Взгляд из «Трын-травы»: Россия, которая притягивает и не отпускает | Источник: Елена Сячина
Фото

Елена Сячина

Мария Иванова-Сорокина
дизайнер и совладелица дизайн-студии Fullhousedesign
Сайт эксперта

Художник — как пророк: чувствует тоньше, понимает больше, говорит то, что думает. Он зашифровывает в своих работах и природу, и социально-нравственные отношения, и политический контекст, который ему доступен и понятен. А публика, если она с художником на одной волне, считывает и расшифровывает эти послания.

Поэтому, если хочешь понять, что происходит в душах и в головах россиян, обратись к современному творчеству российских художников. Они без слов расскажут все, что волнует страну, чем она живет и дышит, чем спасается и о чем мечтает.

Юля Корица. Табуреты «Волнушки»  | Источник: Елена Сячина

Юля Корица. Табуреты «Волнушки»

Фото

Елена Сячина

Женский разговор

В залах выставки «Трын-трава» в этом году не было резких деклараций. Разговор с аудиторией был тихий, умный и немного сентиментальный. А голос звучал женский. Во-первых, потому что 80% экспозиции в этом году представили дамы. Во-вторых, потому что женственность стала одной из главных тем художественного осмысления в представленных работах.

Картины с русскими бабами (диптих «Застолье» и «Пляс») художницы Дальяны Стрелковой: тут они пьют чай с баранками, тут то ли болтают, то ли пляшут. Мелкая керамика — бабы в бане, бабы в поле… То примитивизм в красно-белой гамме, то нечто мультипликационное. Все это Россия с женским лицом — иногда неожиданным.

Дальяна Стрелкова. «Застолье» | Источник: Елена Сячина

Дальяна Стрелкова. «Застолье»

Фото

Елена Сячина

Дальяна Стрелкова. «Пляс» | Источник: Елена Сячина

Дальяна Стрелкова. «Пляс»

Фото

Елена Сячина

Удивило кресло «Хлебное место», созданное художниками Александром и Екатериной Чубарь из какого-то интересного мягкого материала похожего на опару. Моя бабушка из такого теста пекла когда-то пироги, и украшала их завитками. Очень хотелось на нем посидеть. Кстати, многие подходили, трогали со словами «Какой Колобок!». Я, как интерьерный дизайнер, с удовольствием поставила бы пару таких кресел в столовой. Это нечто реально новое, и при этом очень родное — из детства. Сразу понимаешь: ты в этом родился, в этом живешь, и ты это любишь.

Александр и Екатерина Чубарь, «Хлебное место» | Источник: Елена Сячина

Александр и Екатерина Чубарь, «Хлебное место»

Фото

Елена Сячина

Александр и Екатерина Чубарь, «Хлебное место» | Источник: Елена Сячина

Александр и Екатерина Чубарь, «Хлебное место»

Фото

Елена Сячина

Александр и Екатерина Чубарь, «Хлебное место» | Источник: Елена Сячина

Александр и Екатерина Чубарь, «Хлебное место»

Фото

Елена Сячина

Родные просторы

Еще одна тема, которая попадала в сердце — это тема русской природы. Вот декоративное панно: немного странный узор, но что-то очень знакомое. Нет, это не объемные цветы…Это лишайники, которые художница Елена Кириллова детально изучила и превратила в интересное серое кружево из объемной микромозаики под названием «Хорошо, что нас двое».

Елена Кириллова. Панно «Хорошо, что нас двое» | Источник: Елена Кириллова

Елена Кириллова. Панно «Хорошо, что нас двое»

Фото

Елена Кириллова

Юля Корица. Табуреты «Волнушки»  | Источник: Елена Сячина

Юля Корица. Табуреты «Волнушки»

Фото

Елена Сячина

Стеклянный стол «Сны Байкала» от Марии и Павла Ивановых — как кусок чистого озерного льда или как искрящаяся сосулька, которую в детстве все пробовали на вкус.

Мария и Павел Ивановы. Стол «Сны Байкала» | Источник: Елена Сячина

Мария и Павел Ивановы. Стол «Сны Байкала»

Фото

Елена Сячина

Мария и Павел Ивановы. Стол «Сны Байкала» | Источник: Елена Сячина

Мария и Павел Ивановы. Стол «Сны Байкала»

Фото

Елена Сячина

А это лампа — часть проекта Ольги Микковой «За тобой». Под абажуром будто ствол березы, но это береза-наоборот — другие цвета, другая фактура, но внимательный зритель уже все понял.

 Ольга Миккова. Лампа из серии «За тобой» | Источник: Елена Сячина

Ольга Миккова. Лампа из серии «За тобой»

Фото

Елена Сячина

 Ольга Миккова. Лампа из серии «За тобой» | Источник: Елена Сячина

Ольга Миккова. Лампа из серии «За тобой»

Фото

Елена Сячина

Запомнилась композиция с колосьями из стекла и металла в одном из первых залов выставки. Это работа под названием «Тишина» художниц Светланы Евдокимовой и Жени Балдиной. Зернышки сделаны вручную, а тонкие металлические стебли воткнуты в старинные деревянные брусья из какой-то усадьбы.

Светлана Евдокимова и Женя Балдина. «Тишина»  | Источник: Елена Сячина

Светлана Евдокимова и Женя Балдина. «Тишина»

Фото

Елена Сячина

Светлана Евдокимова и Женя Балдина. «Тишина»  | Источник: Елена Сячина

Светлана Евдокимова и Женя Балдина. «Тишина»

Фото

Елена Сячина

Над ними то ли часть прялки, то ли старинное колесо — когда его крутишь вдоль колосьев движется женская деревянная рука, вызывая к жизни много знакомых смыслов и образов. Хочется подойти и точно так же потрогать колосья ладонью, пошуршать. Авторы инсталляции, кстати, не запрещали.

Светлана Евдокимова и Женя Балдина. «Тишина»  | Источник: Елена Сячина

Светлана Евдокимова и Женя Балдина. «Тишина»

Фото

Елена Сячина

Светлана Евдокимова и Женя Балдина. «Тишина»  | Источник: Елена Сячина

Светлана Евдокимова и Женя Балдина. «Тишина»

Фото

Елена Сячина

А в соседнем зале художница Милена Хлгатян представила свою работу из войлока — «Ритмы вечности»: благородный серо-голубой, даже стальной, и золотисто-медный, как цвет сосновых стволов или янтаря. Красиво. Но я сразу задумалась — а для меня вечность в каких красках? Мне проще назвать цвета России. Как человек, проехавший страну насквозь, могу сказать, что ее цвета: 50 оттенков зеленого, золотисто-желтый и голубой…На самом деле, страна родная действительно широка, и современному человеку доступен любой ее уголок. Все разнообразие, все богатство мы воспринимаем как родные просторы в объятьях вечности.

Милена Хлгатян. «Ритмы вечности» | Источник: Елена Сячина

Милена Хлгатян. «Ритмы вечности»

Фото

Елена Сячина

Милена Хлгатян. «Ритмы вечности» | Источник: Елена Сячина

Милена Хлгатян. «Ритмы вечности»

Фото

Елена Сячина

Взгляд в себя

В некоторых предметах выставки «русский культурный код» считывался очень четко: дымковская игрушка с пикселем, напольные лампы с резьбой, как в домах староверов — вещи очень тактичные и ясные.

Но были и более глубокие, даже сложные предметы. Особенно впечатлило панно художницы Анны Борисовой (ANNA BO) под названием «Портал жизни». Работа в виде черной дыры, из которой прорастает березка. Черная дыра — образ со множеством смыслов, как негативных, так и позитивных — выбирай любой. Я считала его, как образ России, которая притягивает и не отпускает. Сразу вспомнила друзей-иностранцев, которые приехали в нашу страну на время и остались навсегда.

Анна Борисова. «Портал жизни» | Источник: Елена Сячина

Анна Борисова. «Портал жизни»

Фото

Елена Сячина

Анна Борисова. «Портал жизни» | Источник: Елена Сячина

Анна Борисова. «Портал жизни»

Фото

Елена Сячина

И подумала о том, что русские люди долго «спали», отрицая собственный дух и корни. Но в последние 10 лет в русском человеке стало просыпаться чувство собственного достоинства. Мы как нация, начали смотреть внутрь себя (особенно художники, как самая чуткая часть общества) и увидели там огромное богатство.

А кто обычно чутко прислушивается к тому, что происходит внутри? Да, так делает беременная женщина. Может быть именно поэтому женский образ России стал таким очевидным в творчестве соотечественников. Ведь именно сейчас в нашей культуре и вообще в нашей жизни, зреет что-то новое, интересное и действительно важное. В этом нет сомнений.

Екатерина Григорь, Екатерина Кудрявцева. Панно «Жито» | Источник: Екатерина Григорь, Екатерина Кудрявцева

Екатерина Григорь, Екатерина Кудрявцева. Панно «Жито»

Фото

Екатерина Григорь, Екатерина Кудрявцева