25 интересных фактов о московском метро к открытию БКЛ
Фото
Getty Images

70 километров, 31 станция, 20 пересадок на другие линии — в Москве, наконец-то, замкнулось Большое кольцо и заработала Большая кольцевая линия. В рекордно короткие сроки было построено и введено в эксплуатацию 28 станций, еще три полностью реконструировано. Новая линия несколько раз проходит под Москва-рекой, а в некоторых местах ее глубина достигает 70 метров («Марьина Роща»).

Какие же станции открылись 1 марта? Их целых девять:

  • «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники» на северо-восточном участке БКЛ;

  • «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики» на восточном участке БКЛ;

  • «Варшавская», «Каширская» на южном участкне БКЛ.

В честь этого события давайте вместе вспомним историю московского Метро и самые интересные факты.

25 интересных фактов о московском метро к открытию БКЛ
Станция «Марьина роща» БКЛ находится на глубине 70 м.
Фото
пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы

№1

День открытия московского метрополитена — 15 мая 1935 года, когда в 7 утра первый поезд отошел от станции «Сокольники». Билет стоил 50 копеек и действовал 35 минут.

20 фактов о московском метро
Фото
Getty Images

№2

Первые две линии московского метро: от «Сокольников» до «Парка культуры» и от «Смоленской площади» до «Библиотеки имени Ленина». Станций было 13: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота», «Кировская» (сейчас: «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сейчас: «Лубянка»), «Охотный ряд» («Проспект Маркса»), «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» («Кропоткинская»), «Парк культуры и отдыха имени Горького», «Имени Коминтерна» («Калининская», сейчас: «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская».

25 интересных фактов о московском метро к открытию БКЛ
Первая схема Московского метро, 1935 г.
Фото
Getty Images

№3

Слово «метрополитен» в Москве произнесли впервые в 1901 году. А слово «метро» было изначально мужского рода. Поэтому лозунги на советских плакатах звучали так: «Наш метро — лучший в мире!»

Станция метро “Электрозаводская”.
Станция метро «Электрозаводская». Дата открытия: 15 мая 1944 года.
Фото
Getty Images

№4

Причина, по которой возникла идея внеуличных железных дорог, банальная — пробки! Главными «проблемными» местами столицы начала XX века были Каланчевская (трех вокзалов) и Лубянская площади.

Каланчевская площадь.
Каланчевская площадь. Фото начала XX века.
Фото
Наум Грановский

№5

В 1902 году инженеры П. А. Балинский и Е. К. Кнорре предложили первый проект метро с центральной станцией у Храма Василия Блаженного, от которой во всех стороны расходились поезда с вагонами первого, второго и третьего класса. При этом первые поезда должны были двигаться по воздуху — по эстакадам, лишь изредка ныряя в тоннели. Однако городская дума отклонила проект, вынеся резолюцию: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Причины отказа — преждевременность проекта, а также существовавшее на тот момент трамвайное лобби (трамвай в те годы был главным видом городского транспорта и приносил значительную часть прибыли в казну).

Сегодня 85 лет московскому метро (фото 15)
Центральный вокзал метрополитена на Васильевском спуске. Москворецкий мост. 1902 год. Рисунок Н. Н. Каразина по проекту инженеров П. А. Балинский и Е. К. Кнорре.

№6

В 1923 году при Управлении московских городских железных дорог был учрежден подотдел по проектированию метрополитена в составе одного человека. Через семь лет — в 1930 году — проект был готов: семь станций в духе советского конструктивизма, из которых нереализованной осталась лишь одна — на Красной площади, под мавзолеем.

25 интересных фактов о московском метро к открытию БКЛ
Вестибюль станции метро «Библиотека имени Ленина», 1935 г.
Фото
Getty Images

№7

Строительство метро развернулось в ноябре 1931 года, когда в мерзлую землю у дома №13 на улице Русаковской вошли первые лопаты, частично позаимствованные у дворников. Через два месяца, в январе 1932 года Москва уже превратилась в одну большую стройку. Копали везде, во дворах и на площадях, копали прямо под домами, подпирая их домкратами. Тогда метро еще предполагалось наземным, вроде городской электрички. Под землей должен был пролегать лишь короткий отрезок трассы в самом центре.

25 интересных фактов о московском метро к открытию БКЛ
Станция метро «Сокольники», 1930-е годы.
Фото
Getty Images
Станция «Кропоткинская».
Станция «Кропоткинская».
Фото
Getty Images

№8

27-летний инженер Управления Метростроя Вениамин Маковский в начале 1932 года предложил опустить метро на 35-метровую глубину (высота 10-этажного дома). Все высказались против (опыта подобных работ не было), но Иосиф Сталин «дал добро». Проект нового метро глубокого заложения был сделан за неделю.

25 интересных фактов о московском метро к открытию БКЛ
Строительство туннеля станции метро «Комсомольская», январь 1949.
Фото
Getty Images

№9

Первое метро строили харьковчане — проходчики, шахтеры, горные инженеры из Донбасса. Разнообразие и непредсказуемость зыбкого московского грунта с огромными «плывунами» приводила к оползням и авариям. Тогда приняли решение перенять зарубежный опыт — из Англии был привезен проходческий щит, который англичане начали использовать за 110 лет до этого (в 1825 году) при прокладке канала под Темзой. И тогда строительство столичной подземки пошло быстрее и безопаснее.

25 интересных фактов о московском метро к открытию БКЛ
Плакат, посвященный строительству московского метро, 1934 г.
Фото
Getty Images

№10

В рекордно короткие сроки была выполнена огромная работа. Если 20 км подземки в Нью-Йорке строились 7 лет, в Лондоне 10 км строились 4 года, то в Москве 16,8 км тоннеля были построены за время чуть более двух лет. Чтобы найти рабочие руки, была развернута массовая агитация — к делу привлекли тысячи комсомольцев-добровольцев.

25 интересных фактов о московском метро к открытию БКЛ
Первые пассажиры московского метро отправляются со станции Сокольники 15 января 1935 г.
Фото
Getty Images

№11

О внешнем облике станций задумались за полгода до открытия метрополитена. По указанию товарища Сталина художники и архитекторы должны были продемонстрировать достижения советской власти. Эта задача была выполнена: мраморные стены, богатая отделка, скульптуры и барельефы — станции московского метрополитена должны были стать подземными дворцами. Неудивительно, что сейчас 44 из них считаются объектами культурного наследия.

25 интересных фактов о московском метро к открытию БКЛ
Фото
Getty Images
25 интересных фактов о московском метро к открытию БКЛ
Станция «Электрозаводская».
Фото
Getty Images

№12

Первый эскалатор в мире был представлен на Парижской выставке 1901 года в качестве концепт-кара, а первые действующие модели появились в лондонском метро только в 1932 году. Чтобы опускать людей на большую глубину, советскими метростроевцами был куплен один эскалатор за 200 тысяч золотых рублей с одной целью — разобрать, повторить и увеличить в длину.

25 интересных фактов о московском метро к открытию БКЛ
Эскалатор в московском метро, 1973 г.
Фото
Getty Images

№13

При строительстве станции «Арбатская» жертвой пала церковь святителя Тихона Амафунтского (1756 год), стоявшая на Арбатской площади. Ее разобрали, отправили в камнедробилки и пустили на бетон для стройки.

Церковь святого Тихона Амафунтского, разрушенная при строительстве станции "Арбатская".
Церковь святого Тихона Амафунтского, разрушенная при строительстве станции «Арбатская».

№14

Станция «Маяковская», открытая в 1938 году, была первой в мире колонной станцией глубокого заложения. Станция подобного типа представляет собой центральный и два боковых зала, опирающиеся на общие колонны, и отличается большой пропускной способностью. Для отделки колонн использовались стальные ленты, изготовленные в самолетной мастерской Туполева, и мозаики из смальты, сделанные в ленинградской мастерской мозаичиста Владимира Фролова по эскизам художника Александра Дейнеки.

Станция "Маяковская".
Станция «Маяковская».
Фото
Getty
Мозаики по эскизам Дайнеки на станции "Маяковская".
Мозаики по эскизам Дайнеки на станции «Маяковская».
Мозаики по эскизам Дайнеки на станции "Маяковская".
Мозаики по эскизам Дайнеки на станции «Маяковская».

№15

Именно «Маяковская» стала центром подземной жизни и главным бомбоубежищем в годы Великой Отечественной войны: чтобы разместить 50 тысяч человек, здесь строили деревянные настилы не только на рельсах станции, но и в перегонах.

Станция "Маяковская" в годы войны.
Станция «Маяковская» в годы войны.

№16

Автор станции «Площадь революции» архитектор А. Н. Душкин предполагал, что станцию будут украшать не статуи, а бронзовые барельефы на революционную тематику. Но результаты конкурса скульпторов не удовлетворили архитектора. Было решено обратиться к опытному скульптору М. Г. Манизеру, который предложил вместо барельефов установить объемные скульптуры. Душкин был против, но руководство приняло сторону Манизера. Эти статуи, ставшие одним из символов московского метро, в военном 1944 году были эвакуированы в Среднюю Азию.

Сегодня 85 лет московскому метро (фото 48)
Станция «Площадь революции».
Фото
Getty Images

№17

Метрополитен первоначально носил имя Л. М. Кагановича не случайно. Решение строить метро в Москве было личным решением наркома путей сообщения и второго человека в стране. Бывший сапожник, сын зажиточного крестьянина с Украины, без единого класса образования Лазарь Моисеевич Коганович с жаром взялся за строительство подземки. Кстати, именно ему принадлежит идея надземного павильона станции метро «Арбатская» в виде звезды. С 1955 года метрополитен стал носить имя В. И. Ленина.

Павильон-звезда станции "Арбатская".
Павильон-звезда станции «Арбатская».
Павильон-звезда станции "Арбатская".
Павильон-звезда станции «Арбатская».
Фото
Getty

№18

Никита Сергеевич Хрущев возник на политической арене благодаря тому же Кагановичу, который привез его из Харькова и сделал своей правой рукой. Хрущев ежедневно спускался под землю, чтобы проинспектировать работы по строительству метрополитена, который должен был стать «лучшим в мире».

Один из первых эскизов метро. 1930-е годы.
Один из первых эскизов метро, 1930-е годы.
Фото
Getty

№19

Мозаику, которая украшает «Новокузнецкую», собирали в блокадном Ленинграде. Ее автор — русский мастер-мозаичист Владимир Фролов со своими учениками. Работали сначала три человека, потом один Фролов. В темноте и холоде. Закончив работу, Фролов умер от истощения. Мозаики вывезли по Ладоге на одном из последних кораблей. Но в Москве их уже никто не ждал. Проект «Павелецкой» (для которой первоначально предназначались мозаики) был изменен, и тогда И. Г. Таранов, архитектор станции «Новокузнецкой», решил установить мозаики на своей станции. Кстати, именно мастерской Фролова мы обязаны красотой внутреннего убранства питерского Храма Спаса-на-Крови, мозаику для которого мастера собирали 10 лет.

Мозаики станции "Новокузнецкая" собирались в блокадном Ленинграде.
Мозаики станции «Новокузнецкая» собирались в блокадном Ленинграде.

№20

Строительство метро не прекращалось и в годы войны. Строились Покровская, Замоскворецкая и Кольцевая линии.

№21

Тому, что в московском метро две «Арбатские» и две «Смоленские», обязан случай, произошедший в годы войны. В 1941 году авиабомба попала в тоннель мелкого заложения между станциями «Арбатская» и «Смоленская». И тогда было принято решение о строительстве этих же станций, но на большей глубине. Новый участок, дублирующий предыдущий, строился в тайне и открылся в 1953 году, став неожиданностью для москвичей. Старые станции затем были восстановлены и открыты в 1958 году в составе Филевской линии.

25 интересных фактов о московском метро к открытию БКЛ
Вход на станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, 1954 г.
Фото
Getty Images
Сегодня 85 лет московскому метро (фото 65)
Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.
Фото
Getty Images

№22

Кольцевая линия строилась 11 лет и открылась в 1950–1954 годах, связав между собой основные железнодорожные вокзалы и став апофеозом советского метростроя. Здесь и фарфоровая «Таганская», и древне-римские кессонированные потолки и плафоны из флорентийской мраморной мозаики «Белорусской», и «алтарь» «Октябрьской», и последняя неоконченная работа архитектора Алексея Щусева — станция «Комсомольская».

25 интересных фактов о московском метро к открытию БКЛ
Эскиз станции «Комсомольская», 1949 г.
Фото
Getty Images
Станция "Комсомольская" кольцевой линии.
Станция «Комсомольская» кольцевой линии.

№23

Станцию «Новослободскую» украшают «первые советские» витражи. Их автор — сын палехского иконописца Павел Корин. Основой узоров на них стал рисунок с риз средневековых священников, найденный Кориным в Ленинской библиотеке. А изготовлены витражи были в Риге старыми латышскими витражистами, которые остались без работы после закрытия лютеранских церквей.

Кадр из фильма “Москва слезам не верит” (1979 год).
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979 год).
Сегодня 85 лет московскому метро (фото 74)
Станция метро «Новослободская».
Фото
Getty Images

№24

Финальная сцена из фильма «Я шагаю по Москве» снималась на станции «Университет» (реж. Георгий Данелия, сын метростроевца и сам архитектор по образованию). Герои садятся по очереди в поезда, движущиеся в разных направлениях, но поскольку на тот момент станция «Университет» была конечной (в кадр попал указатель «Посадки нет»), один из поездов на самом деле уезжал в оборотный тупик.

Кадр из фильма "Я шагаю по Москве" (1963 год).
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве» (1963 год).

№25

Станции московского метрополитена — рай для палеонтологов-любителей. Ведь в каменной облицовке станций и переходов можно обнаружить целые окаменевшие экосистемы, коралловые рифы, заросли губок и множество раковин самых разнообразных моллюсков, скелеты иглокожих и иглы морских ежей. Подробная карта «сокровищ» здесь: www.paleometro.ru

Окаменевшие раковины можно встретить в мраморной облицовке метро.
Окаменевшие раковины можно встретить в мраморной облицовке метро.