Людмила Кладова «Травушка-муравушка»
Что для вас сегодня значит современный русский стиль?
Для нас русский стиль — это то, чем мы занимаемся, наша жизнь. Иногда нам сложно понять такие вопросы, как: «Есть ли русский стиль и что это значит?». Когда кто-то утверждает, что его нет, мы не понимаем, чем тогда мы занимаемся. Это, наверное, палка о двух концах. Мы творим, значит, для нас этот стиль существует. Размышления о русском стиле — это процесс, который только начинается, и дать четкое определение пока рано. Людям нужно выйти за пределы стереотипов. Для начала важно понять, что за первым слоем есть нечто большее, и выставка «Трын*Трава» — место, где можно погружаться глубже.
Вопрос «что такое русский стиль?» поднимался и в XIX веке, когда создавался неорусский стиль (современный русский стиль для того времени). Мария Тенишева говорила — то, что мы сейчас делаем, мы создаём не для современников, а для потомков.
Мария Тенишева (1858–1937) — русская общественная деятельница, основательница Тенишевского художественно-промышленного училища, мастерских Талашкино, известная своей работой в области развития народных промыслов и художественного образования в России.
Кураторы и организаторы выставки Светлана Попова, Элина Туктамишева, Ирина Батькова
— Когда вы создавали проект восемь лет назад, ставили ли вы какие-то цели для себя? Закладывали ли смыслы, которые хотели дать аудитории?
Изначально цель была одна — собрать и проявить людей, которые размышляют на тему русского стиля. Объединить творцов и показать широкой аудитории, что русский стиль есть, что он живой и отражает наше время. Уже на первой выставке это нашло отклик у зрителей. Показывая предметы, преимущественно созданные за год, мы рассуждаем о «срезе года». В экспозиции проявляются настроения, эмоции, смыслы и образы времени, возможности производств.
Павел Кулешин. Игрушки по мотивам русской вышивки
Оксана Панфилова Серия подсвечников «Многоголосье»
— Сложно ли было вам продвигать свой проект, находить своего зрителя в первые годы существования?
Да, было сложно. В то время не было запроса на русский стиль, на познание себя через свою культуру. Первое время мы были в относительном информационном вакууме. Но «Трын*Траву» полюбили люди. О нас разносилась молва по сарафанному радио, но СМИ поначалу настороженно относились к проекту. Тогда внимание было направлено на западный дизайн, а у нас дизайна было мало — для его развития нужны предприятия, благодаря которым он мог бы масштабироваться. Сейчас на выставке мы демонстрируем и высокое декоративное искусство, и коллекционный и промышленный дизайн.
Мы делали то, что любим: шли против потока, но надеялись, что направление потока изменится. «Трын*Трава» стала островком созидательного русского стиля, который актуален для нашего времени.
Елена Матвеева. Вазы «Алконосты»
Елена Матвеева. Вазы «Алконосты»
— Как изменилась за эти годы «Трын*Трава» и вы сами?
Мы живем жизнь, выставка живет вместе с нами, как живой организм: мы меняемся, она меняется. Мы видим, что сейчас творцы стали более свободно и смело рассуждать на тему русского стиля. Они почувствовали себя нужными этому миру, и оказалось, им есть что сказать.
— Ощущается ли разница в том, как к русскому стилю подходят творцы из разных регионов?
Мы видим, что благодаря внутренней политике государства — поддержке регионов — творцы сфокусировались на своих региональных культурных кодах. Перестали ориентироваться на то, что создается в столицах, и стали интересными сами себе. Как результат — интересными широкой аудитории. В этом году хотим отметить Уфу.
Анна Титова. Стулья «Малевич»
Екатерина Григорь, Екатерина Кудрявцева. Панно «Жито»
— Как удается поддерживать баланс между признанными мастерами и новыми именами?
При отборе заявок мы не смотрим на имена — для нас важен сам предмет. Именно поэтому на выставке представлены и признанные мастера, и новые имена. «Трын*Трава» — это уникальная площадка для начинающих авторов. Особая ценность — видеть дальнейшую востребованность наших «трынтравиночек».
Представляете, сколько участников прошло через выставку за восемь лет? Кто-то участвует в выставке один год, кто-то — три года подряд, а кто-то — все семь лет. Но все они остаются в сердцах посетителей, а кого-то приглашают к участию других проектах.
Лола Метелкина. Гипсовое панно «Аленький цветочек» и «Подснежник»
— Нужно ли зрителю понимать все заложенные смыслы, или достаточно просто почувствовать атмосферу?
Искусство на то и искусство, что автор закладывает свою мысль, но каждый зритель открывает для себя свои образы и свои глубины. Мы не можем смотреть одинаковыми глазами — у нас разный жизненный опыт, а значит и разный угол зрения на одно и то же. Каждый смотрит на предмет через призму своего восприятия, и это не может быть одинаково. Искусство помогает заглянуть в себя, понять что-то о себе.
Культурный код — это облако тегов, в которых заложены смыслы. Художник их достает и что-то создает. Но если в тебе нет этих тегов, ты не прочитаешь и не поймешь работу. Чем больше в тебе этих смыслов, чем глубже понимаешь свою культуру и культурный код, тем больше увидишь в произведении.
Юлия Дюбенко. Композиция «Трава у дома»
— Какие советы вы бы дали тем, кто хочет подать заявку на участие в «Трын*Траве»?
Мы хотим увидеть, что сегодня происходит, что волнует душу творца. Поэтому ключевое — не бояться показывать свое творчество. Не ориентироваться на предметы, уже показанные на выставке — эти высказывания уже были показаны. Действительно погружаться в свою культуру, демонстрируя глубину размышлений.
Мария Богачева. «Победа над смертью»
Елена Илларионова. Фарфоровая статуэтка «Конь в пальто»