Современному искусству тесно в стенах музеев и выставочных залов. Оно выходит на улицы, меняет привычные места и обращается ко всем прохожим. Это направление получило название паблик-арт или общественное искусство. Его произведения создаются специально для городской среды — парков, скверов, вокзалов, аэропортов, деловых и жилых кварталов. Их может оценить любой желающий в любое время суток без специальной подготовки, билетов, очередей и экскурсии.
Так как цель этих работ — привлечь внимание и изменить привычное пространство — они часто бывают провокационными. Вспомнить хотя бы «Большую глину №4» Урса Фишера (Urs Fischer), на Болотной набережной в Москве, которая вызвала немало споров у москвичей и гостей столицы. Однако можно сказать точно: ее появление стало едва ли не главным культурным событием прошедшего лета.
3 интересных места для любителей паблик-арта
Лондонский район Кингс-Кросс
Еще 20 лет назад это был непрестижный промышленный район на окраине британской столицы. Но за счет продуманной паблик-арт программы он стал центром притяжения для туристов и модной публики. Ежегодно кураторы выбирают художников, которые разрабатывают арт-объекты и инсталляции специально для этого места. Так что экспозиция постоянно меняется.
Миллениум-парк в Чикаго
Открытый в 2004 году парк на берегу озера Мичиган — настоящая мекка для поклонников паблик-арта. А главная точка притяжения — Клауд-гейт или же «Облачные врата» британского художника Аниша Капура (Anish Kapoor). Зеркальная скульптура, которую в народе прозвали «фасолинкой» из-за внешнего сходства, стала негласным символом Чикаго
East Side Gallery в Берлине
Одна из самых посещаемых достопримечательностей города — уникальная галерея под открытым небом на остатках Берлинской Стены. Весной 1990 года 118 художников из 21 страны украсили ее своими арт-высказываниями на тему падения границ. Именно тут можно увидеть знаменитое на весь мир граффити Дмитрия Врубеля, изобразившего поцелуй Брежнева и Хонеккера.
Сегодня тему паблик-арта во всем мире подхватывают и развивают девелоперы. Зачем? Причин несколько. Гармонично вписанный в пространство арт-объект делает проект единственным в своем роде, повышает его узнаваемость, превращает в центр притяжения городской жизни, подчеркивает стиль и добавляет культурную ценность. И все это влияет на настроение, ощущение собственной уникальности и благополучие его жителей. Сегодня, когда новые кварталы порой сложно отличить один от другого, такой подход становится особенно важным и ценным. Приятно ощущать, что живешь не в безликом, пусть и комфортном, здании, каких миллионы по всему миру, а в месте с уникальной атмосферой, к созданию которой приложили руку модные художники и скульпторы. Это помогает почувствовать и собственную значимость, повышает уверенность в своих силах. Кроме того, есть исследования, что появление объектов искусства меняет отношение жителей района в лучшую сторону. Люди начинают больше и доброжелательней общаться между собой, а количество конфликтов или правонарушений значительно снижается. Так паблик-арт помогает формировать соседское комьюнити.
Среди первых в России идею арт-интеграции подхватил один из крупнейших застройщиков России ГК ФСК. Например, ЖК «Архитектор» украсит специально созданная скульптура художника и скульптора Григория Масленникова. А в строящемся столичном
«Интеграция арт-объектов в девелоперские проекты – довольно популярная на Западе история, — объясняет Пётр Кирилловский, директор Департамента развития продукта ГК ФСК. — В России только начинает развиваться. Мы видим потребность у нашей аудитории бизнес-класса не только в качественном жилье, но и в дополнительных смыслах, добавленной культурной ценности. Это создает предпосылки для формирования тренда на арт-интеграции и развитие публичных пространств через искусство. С точки зрения бизнеса, такой подход помогает создавать продукт с узнаваемым стилем, что делает его более привлекательными для покупателей и, соответственно, повышает ликвидность».
А пока
Согласно исследованиям ежедневное соприкосновение с искусством уменьшает проявление стресса и увеличивает креативность. А значит, можно с уверенностью сказать, что паблик-арт в