Новый художественный центр Фонда Гюльбенкяна по проекту Кенго Кумы
Фото

Фернандо Герра

Здания Фонда Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне — одна из самых популярных достопримечательностей города с момента постройки первого корпуса в 1960-е годы. Сейчас комплекс включает главный офис, библиотеку, Музей Галуста Гюльбенкяна, научно-исследовательский центр и музей современного искусства Centro de Arte Moderna (CAM), который вновь открывается в этом году после масштабной реконструкции, проведенной японской студией Kengo Kuma & Associates.

Проект обновления разработан Кенго Кумой (Kengo Kuma) в сотрудничестве с ландшафтным архитектором Владимиром Джуровичем (Vladimir Djurovic) из VDLA. Они изменили пространство и расширили сады вокруг музея, чтобы создать более тесную связь между частями комплекса.

Новый художественный центр Фонда Гюльбенкяна по проекту Кенго Кумы

Проект реконструкции Фонда Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне 

Фото

Kengo Kuma and Associates

Новый художественный центр Фонда Гюльбенкяна по проекту Кенго Кумы

Проект реконструкции сада Фонда Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Фото

Kengo Kuma and Associates

Оригинальное здание CAM спроектировано в 1983 году британским архитектором Лесли Мартином (Lesly Martin). В музее хранится около 12 000 произведений искусства ХХ века, включая работы Сони и Роберта Делоне (Sonia & Robert Delaunay), Дэвида Хокни (David Hockney) и Бриджит Райли (Bridget Riley).

В 2019 году Фонд провел конкурс в попытке расширить и лучше связать здание музея с садом, созданными Антониу Вианой Баррето (Antоnio Viana Barreto) и Гонсалу Рибейру Теллесом (Gonçalo Ribeiro Telles). Вместо увеличения размеров постройки, которая «съела» бы пространство сада, Кенго Кума предложил сделать новую крышу-навес, которая закрывает и прогулочную галерею вдоль здания. А новый вход перенесли на другой фасад музея, открыв его в сторону общей площади.

Новый художественный центр Фонда Гюльбенкяна по проекту Кенго Кумы

Новый вход в музей

Фото

Фернандо Герра

Обновленное здание раскрыло посетителям вид как на старый, так и на новый сад. Главным элементом реконструкции стала энгава, 100-метровый навес, который охватывает всю ширину здания. С планками из ясеня и деталями, облицованными белой португальской плиткой, эта «волна» на столбах, которые Кенго Кума описывает как сосновые иголки, прикрывает прогулочную зону от непогоды.

Новый художественный центр Фонда Гюльбенкяна по проекту Кенго Кумы
Фото

Kengo Kuma and Associates

Новый художественный центр Фонда Гюльбенкяна по проекту Кенго Кумы
Фото

Kengo Kuma and Associates

Новый художественный центр Фонда Гюльбенкяна по проекту Кенго Кумы
Фото

Kengo Kuma and Associates

«Общаясь с произведениями искусство нужно многое учитывать, и иногда очень сложно осмыслить эти мощные сообщения. Навес-энгава служит тенистым медитативным пространством», — говорит Кума. Эта конструкция работает как место для отдыха и неспешного созерцания, выступая в качестве переходной зоны между музеем и садом.

Новый художественный центр Фонда Гюльбенкяна по проекту Кенго Кумы
Фото

Kengo Kuma and Associates

Новый художественный центр Фонда Гюльбенкяна по проекту Кенго Кумы
Фото

Kengo Kuma and Associates

Связь с местными традициями и ландшафтом была главной задачей проекта, и это отразилось в выборе материалов. «Здание должно быть связано с человеком и со своим местоположением. Для создания такой связи необходимо использовать местные материалы, близкие природе», — говорит японский архитектор.

Новый художественный центр Фонда Гюльбенкяна по проекту Кенго Кумы
Фото

Фернандо Герра

Использование местных растений в саду дополняет этот подход. Целый год ушел только на отбор трав и кустарников, включая папоротники-эндемики, молочай средиземноморский и купену аптечную. Некоторые из крупных деревьев, таких как пробковый дуб, каменный дуб и дуб португальский нашли в лесу и пересадили на территорию музея.

Новый художественный центр Фонда Гюльбенкяна по проекту Кенго Кумы
Фото

Kengo Kuma and Associates

Новый художественный центр Фонда Гюльбенкяна по проекту Кенго Кумы
Фото

Фернандо Герра

Этот проект преобразил комплекс Фонда Гульбенкяна, принеся пользу как окружающей среде, так и местному сообществу. После реконструкции возник плавный переход между разными частями участка. «Мы создали новую уличную историю, где архитектура и природа гармонично беседуют, приглашая посетителей замедлиться и сделать это пространство своим», — рассказывает Кенго Кума.

Новый художественный центр Фонда Гюльбенкяна по проекту Кенго Кумы
Фото

Kengo Kuma and Associates