Завод Павла Власова после реконструкции. | Источник: архивы пресс-служб

Завод Павла Власова после реконструкции.

Фото

архивы пресс-служб

XIX век: Завод Павла Власова

Род Власовых — крупный дореволюционный производитель печных изразцов и кафельной плитки. В 1853 году основатель династии Павел Власов, будучи из рода крестьян и работая приказчиком у купца, открывает свое первое керамическое производство в селе Шелепиха Хорошевской волости — небольшой завод, на котором трудилось всего 15 человек.

Спустя 15 лет, в 1868 году, он открывает гончарно-изразцовый завод в Москве на Таганке, на котором работало уже 50 человек. После чего Власов вместе с семейством переезжает в Москву. Позже он основывает фирму «Власов Павел Власович. Наследники». А в 1876 году Павла Власова причисляют к московскому купеческому сословию.

«Власовъ въ Москве», «Власовы. Москва. Таганка» и «Власовы» — это знак качества. Нередко при разборке старых московских строений обнаруживаются изразцы с таким клеймом на тыльной стороне — такие изделия имеют историческую ценность, они хранятся в музеях и частных коллекциях. Самое первое клеймо Власовых появилось на тыльной стороне изразцов, предположительно, в 1891 году.

Клеймо Власовых. | Источник: архивы пресс-служб

Клеймо Власовых.

Фото

архивы пресс-служб


XX век: наследники братья Власовы

Дело, начатое Павлом Власовым, продолжили его внуки Василий и Иван. В 1900 году на этом месте, по адресу Холодильный переулок, д. 3 (а более века назад — Большой Рыбников переулок, д. 3) братья открыли новый завод по изготовлению изразцов. При открытии завода на нем работало всего 20 человек, а спустя 12 лет — уже 88.

В 1904 году был основан «Торговый дом братья В. и И. Власовы». На всех заводах Власовых выпускались популярные в то время глазурованные белые изразцы для печей. Ассортимент был невелик, но продукция пользовалась большим спросом и была отмечена призами и медалями на разных выставках в России.

Печные изразцы. «Завод Власовых». Собрание МГОМЗ. | Источник: архивы пресс-служб

Печные изразцы. «Завод Власовых». Собрание МГОМЗ.

Фото

архивы пресс-служб

Печные изразцы. «Завод Власовых». Собрание МГОМЗ. | Источник: архивы пресс-служб

Печные изразцы. «Завод Власовых». Собрание МГОМЗ.

Фото

архивы пресс-служб


Революция 1917 года. Национализация

После революции завод не прекратил своего существования: в 1917 году он был национализирован и передан в ведение Замоскворецкого совета. В марте 1928 года в Институте силикатов состоялось совещание, на котором было заявлено, что необходимо возродить производство облицовочной керамики. На совещании постановили «полную возможность производства майолики на заводе Замоскворецкого совета». Так на бывшем власовском заводе ударными темпами начинается производство декоративной майолики. Кстати, в протоколе совещания фигурирует имя Власова Ивана Самойловича, представляющего завод Замоскворецкого совета. Бывший владелец не бросил свое дело после революции и продолжил работу в качестве технического консультанта.

Справа «Завод Власова», вид со стороны Гамсоновского переулка, 1960-е гг. | Источник: архивы пресс-служб

Справа «Завод Власова», вид со стороны Гамсоновского переулка, 1960-е гг.

Фото

архивы пресс-служб

В начале 1930-х годов завод Замоскворецкого совета превращается в Изразцовый завод, в 1933 году предприятие переименовали в Керамико-плиточный завод, присвоив ему позже имя Н.А. Булганина. А после войны завод стал московским керамико-плиточным цехом Кучинского комбината керамических облицовочных материалов — так он будет называться вплоть до 1990-х годов.

Керамические плитки. Конец 1940-х –1950-е гг. Керамико-плиточный завод им. Булганина. Собрание МГОМЗ. | Источник: архивы пресс-служб

Керамические плитки. Конец 1940-х –1950-е гг. Керамико-плиточный завод им. Булганина. Собрание МГОМЗ.

Фото

архивы пресс-служб

Панно керамическое «Фрукты». Художник Г.И. Николаева, 1948 г. Керамико-плиточный завод им. Булганина. Собрание МГОМЗ. | Источник: архивы пресс-служб

Панно керамическое «Фрукты». Художник Г.И. Николаева, 1948 г. Керамико-плиточный завод им. Булганина. Собрание МГОМЗ.

Фото

архивы пресс-служб


1935 год: майолика для метро

Керамический декор на станции «Проспект мира» кольцевой линии (бывшая «Ботанический сад»). | Источник: wikipedia.org

Керамический декор на станции «Проспект мира» кольцевой линии (бывшая «Ботанический сад»).

Фото

wikipedia.org

Московский керамико-плиточный завод имени Н.А. Булганина. Художественный цех. Изготовление майолики для оформления станции метро «Киевская». | Источник: архивы пресс-служб

Московский керамико-плиточный завод имени Н.А. Булганина. Художественный цех. Изготовление майолики для оформления станции метро «Киевская».

Фото

архивы пресс-служб

Огромную роль в возрождении майолики сыграли художники-керамисты, благодаря которым белые «власовские» изразцы превратились в художественную керамику. Технологи-инженеры усовершенствовали производство и изменили рецептуру. Так в 1930-х годах завод освоил производство облицовочной глазурованной плитки, керамической ковровой мозаики, карнизов, фризов, художественных панно и барельефов.

В 1935 году запущена первая линия Московского метро. Практически вся керамика на станциях первой линии, от «Сокольников» до «Парка культуры», сделана на этом керамико-плиточном заводе.

Иван Самойлович Власов — бывший владелец завода, один из братьев Власовых, внук Павла Власова и последний купец династии Власовых — умер в 1943 году. Ему было 73 года. Он успел застать открытие станций московского метро, облицованных майоликой с «его» завода.

Декоративное панно на станции «Таганская» кольцевой линии. | Источник: wikipedia.org

Декоративное панно на станции «Таганская» кольцевой линии.

Фото

wikipedia.org


Конец XX века: остановка производства

В 1988 году на базе завода создан один из первых крупных производственных кооперативов «Гончар». В 1991 году на базе кооператива создано АО «Гончар». И до самого конца XX века завод продолжал производить керамико-облицовочные изделия. К концу 1990-х годов поставки зарубежной керамической плитки в РФ увеличились настолько, что предприятие оказалось неконкурентоспособным, а керамическое производство в самом центре города было признано неэкологичным. Поэтому в 1998 году завод закрывают. На месте производственных площадей строят спортивно-развлекательный центр с огромным роллердромом площадью 2000 кв. м, который занимает целый этаж.

Холодильный переулок. | Источник: wikipedia.org

Холодильный переулок.

Фото

wikipedia.org


XXI век: «Ролл Холл»

В 2005 году новый центр открывается под названием «Ролл Холл». В нем выросло не одно поколение роллеров, многие скейтеры купили здесь свою первую доску, а рокеры — первую «кожанку». Место привлекало людей из разных субкультур, но между ними практически не случалось конфликтов — «Ролл Холл» был негласной зоной перемирия. Помимо спортивных и субкультурных товаров здесь был роллердром, дискотека, боулинг, рестораны и даже магазин китайского чая.

Культовое место нулевых, культурный феномен, капсула времени — для многих Ролл Холл это целая эпоха. И эта эпоха ушла в апреле 2021 года, когда центр закрылся на реконструкцию.

«Роллер Холл» в 2011 году. | Источник: Google карты

«Роллер Холл» в 2011 году.

Фото

Google карты


2021: новая страница

В 2021 году началась новая страница в истории бывшего керамико-плиточного завода: отреставрированы все здания, воспроизведены изразцы и даже восстановлена оригинальная вывеска 1920-х годов.

Так выглядел завод перед закрытием. Май 2021 года. | Источник: Google карты

Так выглядел завод перед закрытием. Май 2021 года.

Фото

Google карты

Вывеска «Керамико-плиточный завод» — это майоликовое панно площадью около 30 м². На фасаде оно было обнаружено не сразу, скрывалось под плотным слоем белой краски, которой закрасили вывеску предположительно в 1970-х годах. Столетнее панно кропотливо восстанавливали два месяца.

Вывеска из майолики на обновленном фасаде завода. | Источник: архивы пресс-служб

Вывеска из майолики на обновленном фасаде завода.

Фото

архивы пресс-служб

В архивах бывшего завода нашлись чертежи огромных печей, в которых обжигались изделия. Так у новых собственников появилась идея изобразить на одной из стен проект печи в виде зеркального панно. С этим помог арт-дуэт Sky Fish. Художники-витражисты Иван и Дарья Никитины создали зеркальное панно площадью 80 кв. метров, в натуральную величину изображающее настоящий керамический горн 1937 года.

Архивные документы завода. | Источник: архивы пресс-служб

Архивные документы завода.

Фото

архивы пресс-служб

Чертежи печей для обжига из архивов завода. | Источник: архивы пресс-служб

Чертежи печей для обжига из архивов завода.

Фото

архивы пресс-служб

Зеркальное панно на стене здания по мотивам архивных чертежей печей. | Источник: архивы пресс-служб

Зеркальное панно на стене здания по мотивам архивных чертежей печей.

Фото

архивы пресс-служб


Настоящее время

Сегодня обновленная территория Завода Власова стала точкой притяжения для корпоративных команд, которые заняли комфортные офисы, и пространством для поиска новых смыслов. Летом 2023 здесь появился коворкинг «Товарищество Гончар», предлагающий готовые рабочие пространства с дизайнерской отделкой. При этом деловой квартал стал не только территорией для бизнеса, но и местом для отдыха и приятного времяпровождения со своей атмосферой. Тут работают кафе и рестораны, есть лаундж-зоны, проводятся вечеринки, маркеты, фестивали и городские мероприятия. За редевелопмент отвечало архитектурное бюро «Функция».

Источник: dmitriy mozharov
Фото
dmitriy mozharov
Источник: архивы пресс-служб
Источник: архивы пресс-служб
Источник: архивы пресс-служб
Источник: архивы пресс-служб
Коворкинг | Источник: архивы пресс-служб
Источник: архивы пресс-служб
+1
Источник: архивы пресс-служб

MyDecor представляет дизайнерский гид по городам и интересным местам России. Карта будет постоянно дополняться новыми городами и локациями. Следите за обновлениями в соцсетях  проекта в Телеграм и ВК!