XIX век: Завод Павла Власова
Род Власовых — крупный дореволюционный производитель печных изразцов и кафельной плитки. В 1853 году основатель династии Павел Власов, будучи из рода крестьян и работая приказчиком у купца, открывает свое первое керамическое производство в селе Шелепиха Хорошевской волости — небольшой завод, на котором трудилось всего 15 человек.
Спустя 15 лет, в 1868 году, он открывает гончарно-изразцовый завод в Москве на Таганке, на котором работало уже 50 человек. После чего Власов вместе с семейством переезжает в Москву. Позже он основывает фирму «Власов Павел Власович. Наследники». А в 1876 году Павла Власова причисляют к московскому купеческому сословию.
«Власовъ въ Москве», «Власовы. Москва. Таганка» и «Власовы» — это знак качества. Нередко при разборке старых московских строений обнаруживаются изразцы с таким клеймом на тыльной стороне — такие изделия имеют историческую ценность, они хранятся в музеях и частных коллекциях. Самое первое клеймо Власовых появилось на тыльной стороне изразцов, предположительно, в 1891 году.
XX век: наследники братья Власовы
Дело, начатое Павлом Власовым, продолжили его внуки Василий и Иван. В 1900 году на этом месте, по адресу Холодильный переулок, д. 3 (а более века назад — Большой Рыбников переулок, д. 3) братья открыли новый завод по изготовлению изразцов. При открытии завода на нем работало всего 20 человек, а спустя 12 лет — уже 88.
В 1904 году был основан «Торговый дом братья В. и И. Власовы». На всех заводах Власовых выпускались популярные в то время глазурованные белые изразцы для печей. Ассортимент был невелик, но продукция пользовалась большим спросом и была отмечена призами и медалями на разных выставках в России.
Революция 1917 года. Национализация
После революции завод не прекратил своего существования: в 1917 году он был национализирован и передан в ведение Замоскворецкого совета. В марте 1928 года в Институте силикатов состоялось совещание, на котором было заявлено, что необходимо возродить производство облицовочной керамики. На совещании постановили «полную возможность производства майолики на заводе Замоскворецкого совета». Так на бывшем власовском заводе ударными темпами начинается производство декоративной майолики. Кстати, в протоколе совещания фигурирует имя Власова Ивана Самойловича, представляющего завод Замоскворецкого совета. Бывший владелец не бросил свое дело после революции и продолжил работу в качестве технического консультанта.
В начале 1930-х годов завод Замоскворецкого совета превращается в Изразцовый завод, в 1933 году предприятие переименовали в Керамико-плиточный завод, присвоив ему позже имя Н.А. Булганина. А после войны завод стал московским керамико-плиточным цехом Кучинского комбината керамических облицовочных материалов — так он будет называться вплоть до 1990-х годов.
1935 год: майолика для метро
Огромную роль в возрождении майолики сыграли художники-керамисты, благодаря которым белые «власовские» изразцы превратились в художественную керамику. Технологи-инженеры усовершенствовали производство и изменили рецептуру. Так в 1930-х годах завод освоил производство облицовочной глазурованной плитки, керамической ковровой мозаики, карнизов, фризов, художественных панно и барельефов.
В 1935 году запущена первая линия Московского метро. Практически вся керамика на станциях первой линии, от «Сокольников» до «Парка культуры», сделана на этом керамико-плиточном заводе.
Иван Самойлович Власов — бывший владелец завода, один из братьев Власовых, внук Павла Власова и последний купец династии Власовых — умер в 1943 году. Ему было 73 года. Он успел застать открытие станций московского метро, облицованных майоликой с «его» завода.
Конец XX века: остановка производства
В 1988 году на базе завода создан один из первых крупных производственных кооперативов «Гончар». В 1991 году на базе кооператива создано АО «Гончар». И до самого конца XX века завод продолжал производить керамико-облицовочные изделия. К концу 1990-х годов поставки зарубежной керамической плитки в РФ увеличились настолько, что предприятие оказалось неконкурентоспособным, а керамическое производство в самом центре города было признано неэкологичным. Поэтому в 1998 году завод закрывают. На месте производственных площадей строят спортивно-развлекательный центр с огромным роллердромом площадью 2000 кв. м, который занимает целый этаж.
XXI век: «Ролл Холл»
В 2005 году новый центр открывается под названием «Ролл Холл». В нем выросло не одно поколение роллеров, многие скейтеры купили здесь свою первую доску, а рокеры — первую «кожанку». Место привлекало людей из разных субкультур, но между ними практически не случалось конфликтов — «Ролл Холл» был негласной зоной перемирия. Помимо спортивных и субкультурных товаров здесь был роллердром, дискотека, боулинг, рестораны и даже магазин китайского чая.
Культовое место нулевых, культурный феномен, капсула времени — для многих Ролл Холл это целая эпоха. И эта эпоха ушла в апреле 2021 года, когда центр закрылся на реконструкцию.
2021: новая страница
В 2021 году началась новая страница в истории бывшего керамико-плиточного завода: отреставрированы все здания, воспроизведены изразцы и даже восстановлена оригинальная вывеска 1920-х годов.
Вывеска «Керамико-плиточный завод» — это майоликовое панно площадью около 30 м². На фасаде оно было обнаружено не сразу, скрывалось под плотным слоем белой краски, которой закрасили вывеску предположительно в 1970-х годах. Столетнее панно кропотливо восстанавливали два месяца.
В архивах бывшего завода нашлись чертежи огромных печей, в которых обжигались изделия. Так у новых собственников появилась идея изобразить на одной из стен проект печи в виде зеркального панно. С этим помог арт-дуэт Sky Fish. Художники-витражисты Иван и Дарья Никитины создали зеркальное панно площадью 80 кв. метров, в натуральную величину изображающее настоящий керамический горн 1937 года.
Настоящее время
Сегодня обновленная территория Завода Власова стала точкой притяжения для корпоративных команд, которые заняли комфортные офисы, и пространством для поиска новых смыслов. Летом 2023 здесь появился коворкинг «Товарищество Гончар», предлагающий готовые рабочие пространства с дизайнерской отделкой. При этом деловой квартал стал не только территорией для бизнеса, но и местом для отдыха и приятного времяпровождения со своей атмосферой. Тут работают кафе и рестораны, есть лаундж-зоны, проводятся вечеринки, маркеты, фестивали и городские мероприятия. За редевелопмент отвечало архитектурное бюро «Функция».
MyDecor представляет дизайнерский гид по городам и интересным местам России. Карта будет постоянно дополняться новыми городами и локациями. Следите за обновлениями в соцсетях проекта в Телеграм и ВК!