«Еще нет скульптуры, посвященной спальному району»: интервью с Сергеем Шеховцовым
Фото
архивы пресс-служб
«Еще нет скульптуры, посвященной спальному району»: интервью с Сергеем Шеховцовым
Сергей Шеховцов, художник.
Фото
архивы пресс-служб

Огромные металлические буквы, сложенные в слово «любовь», уже несколько месяцев путешествуют по паркам Москвы. Как любой городской объект, их облюбовали голуби и даже оставили на них свои «метки», правда, вполне радужных цветов. Конечно, птицы-вандалы тоже из железа, а цветастые брызги нанесены самим автором работы Сергеем Шеховцовым. О том, как художник нивелирует «пафос высказывания», отличиях паблик-арта от классической скульптуры, биеннале в Венеции и московском сквоте — в нашем интервью.

«Еще нет скульптуры, посвященной спальному району»: интервью с Сергеем Шеховцовым
«Мотоциклист», 2008.
Фото
архивы пресс-служб

Вы известны прежде всего как скульптор, а самая памятная работа в области паблик-арт, которая приходит на ум, — «Мотоциклист», которой вы в 2009 году «пробили» стену павильона России на биеннале в Венеции. Это была первая работа в этой области?

Одна из первых. До этого была «Мальчик и голуби» на фестивале «Европалия — Россия» в Бельгии в 2006-м. Мою работу интегрировали в пустой фонтан в центре огромного старинного пассажа в Брюсселе: мальчик сидел, а вокруг было 15-20 голубей. Вернулись домой, кстати, только три или четыре птички. А вторая да, на Венецианской биеннале.

 «Мальчик и голуби» уже тогда были сделаны из вашего фирменного материала — поролона?

 Да. Я делал тогда все скульптуры из поролона, и у меня в голове и мыслей не было, что существует какой-то там паблик-арт. А показывать вещи из этого материала на улице, конечно, было невозможно.

«Еще нет скульптуры, посвященной спальному району»: интервью с Сергеем Шеховцовым
«Мальчик и голуби». Фестиваль «Европалия — Россия», Брюссель, 2006.
Фото
архивы пресс-служб

Одна из последних паблик-арт работ называется «Любовь и голуби» — ее прямо сейчас можно увидеть в Сокольниках. Она как-то концептуально связана с той первой в Брюсселе?

Нет, но птиц я люблю. Я и сам Петух по году рождения (смеется). А «Любовь и голуби» появились по воле случая: мне предложили поучаствовать в городском проекте. У меня давно была идея, и я даже небольшой скетч рисовал по этому поводу — сделать своего рода оммаж известной скульптуре Роберта Индианы LOVE, только с кириллицей. Поменял шрифт — нашел его на постере фильма «Любовь и голуби». А скульптуру решил сделать ржавой: хотел показать этакую «химию любви», окисление. И посадил на нее металлических цветных голубей, своеобразный поп-арт, синтез кинематографического и искусствоведческого.

«Еще нет скульптуры, посвященной спальному району»: интервью с Сергеем Шеховцовым
«Любовь и голуби», 2021.
Фото
архивы пресс-служб

У вас классическое образование живописца, а скульптурой начали заниматься в конце 1990-х…

Да. Это было в сквоте на Бауманской, я писал некий трансавангард. Рисовал все время изображения предметов, а потом подумал: почему бы не заняться объектами? И стал делать объекты из подручных материалов и скотча. Когда нас выгоняли из сквота, решили устроить прощальную выставку. Я тогда сделал большую мышь из скотча и огромный кусок сыра. Думал: из чего сыр-то сделать? А вот, из поролона!

Первой полноценной скульптурой можно считать здоровенный мотоцикл. Я сделал его для арт-фестиваля на Клязьме. Поехал тогда на завод, увидел, что поролон выпускается в огромных блоках, а не в листах, как я думал. Блок мне дали, так и получилась эта работа. Ощущение от масштаба было сильное — так и пошло-поехало. После я стал и людей вырезать из таких блоков. И тогда, кстати, как скульптор я не позиционировал себя. Считал это переводом рисунка в трехмерное пространство. И они до сих пор у меня такие.

«Еще нет скульптуры, посвященной спальному району»: интервью с Сергеем Шеховцовым
Фото
архивы пресс-служб

О долговечности материала думали?

Сначала, конечно, нет. Был такой фан воодушевляющий — делаешь, и все! А потом начал задумываться. Особенно когда один музей голландский покупал скульптуру и спросил: «Нам так нравится! А сколько она может продержаться?» Никто не мог ничего сказать. Потом мы нашли средство для сохранности — состав на основе латекса, которым пропитывали материал. Но все равно это была мягкая работа — получалась несопоставимость предмета и его цены. Да, она могла быть удачной, сложной, какой никто не делал до этого, но провоцировала вопрос: «А если она развалится через 20 лет, что нам делать?»

«Еще нет скульптуры, посвященной спальному району»: интервью с Сергеем Шеховцовым
Фото
архивы пресс-служб
«Еще нет скульптуры, посвященной спальному району»: интервью с Сергеем Шеховцовым
Фото
архивы пресс-служб

В русском павильоне в Венеции была моя последняя скульптура из поролона. Тогда уже ощущался финал этой истории, да и появились новые желания, в частности, делать более твердые вещи. И я начал работать с пластиком на основе полиуретана. Кстати, хорошая новость в том, что где-то месяц назад я нашел средство, с помощью которого можно поролон превратить фактически в камень. Мой товарищ подсказал, что сейчас появились такие материалы. То есть получается так: на вид — губка, а в действительности — твердый тяжелый объект. Так что посмотрим, может, еще вернусь и к поролону.

«Еще нет скульптуры, посвященной спальному району»: интервью с Сергеем Шеховцовым
Фото
архивы пресс-служб

Как считаете, любая скульптура может стать объектом паблик-арт?

Нет. Для меня есть различие понятий: паблик-арт и скульптура. Паблик-арт — это некое событие, когда художник что-то делает для парка или улицы. И его работа интегрирована в среду, по сути, этим самым проектом. Он может попасть в контекст, может не попасть — здесь очень много факторов. Но, как правило, большинство паблик-арт-объектов имеют временный характер. Если они остаются в пространстве, то становятся самостоятельной скульптурой.

Какие у вас ощущения, когда работы появляются в общественных пространствах?

У меня их было пока не так много. «Любовь и голуби», например, в Кусково стояла идеально. Я видел, как свадебные кортежи приезжали, гости фотографировались. Невесты эмоционально реагировали — мол, ржавая любовь, ха-ха-ха. Люди вполне нормально воспринимали. И мне было очень приятно. Но и без жалоб в инстанции не обошлось. Обсуждения какие-то в интернете, мне присылали ссылки с тысячами комментов. Главную неприязнь вызывает то, что на «Любви», мол, голубиный помет. Это, как выясняется, оскорбление для кого-то.

«Еще нет скульптуры, посвященной спальному району»: интервью с Сергеем Шеховцовым
Фото
архивы пресс-служб

Кого? Влюбленных?

Не знаю. Когда на памятнике Пушкину сидит голубь и гадит, это никого не оскорбляет. А это все с доносами и кляузами — какая-то временная история, думаю. Началась с «Большой глины» Урса Фишера (Urs Fischer) у ГЭС-2, да так и продолжается.

Вы время от времени заходите и на территорию стрит-арта — используете элементы граффити…

Да. Какие-то штуки из баллончиков появляются и на холстах, я возвращаюсь к ним время от времени, и на скульптурах. Вот на «Любви» я внизу пустил граффити: как бы предположил, внес в контекст, что объект уже как будто разрисовали уличные хулиганы. И мне хотелось, чтобы другие люди тоже могли ее разрисовать, предполагал интеграцию. Мне это кажется нормальным, это тоже некий процесс. Но люди у нас культурные, ничего до сих пор нет. И мои граффити исчезли, потому что окисляется металл, краска смывается дождем.

«Еще нет скульптуры, посвященной спальному району»: интервью с Сергеем Шеховцовым
Фото
архивы пресс-служб

Насколько граффити на скульптуре меняет ее восприятие?

Оно снимает пафос. То есть ты видишь некий будто испорченный объект, произошел акт вандализма. Я не очень люблю пафосную скульптуру и, если даже ее делаю, всегда пытаюсь хоть немного «опустить».

Например, у меня была большая скульптура брутального мужчины, который брызгает дезодорантом под мышкой. Это ирония. Мужество и слабость — сочетание, мне кажется, очень человеческое.

«Еще нет скульптуры, посвященной спальному району»: интервью с Сергеем Шеховцовым
Фото
архивы пресс-служб

Когда по Москве ходите, какие-то рождаются идеи, что вот здесь, например, не хватает такого-то объекта, скульптуры?

Да, но меня даже не Москва сама интересовала, а спальные районы. Там всегда много объектов сувенирных: «Я люблю Москву» и другое подобное. Но нигде нет скульптуры, посвященной самому спальному району. Мне, как художнику, идея нравится — там присутствует какая-то очень большая энергия передвижения, которую хочется зафиксировать. Я делал что-то подобное в музее в Перми и хотелось бы сделать в Москве. Такое подобие стелы с диваном или ковром в основании и гоночной машиной на вершине.

Желаем осуществить!

«Еще нет скульптуры, посвященной спальному району»: интервью с Сергеем Шеховцовым
Фото
архивы пресс-служб