Здания Фонда Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне — одна из самых популярных достопримечательностей города с момента постройки первого корпуса в 1960-е годы. Сейчас комплекс включает главный офис, библиотеку, Музей Галуста Гюльбенкяна, научно-исследовательский центр и музей современного искусства Centro de Arte Moderna (CAM), который вновь открывается в этом году после масштабной реконструкции, проведенной японской студией Kengo Kuma & Associates.
Проект обновления разработан Кенго Кумой (Kengo Kuma) в сотрудничестве с ландшафтным архитектором Владимиром Джуровичем (Vladimir Djurovic) из VDLA. Они изменили пространство и расширили сады вокруг музея, чтобы создать более тесную связь между частями комплекса.
Оригинальное здание CAM спроектировано в 1983 году британским архитектором Лесли Мартином (Lesly Martin). В музее хранится около 12 000 произведений искусства ХХ века, включая работы Сони и Роберта Делоне (Sonia & Robert Delaunay), Дэвида Хокни (David Hockney) и Бриджит Райли (Bridget Riley).
В 2019 году Фонд провел конкурс в попытке расширить и лучше связать здание музея с садом, созданными Антониу Вианой Баррето (Antоnio Viana Barreto) и Гонсалу Рибейру Теллесом (Gonçalo Ribeiro Telles). Вместо увеличения размеров постройки, которая «съела» бы пространство сада, Кенго Кума предложил сделать новую крышу-навес, которая закрывает и прогулочную галерею вдоль здания. А новый вход перенесли на другой фасад музея, открыв его в сторону общей площади.
Обновленное здание раскрыло посетителям вид как на старый, так и на новый сад. Главным элементом реконструкции стала энгава, 100-метровый навес, который охватывает всю ширину здания. С планками из ясеня и деталями, облицованными белой португальской плиткой, эта «волна» на столбах, которые Кенго Кума описывает как сосновые иголки, прикрывает прогулочную зону от непогоды.
«Общаясь с произведениями искусство нужно многое учитывать, и иногда очень сложно осмыслить эти мощные сообщения. Навес-энгава служит тенистым медитативным пространством», — говорит Кума. Эта конструкция работает как место для отдыха и неспешного созерцания, выступая в качестве переходной зоны между музеем и садом.
Связь с местными традициями и ландшафтом была главной задачей проекта, и это отразилось в выборе материалов. «Здание должно быть связано с человеком и со своим местоположением. Для создания такой связи необходимо использовать местные материалы, близкие природе», — говорит японский архитектор.
Использование местных растений в саду дополняет этот подход. Целый год ушел только на отбор трав и кустарников, включая папоротники-эндемики, молочай средиземноморский и купену аптечную. Некоторые из крупных деревьев, таких как пробковый дуб, каменный дуб и дуб португальский нашли в лесу и пересадили на территорию музея.
Этот проект преобразил комплекс Фонда Гульбенкяна, принеся пользу как окружающей среде, так и местному сообществу. После реконструкции возник плавный переход между разными частями участка. «Мы создали новую уличную историю, где архитектура и природа гармонично беседуют, приглашая посетителей замедлиться и сделать это пространство своим», — рассказывает Кенго Кума.