Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 0)
Дэвид Хокни на террасе своего дома в Лос-Анджелесе с книгой, на развороте которой — его работа «Сад с синей террасой» 2015 г.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 2)

Художник, график и фотограф Дэвид Хокни (David Hockney) нашел свой стиль в 1970-х. И хотя в его творчестве были и фотоколлажи, и рисунки на iPad, мировую известность ему принесли изображения бассейнов и парные портреты в интерьере. В свои 80+ Хокни считается самым дорогим художником современности. В 2018 году аукционный дом Christie’s продал одну из самых известных его работ почти за $100 000 000 США.

Дэвид Хокни родом из Бредфорда, Йоркшир. Учился через пень колоду, но с детства любил рисовать. Отец, художник-любитель, отдал мальчика в Школу искусств. Затем —Королевский колледж в Лондоне, первые выставки, в начале 1960-х переезд в США.

Он осел в Калифорнии, но продолжает называть себя британским художником. Его выставки на родине бьют все рекорды посещаемости, а Королева наградила британца орденом «За заслуги перед Отечеством». От рыцарского же звания он отказался. По опросам авторитетных изданий, его называют британским «Зевсом», художником художников, чья слава сравнима разве что с великими именами прошлого в лице Гейнсборо или Тёрнера.

9 июля — день рождения художника Дэвида Хокни
Дэвид Хокни в июле 2022 года (85 лет). Он все также любит импозантные, яркие вещи, подчеркивающие его незаурадный стиль, и может появиться перед Его Величеством в классическом костюме в клетку и… желтых кроксах!
Фото
Legion Media
Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 4)
Дэвид Хокни. «Ню», доска, масло. 1957.
Фото
© David Hockney
Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 5.1)
Дэвид Хокни. «Разбрызгиватель для газона», бумага, цветной карандаш. 1966.
Фото
© David Hockney
Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 5.2)
Дэвид Хокни. «Спальня», бумага, карандаш, цветная пастель. 1966.
Фото
© David Hockney

Хокни всегда увлекался графикой. В интервью признается, что она кормила его всю жизнь. Так именно первые успешные гравюры дали ему возможность начать работать в США. Он попал в богемную тусовку, а знакомство с Энди Уорхолом (Andy Warhol) открыло перед юношей двери нью-йоркского арт-мира. В роли «продюсера» будущего мэтра выступил известный искусствовед и арт-дилер Генри Гельдцалер (Henry Geldzahler). Благодаря ему Хокни обрел заказчиков (преимущественно из обеспеченной публики, облеченной властью) и, как сам признавался, уже в конце 1970-х при желании мог отойти от дел, скопив состояние. Но одной славы ему было недостаточно. Художнику всегда нравилось экспериментировать.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 7)
Дэвид Хокни. «Генри Гельдцалер и Кристофер Скотт», 1969.
Фото
© David Hockney

Его первые работы, выполненные в Англии, отличались нарочитой наивностью в сочетании с кислотными цветами. В 1961 году он принял участие в программной выставке Young contemporaries («Молодые современники»), ознаменовавший собой рождение британского поп-арта. Самого Хокни впоследствии не раз называли отцом этого движения у себя на родине.

Американский период творчества начался с серии гравюр, отсылающих к сатире Хогарта. «Похождения молодого повесы» в изображении Хокни — это мрачноватые графические комиксы про классического юношу–ботаника. Серия имела такой успех, что получила продолжение, подкрепленное солидным гонораром.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 9)
Дэвид Хокни. «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)», холст, акрил, 1972. В ноябре 2018 картина была продана с аукциона за рекордную сумму в 90,3 млн долларов.
Фото
© DAVID HOCKNEY

Художник вспоминал, что влюбился в Америку еще в детстве — из-за ярких красок и глубоких теней, которые он видел в кадрах, изображающих заокеанский пейзаж в прокатных фильмах. Его подлинной любовью стала Калифорния, которую он открыл для себя в конце 1960-х. Именно тогда он впервые начал писать пейзажи с бассейнами, наполненные светом и воздухом. Пронзительное солнце, голубизна воды и неба, сочные, яркие краски тропиков — стиль Хокни сформировался. Отвечая на вопрос, почему он выбрал именно эту тематику, художник говорит, что его всегда увлекало изображение воды, передача объема на плоскости средствами живописи.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 11)
Дэвид Хокни. «Большой всплеск», холст, акрил, 1967.
Фото
Tate Britain/ © David Hockney

Самой известной работой этих лет стала картина «Большой всплеск», изображающая секундное мгновение, когда прыгун только погрузился в воду. Классика Хокни в этом жанре — «Питер вылезает из бассейна Ника», на которой изображен его партнер, модель Питер Шлезингер. Картины Хокни с гомосексуальным подтекстом также стали приметой эпохи.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 13.1)
Дэвид Хокни. «Питер вылезает из бассейна Ника», холст, акрил. 1966.
Фото
© DAVID HOCKNEY
Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 13.2)
Дэвид Хокни. «Портрет Ника Уайлдера», холст, акрил. 1966.
Фото
© DAVID HOCKNEY

Художник много занимался иллюстрацией. В частности, создал цикл, посвященный сказкам братьев Гримм. Также он известен как сценограф: например, его часто привлекали к созданию декораций для оперного театра Метрополитен.

В 1980-х Хокни прославился вторично, уже как фотограф. Он начал создавать пейзажи в технике фотоколлажа, накладывая десятки кадров одного и того же места друг на друга. Мастер мог сделать несколько тысяч снимков, и лишь треть из них попадала на полотно. Как было, например, с картиной «Шоссе Пирблоссом», за которой долго охотился Музей Гетти.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 15)
Дэвид Хокни. «Портрет Билла и Одри Уалдер», фотоколлаж из поллароидных снимков. 1982.
Фото
Richard Schmidt/Tate Britain/ © David Hockney

Важная часть творчества Дэвида Хокни — портреты в интерьере и на фоне домов заказчиков. Как правило, они построены по одной схеме: фигуры расположены симметрично, фоном служит полотно стены, предметы обстановки становятся полноправными героями художественного произведения.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 17)
Дэвид Хокни. «Кристофер Айшервуд и Дон Бачарди», холст, акрил. 1968.
Фото
Tate Britain/ © David Hockney
Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 18)
Дэвид Хокни. «Мои родители», холст, акрил. 1977.
Фото
TATE BRITAIN/ © DAVID HOCKNEY

Мастер редко прописывает лица, хотя сходство, безусловно, угадывается, предпочитая раскрывать образ через интерьер, предметную среду. Так, вибрирующий цвет выдает нервный характер отношений в паре. Статика, как, например, на полотне «Американские коллекционеры», изображающем солидную пару на фоне их особняка, служит приметой официоза, рамок, ограничивающих жизнь этих людей. Интерьеры с полотен Хокни становятся эталонными. Многие декораторы учатся по ним колористике и психологическому контексту.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 20)
Дэвид Хокни. «Американские коллекционеры (Фрэд и Марсия Вайсман)», холст, акрил. 1968.
Фото
© DAVID HOCKNEY
Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 21)
Дэвид Хокни. «Мистер и Мисс Кларк и Перси», холст, акрил. 1970-71.
Фото
Tate Britain/ © David Hockney

Во многом композиции Хокни отыгрывают его концепцию изображения из камеры обскура. Постмиллениум был отмечен нашумевшей книгой Хокни, изданной в соавторстве с физиком Чарльзом Фалько, в которой они утверждали, что полотна старых мастеров — своего рода раскраски, перспективные построения, созданные с помощью оптических инструментов.

Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 23)
Дэвид Хокни. «Интерьер с синей террасой и садом», холст, акрил. 2017.
Фото
© DAVID HOCKNEY
Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи (фото 24)
Дэвид Хокни у своего бассейна.

Используя ту же камеру обскура, художник лишь обводит на холсте то, что показывает линза. Теория Хокни, которую он с переменным успехом пытался доказать рядом художественных экспериментов, встретила резкое неприятие искусствоведов и критиков. Что однако не помешало ВВС снять по ней научно-популярный фильм, отражающий эту спорную, но занимательную гипотезу.

9 июля — день рождения художника Дэвида Хокни
Дэвид Хокни на приеме в Букингемском дворце в ноябре 2022 в тех самых желтых кроксах.
Фото
Legion Media