всей набережной.
Среди работ, которые появились на набережной в 2019 году, есть объекты Николая Полисского, группировки Crocodile Power и Василия Клюкина. Они стали отличной приманкой для туристов и изменили культурный код города.
Салехард
В столице Ямало-Ненецкого округа добывается почти 60% нефти в стране. До 1980-го года люди жили там только временно, работая вахтовым методом, но с начала 1990 годов многие стали оставаться на постоянной основе. Благодаря этому появился запрос на общественное пространство для местных жителей.
Администрация города обратилась к команде Юлии Бычковой и представила им якорный объект туристической привлекательности, который соединял бы в себе три основных бренда этого края. Туда вошли сига — самая известная рыба в Салехарде, Северное сияние и знаменитый мороз.
Ольга Лесникова создала кинетическую работу «Звездные сиги». Ее установили у Северного вокзала на берегу реки Объ. От ветра работа переливается, напоминая северное сияние. В городе ее даже прозвали «северное сияние на кнопке».
«В какой-то момент, нам стало интересно, что же происходит за порогами наших квартир? Мы почувствовали, что мы можем влиять на то, как выглядит наша площадка, двор, улица»
Арт-объект стал актуален для городского пространства в связи с возросшей в Салехарде электрификацией. Из-за нее люди теряют возможность увидеть северное сияние в природе. Скульптура напоминает об местном природном чуде. Для людей — это возможность почувствовать связь с культурной идентичностью этого края, для местных чиновников — познакомиться с качественным современным искусством и повысить рейтинг у граждан.
Юлия Бычкова считает, что появление запроса на паблик-арт — это естественный и закономерный процесс: «В какой-то момент, нам стало интересно, что же происходит за порогами наших квартир? Мы начали рефлексировать на эту тему. Мы почувствовали, что мы можем влиять на то, как выглядит наша площадка, двор, улица. Начали происходить титанические сдвиги. Появились проекты по реконструкции всей Москвы. Появились конкурсы по реконструкции общественных пространств в малых городах и исторических поселениях. Мы внутренне стали очень недовольны качеством городской среды в нашей стране. Паблик-арт стал следствием этого интереса».