MyDecor представляет дизайнерский гид по городам и интересным местам России. Карта будет постоянно дополняться новыми городами и локациями. Следите за обновлениями в соцсетях проекта в Телеграм и ВК!
С наступлением в Москве осени образ идеальной городской прогулки сильно меняется по сравнению с летними месяцами. Теперь для нее нужны теплый шарф и стаканчик горячего кофе навынос. Если знаковые городские улицы вы давно исходили, а территория вокруг дома знакома вплоть до последней лавочки, советуем обратить внимание на Гагаринский район. О его самых интересных местах и архитектуре рассказывает руководитель Городского экскурсионного бюро Музея Москвы Андрей Клюев.
С ЧЕГО НАЧАТЬ
Отправляйтесь за кофе к метро «Университет» — рядом кофейни на любой вкус. Да и для культурного наследия города эта станция, открывшаяся в 1959 году, является особенным местом: именно здесь заканчивается один из главных фильмов оттепели — «Я шагаю по Москве».
КРАСНЫЕ ДОМА
Подкрепившись кофе и круассаном, отправляйтесь к Красным домам (на улице Строителей, 4 и 6). Этот внушительный квартал, возведенный в 1952–1954 годах и составленный фактически из двух П-образных домов, — одна из заключительных точек жилой архитектуры сталинской эпохи. Здесь отрабатывались технологии типового строительства: лепной декор на фасадах — формованный бетон, а красный цвет стен — специальная облицовочная плитка, которая у каждого следующего жилого квартала должна была быть своего цвета. В зданиях легко угадывается творчество архитектурной мастерской Ивана Жолтовского — ренессансные мотивы и итальянские архитектурные цитаты в декоративных элементах и во всей композиции.
ТЕАТР ДЖИГАРХАНЯНА
Изначально местный театр был кинотеатром «Прогресс». В 1957–1958 годах его спроектировала группа молодых зодчих, пытавшихся разобраться с новой архитектурной эстетикой модернизма, которая развивалась после постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года.
На первый взгляд все просто: однозальный кинотеатр, прямоугольное здание с почти глухими фасадами. Но здесь важны детали: ромбовидный рисунок из кирпичей разных цветов отсылает к Дворцу дожей в Венеции, сплошное остекление фойе должно было играть роль волшебного фонаря, манящего зрителей на вечерний киносеанс. А чудеса рационализации удивляют и сегодня: рамы круглых окошек наверху — это не что иное как бетонные кольца для водопроводных и канализационных колодцев.
ТЕАТР НАТАЛЬИ САЦ
Обойдем стороной здание цирка на площади Джавахарлала Неру и увидим творение позднесоветского модернизма — музыкальный театр Натальи Сац. Здание 1979 года спроектировано архитекторами Александром Великановым и Владиленом Красильниковым будто бы специально, чтобы опровергнуть тезис об однообразии и визуальной скучности модернистской архитектуры. Тут есть на что посмотреть — сложная композиция и разновеликие объемы, оторванные от земли перспективные порталы над входами и многочисленные скульптурные работы (обязательно посмотрите со всех сторон на «Бегущую по волнам»).
ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ
Московский дворец пионеров, открытый 1 августа 1962 года, имел невероятный символический смысл. На одном из совещаний главный в те годы архитектор Москвы Иосиф Ловейко сказал: «На этом проекте мы научим вас понимать новую архитектуру». Действительно, на первый взгляд очень странный дворец — приземистые, лаконичные и без всяких намеков на симметрию корпуса. Зато вокруг целый мир: парк с прудами и специально посаженными островками разных хвойных и лиственных деревьев и множество других объектов (при желании можно найти, например, площадку для игры в городки). Да и сам дворец — это настоящий гимн беззаботности детства: астрономическая обсерватория, расписание кружков и секций, мозаичное панно из смальты над главным входом, изображающее детей из разных стран у одного пионерского костра.
ЗДАНИЕ ВЦСПС
Здание ВЦСПС — еще один оригинальный привет из Италии. Здание для руководства советских профсоюзных организаций было построено на Ленинском проспекте по проекту Александра Власова в 1936 году. Кстати, тогда еще не было ни застройки вокруг, ни Ленинского проспекта, ни МГУ — здание строилось на самой границе Москвы у Калужского шоссе как часть плана развития столицы на юго-запад.
Форма ломанной линии считывается в этом здании при взгляде на карту или спутниковый снимок. Зато на уровне земли заметно, что архитектор еще до строительства побывал в рабочей командировке на Апеннинском полуострове. Ренессанс и барокко здесь во всем — огромные козырьки над балконами, тонкие колонны, пронизывающие здание от первого до последнего этажа, смелое использование цвета и декоративных деталей. Обходя здание в будний день, можно наткнуться на проход в столовую — отличный способ согреться и перекусить за небольшие для столицы деньги.
ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ХИМИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ
В 1934 году было принято решение о переносе в Москву Академии наук. Это подарило городу впечатляющую научную архитектуру, один из самых ярких представителей которой — Институт энергетических проблем химической физики. В глаза сразу бросается второй корпус, построенный в 1947–1949 годах для установки в его стенах одного из первых в мире ускорителей частиц. Его круглая форма, купол и окна-люкарны будто списаны с баптистериев эпохи Возрождения (сравните его, например, с баптистерием Святого Иоанна в Пизе). В дневное время на территорию можно зайти и интересно прогуляться в тишине и спокойствии. Можно даже пройти территорию насквозь, чтобы взглянуть на парадный вход в лабораторный корпус с другой стороны.
ФИНАЛ ПРОГУЛКИ
Если к концу прогулки не стало слишком поздно и холодно, на Ленинском проспекте можно взглянуть на целый строй научных институтов с портиками с колоннами и внушительными парками вокруг. Или же можно дойти до метро «Ленинский проспект», которое уже совсем неподалеку, и поехать домой.
Если вы хотите сами начать водить экскурсии — записывайтесь на программу дополнительного образования и профессиональной переподготовки «Москвагид».