Diodia Night Gallery в гараже
Искусство прекрасно живет вне стен конвенциональных культурных институтов. Лучшее доказательство этому — pop-up галерея Diodia Night Gallery, которая была открыта в гараже на Никитской улице. Основатель галереи, коллекционер Андрей Егоров, решил создать площадку для талантливых художников и заодно приучать к искусству завсегдатаев центра Москвы.
Pop-up открылся в 2022 году серией работ «Великая Пустота» фотографа и лауреата Пулитцеровской премии Сергея Пономарева, которая рассказывала о жизни столицы во время карантина. Каждый посетитель, уже пребывая в эпохе пост-ковида, мог снова взглянуть на затихший во времени город и понять, что любые исторические события проходят бесследно.
6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства на Заводе Ростеха
6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства также нашла себе необычную, но свойственную ей по духу, площадку для основной экспозиции — цех уральского оптико-механического завода. Художественный проект занял 2200 кв. метров корпуса Автоматизированного механообрабатывающего производства.
Площадку для биеннале предоставил Ростех — один из важных стратегических партнеров проекта. Инсталляции, размещенные в цехе, были посвящены диалогу искусства и индустриальных пространств. Для Ростеха это стало возможностью поддерживать перспективное искусство и показать своим сотрудникам, как меняются знакомые им стены в другом контексте.
К слову, это не единственная необычная локация на биеннале. Другие инсталляции нашли пристанище в бывшем кинотеатре «Салют», Екатеринбургском цирке, Главпочтамте, Уральском филиале ГМИИ им. А.С.Пушкина (ГЦСИ), Фотографическом музее «Дом Метенкова», а также Музее истории и археологии Урала.
Выставка «Замкнутый круг» в трансформаторной будке
В апреле 2023 года открылась выставка Сергея Хохлова «Замкнутый круг». Она прошла в Мастерской Теодора Тэжика — пространстве, где среди прочего создавалось художественное оформление фильма «Кин-дза-дза!» (1986).
Диски Сергея Хохлова — это философское высказывание, в котором простые формы создают знакомые образы круга, дома, человеческой фигуры при взаимодействии с пространством. Трансформаторная будка, переделанная под мастерскую, позволило создать идеальный меланхоличный фон, дополняющий экспозицию символизмом. Куратором выставки стал Михаил Сидлин.
Выставка «Вне поля зрения», на Южном Речном вокзале
До 20 июля 2023 года в пространстве недавно открывшегося Южного Речного вокзала проходит выставка фотографий «Вне поля зрения» Андрея Белкова. Это совместный проект галереи М2, консьерж-бюро LIYA и Департамента транспорта Москвы. Экспозицией занималось архитектурное бюро PS Culture.
Работы Белкова предлагают новый взгляд на инфраструктуру городского метро — только вместо величественного наследия советской архитектуры в центре внимания фотографа оказались новые станции и вестибюли Большой Кольцевой Линии.
Выставка «Вне поля зрения» условно разделена на две части — «надземную» Nocturne II: Forms & Colors, где представлены кадры объектов, сделанные вблизи и в вестибюлях Московского метрополитена, а также «подземную» Out of Sight — с архитектурными снимками интерьеров новых станций. Андрей Белков, известный своими минималистскими абстрактными пейзажами, смог уловить в привычных нашему взгляду локациях особую красоту и выразительность.
Галерея «Пальто»
«Пальто» — самая старая необычная галерея в нашем списке, которая функционирует с 1995 года. Ее основала группа «Перца» и художник Александр Петрелли (с 1998 года работает один). По сути, это мобильный pop-up, в котором работы чаще всего небольшого размера выставляются… прямо на подкладке пальто! Петрелли ходит по различным вернисажам и культурным мероприятиям и демонстрирует свою экспозицию избранным зрителям.
Большая часть работ уникальны и создаются тематически под то мероприятие, на котором они будут демонстрироваться. За годы существования галереи «Пальто» в ней выставлялись Виктор Пивоваров, AES+F, Владимир Дубосарский и Павел Пепперштейн, Алиса Йоффе, «ЕлиКука» и даже начинающие художники Ксения Драныш, Стася Гришина.
Выставка «Somewhere to Swim» в фото-кафе Fringe
Еще один проект, посвященный эпохе ковида, прошел летом 2022 года. Выставка фотографа Анны Добровольской-Минц Somewhere to Swim, открывшаяся в парижском фото-кафе Fringe, представляла серию фотографий опустевших бассейнов отелей. На сайте Анны проект описывают так: «История рассказывает о символических шрамах изоляции, пустоты и движения воды, застывшей в пространстве и времени. Мир остановился на контрастном вечном движении».
В своих работах Добровольская-Минц хотела подчеркнуть тревогу, с которой мы сталкиваемся при виде опустевшего без людей мира, трагедией пандемии, которая затронула всех, заставив столкнуться с собственным бессилием.
Андрей Люблинский в ТЦ BoscoVesna
В этом году модный гигант Bosco объединился с художником Андреем Люблинским для создания красочной коллаборации, которая появилась в атриуме, на фасаде и в бутиках BoscoVesna на Новом Арбате. Для этого проекта художник создал новые арт-объекты — ярких, ироничных персонажей, которые отражают незаурядный характер и индивидуальность посетителей торгового центра.
Эта коллаборация следует трендам fashion-мира. Например, недавно вышел совместный проект Louis Vuitton и художницы Яйои Кусамы (Yayoi Kusama), а демократичные японцы Uniqlo объединились с музеем MOMA для создания новых футболок.
Аукцион Фонда Cosmoscow в отеле Marco Polo
В конце апреля 2023 года Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow провел 10-й благотворительный аукцион-выставку в стенах ресторана Jane by Deep Fried Friends на территории отеля Marco Polo. Темой вечера стало «Путешествие», которое отсылает к погружению в свой внутренний мир, что стало неотъемлемой частью современного искусства сейчас.
Среди представленных работ был особенно выразителен проект Татьяны Прыставки Truth Museum, изображающий реплику музейного зала. Каждый объект экспозиции был помечен таинственным знаком, его источник — открытое пространство для интерпретации, вокруг которого художница выстроила свое мокьюментари-исследование.
Инсталляция «Coalescence» Пола Кокседжа в Ливерпульском соборе
В рамках эко-активистских инициатив многие художники и дизайнеры выбирают нетривиальные пространства, чтобы выразить свою точку зрения. Например, британский дизайнер Пол Кокседж (Paul Cocksedge) создал подвесную инсталляцию Coalescence, которая призвана пересмотреть человеческую зависимость от самого древнего вида топлива. Экспозицию символично разместили в Ливерпульском соборе.
Скульптуру создали из более чем 2000 кусочков угля, что соответствует количеству, которое способно зарядить лампочку мощностью в 200 Вт на год. Своим проектом Кокседж надеялся вдохновить зрителей на переход к более устойчивым и экологичным видам топлива, а также показать новый угол зрения на привычный ресурс.