Георгий Данелия. «Осенний марафон» (1979)
В трагикомедии Георгия Данелии Ленинград, тонущий попеременно то в тумане, то в дожде, не только служит местом действия фильма, но и весьма наглядно отражает характер и состояние главного героя — переводчика и преподавателя университета Андрея Бузыкина (Олег Басилашвили), интеллигентская «мягкотелость» которого типична для многих персонажей позднего советского кино.
Бузыкинское бытие полно неопределенности, он разрывается между уже нелюбимой женой Ниной (Наталья Гундарева) и любовницей Аллой (Марина Неёлова) и, боясь кого-нибудь обидеть, постоянно врет и никогда никому не отказывает в просьбе — ни приехавшему из Дании профессору Хансену (Норберт Кухинке), любящему утренние пробежки, ни соседу Харитонову (Евгений Леонов), который не прочь выпить. Бузыкин предпринимает попытку дать отпор самой своей жизни, но в итоге, похоже, сдается, продолжая бежать с Хансеном осенний марафон своей жизни.
Данелия поставил фильм по пьесе Александра Володина с говорящим названием «Горестная жизнь плута», которую драматург самостоятельно превратил в сценарий.
Павел Мирзоев. «Блондинка» (2023)
Ленинград не раз выступал местом действия пьес и сценариев, написанных Александром Володиным, который, к слову, родился в Минске, вырос в Москве, а после окончания ВГИКа уехал на север. Вот и действие его «киноповести с одним антрактом», написанной для театра в 1984-м году, происходит в Ленинграде. Главная героиня Ира — натура беспокойная, жаждущая прожить насыщенную, артистическую жизнь, даже несмотря на то, что в академические театры ее не берут.
Эту историю режиссер и сценарист Павел Мирзоев, впервые прочитавший киноповесть еще в институте, решил перенести в современный Петербург с некоторыми изменениями. В экранизации Ира (Дарья Жовнер) по-прежнему актриса маленького любительского театра «Северная почта», который выселяют из-за неуплаты аренды, и точно также не верит в жизнь без искусства. А роль ее возлюбленного — режиссера Льва Николаевича (Евгений Цыганов), у которого былой творческий энтузиазм сменился кататонией, была Мирзоевым существенно расширена, что только добавило сюжету динамики.
После очередной неприятности Лев Николаевич сбегает, и Ира начинает поиски не только нового помещения для театра, но и пропавшего режиссера. Впрочем, какие бы неудачи ее не ждали на пути, она их встретит со своей искренней, теплой и немного наивной улыбкой, с которой рассекает на велосипеде по улицам пастельно-нежного Петербурга.
Алексей Балабанов. «Брат» (1997)
Алексей Балабанов, как и Володин, не был коренным петербуржцем, но в его фильмографии вторая столица занимает важное место — в дореволюционном Петрограде разворачивается действие драмы «Про уродов и людей», декорацией безвременья он послужил и для философской притчи «Счастливые дни». Можно вспомнить «петербургские» фрагменты из «Войны», «Я тоже хочу» и других его фильмов.
Но самыми известными остаются проходки — один из краеугольных элементов киноязыка Балабанова — совершаемые Данилой Багровым (Сергей Бодров-мл.), главным героем «Брата». Молча, слегка ссутулившись, он бродит по городу с неизменными наушниками в ушах, из которых доносятся звуки русского рока, по посеревшим от бремени времени каналам, площадям и проспектам Петербурга, захваченным новой российской бедностью и бандитами, которым наш герой всенепременно отомстит.
Данила только вернулся с первой чеченской войны, «где работал писарем» и отправился в Петербург к старшему брату Виктору (Виктор Сухоруков) — большому, по словам матери, человеку, оказавшемуся наемным убийцей. Помогая ему в бандитских разборках, Данила продолжает свой крестовый поход против искривленной в его сознании действительности.
Оксана Бычкова. «Питер FM» (2004)
Спустя почти десять лет по тем же улицам уже не столь бандитского Петербурга будут беззаботно гулять герои ромкомов: на смену хмурым 1990-м пришли гораздо более оптимистичные нулевые, а с ними и вера в романтические сюжеты.
Один из самых удачных создали молодой режиссер Оксана Бычкова и сценарист Нана Гринштейн. Герои их фильма — радиоведущая Маша Емельянова (Екатерина Федулова) и обитающий в мансардах архитектор Максим Васильев (вновь Евгений Цыганов) — романтические натуры, встречающиеся друг с другом на светлых и широких улицах и набережных Петербурга, но всякий раз проходящие мимо. Наконец, их связывает игра случая: рассеянная Маша роняет мобильный телефон на улице, и его находит именно Максим. Так начинается самый романтичный телефонный роман в истории современного российского кино. Разумеется, со счастливым концом.
«Петербург. Только по любви» (2016)
«Петербург. Только по любви» развил еще одну тенденцию, но уже не российского, а мирового кино — посвящать великим городам, точкам культурного притяжения, целые киноальманахи, в которых самые разные режиссеры в исключительной манере могли бы выразить свои мысли и вызванные им чувства. Достаточно вспомнить «Париж, я люблю тебя» или «Нью-Йорк, я люблю тебя».
Киноальманах, посвященный Петербургу, правда несколько отличался от своих предшественников. Во-первых, рассказываемые в нем истории носили явный романтический характер, а во-вторых, над ним работали исключительно женщины-режиссеры: Наталья Кудряшова, Анна Пармас, Аксинья Гог, Рената Литвинова, Наталья Назарова, Авдотья Смирнова и Оксана Бычкова — каждая из которых написала и поставила по одной новелле о любви к городу.
Алексей Мизгирев. «Дуэлянт» (2016)
Вышедший в том же году «Дуэлянт» Алексея Мизгирева показал Петербург и Российскую Империю времен юности Достоевского совершенно иначе — темным, тесным пространством, покрытым липкой жижей, с узкими улочками, в котором действуют такие же грязные и бесчестные персонажи, низкие вне зависимости от своего происхождения.
В этом почти нуарном мире мы следим за судьбой Петра Яковлева, сыгранного Петром Федоровым — профессионального бретера, которого нанимают в качестве замены на дуэлях. Яковлев известен не только своей меткостью, но и удивительной, почти сверхъестественной везучестью. Прошлое героя, тело которого покрыто шрамами и татуировками, загадочно и открывается в серии флэшбеков, раскрывающих и главную его цель — отомстить жестокому и вероломному интригану графу Беклемишеву (Владимир Машков), когда-то сломавшего его судьбу, а теперь намеревающегося соблазнить княжну Марфу Тучкову (Юлия Хлынина).
Николай Хомерики. «Девятая» (2019)
Фильм «Девятая», поставленный Николаем Хомерики — еще одним режиссером, пришедшим в жанровое кино из авторского, — представляет Петербург того же XIX века в образе, напоминающем заветренный, промозглый, туманный Лондон из экранизаций историй о Джеке Потрошителе или докторе Джекиле. Иными словами, служит идеальным фоном для сюжета о ритуальных убийствах, которые, к слову, непосредственно связаны с Англией. Именно из нее в Петербург приезжает медиум Оливия Рид (Дэйзи Хэд), проводящая публичные спиритические сеансы.
Расследующий преступления следователь Сергей Константинович Ростов (Евгений Цыганов) связывает их именно с приездом загадочной англичанки, которую преследуют призраки прошлого. Хомерики удался интересный с точки зрения формы киноопыт. «Девятая» являет собой редкий пример оригинального российского кинокомикса, историю которого рассказывает один из действующих в ней героев — ироничный помощник Ростова Ганин (Дмитрий Лысенков).
Михаил Локшин. «Серебряные коньки» (2020)
Визуальные и сюжетные ориентиры фильма Михаила Локшина, гордо носящего звание первого российского фильма в линейке Netflix Originals, отсылают к сказочной, диснеевской традиции, несколько приукрашивающей повседневную действительность. Петербург, готовящийся встретить 1900-й год, здесь предстает во всем своем имперском, раззолоченном позументами фонарей и медалями дворцов парадном мундире. Даже в обыденном наряде каморок и пристаней он смотрится уютно. И история, вдохновленная одноименным романом американской писательницы Мэри Мейпс Додж, ему под стать.
Сын фонарщика Матвей (Федор Федотов), юноша самых честных правил, встречает дочь аристократа Вяземского Алису (Софья Присс), мечтающую о научной карьере, и, разумеется, влюбляется. Причем весьма «ответно». Идея их союза не находит поддержки ни у Вяземских, желающих выдать ее за капитана гвардии Трубецкого (Кирилл Зайцев), охотящегося на банду карманников, орудующих на замерзшей Неве, ни у Алекса (Юрий Борисов), друга Матвея и по иронии главаря той самой банды. В общем, получилось очаровательное в своей наивности переосмысление вечного сюжета «Леди и Бродяги» в декорациях заснеженного, помпезного Петербурга в преддверии скорой революции.