Алексей Лука, «Беспредметный разговор»
В своих абстрактных граффити, коллажах, ассамбляжах и объектах Алексей Лука переосмысляет наследие модернизма в искусстве и архитектуре. И неподготовленный зритель без труда определит в его работах отсылки и к кубизму, и к конструктивизму, и, конечно, к геометрической абстракции. Сложность композиций дополняет и сложность исполнения: как правило, его произведения многослойны и создаются из разных материалов и фактур, от бумаги и дерева до металла и пластика.
О своей биеннальной работе художник говорит так: «В основе — сюжет про разговор двух людей, которые в споре пытаются найти точки соприкосновения. Этими точками являются общие геометрические формы…»
Бюро «Чехарда», «ЖирафоЛес»
Архитекторы бюро «Чехарда», известного обустройством невероятных детских игровых площадок, остроумно обыграли тему основного проекта биеннале: «Община: Партнерство — Коллективность — Утопия». Срубленные деревья у них превратились в жирафьи стаи — один из символов африканского континента, где «люди по-прежнему живут в общинах, как и тысячи лет назад, сохраняя коллективные ценности».
Иван Волков, Sunshine dog
Гигантская пластиковая собака, как говорит художник, является символом коммуникации между зрителями и авторами биеннале. Очки на ней — элемент абсурда, который присутствует во всех работах Ивана Волкова. Объект можно считать и оммажем легендарному цветочному «Щенку» Джеффа Кунса (Jeff Koons), ставшему символом Музея Гуггенхайма в испанском Бильбао.
Красил Макар, «Крапива»
Современный лубочный стиль, придуманный художником, безошибочно узнаваем и, вероятно, как никакой другой подходит для оживления городских кварталов — равно как и скульптуры в горох Яйои Кусамы (Yayoi Kusama). Он создан на основе традиционной урало-сибирской росписи XVIII–XIX веков и запомнился столичным зрителям по триеннале современного искусства в музее «Гараж».
Художник, сохраняющий инкогнито, о своей нынешней скульптуре говорит, что «она посвящена бережному взаимодействию и фокусу на диалог с природой».
Миша Most, «Одинокий андроид»
Прославившийся огромными работами художник (его мурал площадью 10 000 кв. м на стене завода в Выксе стал самым большим в мире в 2017-м) уже несколько делает и разнообразные объекты в области коммуникаций искусства и технологий.
В его биеннальной скульптуре от технологий, впрочем, только ночная подсветка и образ «человека» будущего, но подача, отсылающая к отстраненным фигурам Энтони Гормли (Antony Gormley), безусловно, эффектна.
Саша Фролова, «Единение»
Темы коллективности и партнерства для Саши Фроловой актуальны всегда. Она сама, как и ее учитель Андрей Бартенев, — извечный центр притяжения для многих художников и поклонников искусства. А ее надувные скульптуры и перформансы, в которых она сама часто выступает в образе живой статуи, привлекательны абсолютно для любой аудитории.
Работа «Единение» выполнена из разнофактурных материалов в форме сердца, что можно считать отсылкой к мультикультурному миру и единству противоположностей.
Саша Браулов, «Дом»
Эмблематичная для художника Саши Браулова вышивка стала главным элементом и его паблик-арт-работы для биеннале. В ней десятки разнообразных человеческих, вещественных, бытовых и архитектурных образов, которые и составляют в нашем восприятии понятие «дом». Все они, конечно, вручную вышиты художником из Санкт-Петербурга.