MyDecor представляет дизайнерский гид по городам и интересным местам России. Карта будет постоянно дополняться новыми городами и локациями. Следите за обновлениями в соцсетях проекта в Телеграм и ВК!
Архитектор, организатор архитектурных туров, автор телеграм канала про путешествия
Сайт экспертаПобывать в этих местах действительно необходимо, потому что с каждым годом их состояние становится все хуже и хуже. Надежды на их восстановление немного, если не сказать, нет вообще. Когда-то усадебные комплексы были центром обширных аграрных угодий, этим они и жили. Увы, для большинства из них сегодня не нашлось новой функции, и они погибают.
Для меня земли Тверского уезда — это просто заповедник всего усадебного. Тут в лесных зарослях запросто можно встретить удивительной красоты храмы и усадебные дома прекрасной столичной архитектуры. Когда я здесь бываю, меня не покидает чувство, что я нахожусь в декорациях к Анне Карениной или Евгению Онегину. Особняки с колоннами, парки, горизонты!
Усадьба Глебовых-Стрешневых Знаменское-Раек
Первым номером логично будет поставить знаменитую усадьбу Глебовых-Стрешневых Знаменское-Раек. Локация более чем известна и в рекламе не нуждается. Решил не делать выводов за читателей, и вношу ее в свой список. Архитектура дома — один из шедевров Николая Львова, знаменитого исследователя наследия архитектора Андреа Палладио (Andrea Palladio). Пытаюсь вспомнить, где еще я видел план усадьбы в виде ожерелья для возлюбленной, и не могу. Львов создал здесь какой-то совершенно особый мир. При описании усадьбы хочется повторять: «Прекрасно! Прекрасно! Прекрасно!»
Архитектурные достоинства и близость к Торжку обеспечили особняку внимание, какого лишены большинство усадеб вокруг. Здание охраняется, нередко мелькает в новостях и, в целом, есть надежда на создание здесь музейного комплекса
Никольское (Черенчицы)
Это родовое имение самого Николая Львова. Здесь хочется остановиться и сказать пару слов про этого выдающегося русского архитектора. Судя по спектру его интересов и творческому наследию, это был настоящий гений.
В профессии его интересовали и технологии передового строительства, и инженерное оснащение, и адаптация наследия великого Андреа Палладио к российским реалиям. Рассказывают, что закат карьеры Львова и его отставка из дипкорпуса были связаны со шпионской деятельностью за границей — такой вот богатый портрет.
В своей собственной усадьбе Николай Львов построил роскошный дом (сохранился на 1/3), усыпальницу, кузню с гротами и даже погреб-пирамиду с нишами для собраний масонского ордена! Как и везде, в постройках Львова тут море фантазии и прекрасные пропорции. Храм-усыпальница в усадьбе — одно из самых красивых сооружений, которые я, в принципе, когда-либо встречал. Будете в этих местах, запишитесь на экскурсию. Вы узнаете о системе вентиляции, искусственном мраморе из дорожной пыли и ягод, двойном куполе и многом другом. Все, кто это видел, рассказывают о своем опыте в самых восторженных словах. И я в том числе.
Прогуливаясь по парку, я поймал себя на мысли, что нахожусь внутри картины: озеро, дальние дали, сосны… Эта ротонда довершила пейзаж. Мне бесконечно жаль видеть Никольское в том виде, в каком оно пребывает сейчас, эта усадьба достойна лучшей доли. Приезжайте сюда, чтобы убедиться в этом собственными глазами,
Усадьба Бакуниных Прямухино
По традиции здешних мест, барский дом доживает свои последние дни. Рассказать вам о 1/3 сохранившейся постройки мне решительно нечего. Зато могу сказать немало интересного о храме Троицы авторства того же Николая Львова. Форму здания принято относить к композиции мавзолея Галлы Плацидии в Риме — как вам такие параллели в глуши тверских лесов?
Я люблю наследие Львова за то, что классицизм в его постройках всегда очень живой. Церковь Троицы не стала исключением: тут и пандус на второй уровень, и полукруглая экседра-некрополь, и два храма (нижний и верхний). Пандус носит здесь глубокий символический смысл и означает духовное восхождение.
Хозяин усадьбы познакомился с Николаем Львовым в Турине, где Бакунин служил при русском посольстве. Они быстро нашли общий язык и создали в Тверской глуши храм, напоминавший им об Италии. Этот проект по праву считается одной из лучших работ архитектора.
Храм в селе Переслегино
Храм в Переслегино — важная локация в ряду программных построек Екатерины II как минимум потому, что это точная копия несохранившегося собора святого Иосифа в Могилеве — первого самостоятельного проекта храма в архитектуре Львова, который был построен в честь союза России и Австрии (взорван в 1938 году).
Кажется, восторги по поводу архитектурных красот в моей заметке переходят все допустимые размеры, но ничего не могу с собой поделать: собор в Переслегино — это еще одно погибающее чудо. Конечно, особый шарм постройке придает его руинированность: оголились колонны, обвалились своды… Пиранези в натуре! Не пожалейте часа по бездорожью, и я вам гарантирую: ваши усилия будут не напрасны.
Церковь в селе Горницы, Церковь Спаса Нерукотворного Образа в усадьбе в Ивановске, Благовещенская Церковь Будимирово
Перечисляю эти бриллианты русского палладианства одной строкой. Потому что если рассказывать про каждый из них (и многих-многих других) по отдельности, придется повторять сто раз одно и тоже: удивительная, уникальная архитектура, совершенно не ожидаешь увидеть ТАКОЕ и ЗДЕСЬ, да как же это сокровище может пребывать в таком ужасающем состоянии и так далее.
Мой вам совет: путешествуя по Тверской области, внимательно смотрите по сторонам. При малейших признаках старой колокольни, резко поворачивайте туда. Вас точно ждет архитектурное открытие — усадьба, церковь или все разом.
Усадьба Грузины Полторацких
Сегодня это депрессивная заброшка, а в XVIII веке это была самая богатая усадьба тверских земель. Правила бал здесь Агафоклея Полторацкая, своенравная бабушка Анны Керн, предпринимательница и настоящая фанатка Екатерины II. В подражание ей она построила в соседнем имении Красное копию Чесменской церкви в Петербурге, а после смерти императрицы так и вовсе разыскивала платья из ее личного гардероба.
Удивительный факт: для своих крестьян она выстроила целую улицу высоких каменных домов, которая и по сей день смотрит на усадебный парк за речкой своими темными окнами. До сих пор в этих каменных постройках живут люди, чего, к сожалению, нельзя сказать о дворце Полторацких: судя по масштабу разрушений, здание уже непригодно для реставрации.
Мощный объем дворца уверенно вписан в ландшафт. Как и подобает барскому дому, он стоит на возвышении. Главный фасад прямой, а задний — с двумя выступающими ризалитами, в них расположены лестницы с уступами для ваз. Впервые я попал сюда осенью. Шел проливной дождь, на полу росла трава, и всюду чернели обугленные после очередного пожара балки. Было полное ощущение, что я нахожусь на съемках фильма Тарковского.