№1
Парижский метрополитен считается одним из старейших в Европе. Он занимает четвертое место после Лондона, Будапешта и Глазго. Первая линия была открыта 19 июля 1900. Его строительство было приурочено к Всемирной выставке 1900 года, к которой также были построены Лионский вокзал, вокзал Орсе, мост Александра III, Гран-Пале и Пти-Пале и другие важные объекты. Билет второго класса на первой ветке «Порт-де-Венсен — Порт-Майо» стоил 15 сантимов (старыми франками), первого класса — 25 сантимов.
№2
Сами слова «метро» и «метрополитен» вошли в наш обиход именно благодаря Парижу. Это сокращение от названия компании, управлявшей транспортной сетью: Compagnie du chemin de fer metropolitain de Paris S.A. (CMP), которую сначала урезали до Le Métropolitain, а потом и вовсе до Métro. Также именно в Париже стали обозначать вход в метро большой буквой М.
№3
Парижское метро имеет довольно сложную структуру. Здесь работает 304 станции, из которых 64 пересадочных, и 16 линий (1 — 14 и две под названиями 3bis и 7bis, поскольку сначала они считались ответвлениями линий 3 и 7). Практически все линии подземные, надземных станций только 21. В Парижском метрополитене семь метромостов, из которых пять через Сену, один через канал Арсенал и один через Марну. Общая длина путей — 214 км.
№4
Парижское метро проектировалось и строилось очень быстро. Накануне Первой мироврой войны уже работало 10 линий общей протяженностью путей 91 км, и 1920-м годам было сформировано основное ядро. План развития предполагал создание такой густой сети, чтобы в любой точке города в радиусе ближайших 400 метров можно было найти станцию метро. К началу Второй мировой войны метрополитен насчитывал уже 14 линий (159 км. путей и 332 станции).
В 1929 году было решено пересмотреть стратегию развития метрополитена и протянуть его в пригороды. В 1934 году первые станции появились за пределами городской черты. Сегодня помимо метрополитена пригороды столицы обслуживает железнодорожная сеть RER, соединенная в крупных пересадочных узлах с метро.
№5
Как и впоследствие московское метро, парижский метрополитен должен был стать не просто средством передвижения, но настоящим памятником архитектуры того времени. Как объяснял Шарль Гарнье (Charles Garnier), архитектор Опера Гарнье, в своем письме министру общественных работ от 1886 года: «Строительство столичной железной дороги будет отправдано в глазах большинства парижан лишь в том случае, если она полностью откажется от своего индустриального характера и станет произведением искусства. Париж нельзя превращать в завод, он должен оставаться музеем».
№6
Стилем для первых линий парижского метро был выбран ар-нуво, а архитектором стал Эктор Гимар (Hector Guimard), который до этого спроектировал павильон электричества для Всемирной выставки в Париже. Ему принадлежит дизайн тех самых знаменитых вестибюлей, оград, светильников и знаков «МЕТРОPOLITAIN», которые стали символом не только парижского метрополитена, но и самой столицы Франции. Он спроектировал легкие, изящные конструкции из чугуна и стекла (со стеклянными крышами или без них), дизайн которых был навеян самой природой. По проекту Гимара было построено порядка 150 павильонов, вестибюлей, оград, из которых 86 стоят и по сей день и являются памятниками французской архитектуры модерна.
№7
В 1904 году сотрудничество с Гимаром прекратилось, и компания-оператор CMP наняла архитектора Жозефа Касьена-Бернара (Joseph Marie Cassien Bernard) для разработки ряда новых входов в строгом неоклассическом стиле впротивовес витиеватым павильонам Гимара. По его проекту были построены, например, входы на станции «Опера» и «Сен-Франсуа Ксавье».
№8
Визитная карточка парижского метро — знаменитая белая плитка-«кабанчик», за которой в народе так и закрепилось название «метро плитки». Ею облицованы станции и пересадки как старых, так и новых станций (как дань уважения традициям). Считается, что глянцевая белая плитка эффективнее всего отражала свет — ведь в начале XX века электрические лампы были тусклыми, их сила света составляла около 5 люкс (для примера: современная оптимальная освещенность — 200 люкс).
№9
Парижское метро всегда шло в ногу со временем. Так еще в 1937 году здесь появились интерактивные схемы, с помощью которых пассажир мог выбрать наиболее удобный и быстрый маршрут до станции назначения. Под схемой располагалась клавиатура с клавишами — названиями станций. Нужно было выбрать начало и конец маршрута, и на схеме лампочками показывался оптимальный путь. К 1980-м годам такими схемами были оборудованы 84 станции, а в середине 1990-х их заменило новое поколение — с сенсорными экранами.
№10
Как и в любом крупном метрополитене, у парижского метро есть свои «станции-призраки», мимо которых поезда проходят без остановок. Большая часть из них была закрыта в сентябре 1939 года в связи со вступлением Франции во Вторую мировую и мобилизацией работников метрополитена на фронт. В годы войны в парижском метро работало всего 85 станций. После окончания военных действий многие были снова запущены в эксплуатацию, но далеко не все: часть сочли нерентабельными или малопосещаемыми и перестали использовать.
Кроме того, еще две станции — «Порт Молитор / Мюра» и «Аксо» — были построены, но так и не открыты, у них нет даже выходов на улицу. «Порт Молитор» должна была обслуживать посетителей матчей на стадионе «Парк де Пренс», но после рассчетов и подсчетов проект закрыли, так и не закончив. А «Аксо» строили в рамках проекта соединения линий 3 и 7 (тогда они еще не назывались 3bis и 7bis), но он также так и не был реализован.