Традиция не только угощать, но и дарить красивые и дорогие подарки на Пасху уходит корнями в дореволюционное время и отсылает к высшему обществу Российской Империи рубежа XIX–XX веков. Так, свидетели описывают традицию христосования — пасхального приветствия, когда император поздравлял военных, егерей и других представителей незнатного происхождения. Каждый, кто удостоился поцелуя и приветствия Его Величества, получал в подарок фарфоровое яйцо с инициалами монарха.
Близким и друзьям в императорской семье на Пасху тоже принято было дарить тематические сувениры. Знаменитые на весь мир ювелирные яйца Фаберже свою особую популярность завоевали именно благодаря заказам от коронованных особ.
Яйцо «Пятнадцатилетие царствования», 1911 год, — пасхальный подарок Николая II супруге. Яйцо украшено акварельными миниатюрами по слоновой кости. Музей Фаберже, Санкт-Петербург.
Однако в царской семье дарили на Пасху не только драгоценные яйца. Вот, что рассказывает специалист дворцового музейного комплекса в ЦПКиО им. С. М. Кирова Татьяна Ершова.
Заместитель директора по музейной деятельности СПБ ГБУК МДК ЦПКиО им. С. М. Кирова (дворцовый музейный комплекс на Елагином острове в Санкт-Петербурге)
Сайт эксперта«Мы изучили записи в камер-фурьерском журнале и обнаружили любопытную тенденцию. Помимо всем известных яиц работы Фаберже, члены императорской семьи довольно часто именно к Пасхе, так как это был один из самых значимых праздников в России до революции 1917 года, заказывали в подарок близким вазы. Чаще всего это были изделия Императорского фарфорового завода с определенными сюжетами. Например, в 1908 году была заказана декоративная ваза „Журавли“. Она была поднесена императрице Александре Федоровне к празднику Святой Пасхи 1906 года ее супругом Николаем Вторым. Таких ваз, подаренных Александре Федоровне к Светлому Христову Воскресенью, мы обнаружили в наших фондах как минимум пять, начиная с 1905 года».
Объясняется эта традиция просто: Пасха была главным весенним праздником. В садах уже распускались цветы, и хотелось, чтобы пробуждение природы чувствовалось в том числе и в интерьерах.
С. Лапшин, роспись. Ваза «Журавли», 1906. Фарфор, роспись подглазурная полихромная. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера.
Н. Ф. Даладугин, роспись. Ваза «Волки напали», 1905. Фарфор, роспись подглазурная полихромная. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера.
Оформление пасхального стола не обходится и сегодня без живых цветов. В 2025 году основным трендом в праздничных сервировках остается минимализм с яркими акцентами, а значит, традиции сочетать посуду сдержанного декора с произведениями художников по фарфору и хрусталю остаются уместными и в XXI веке.
А что же принято дарить в наше время на Пасху? Эксперты Avdeev Crystal в последние полтора года отмечают рост интереса к религиозной символике: хрустальным пасхальным яйцам, дарохранительницам и другим тематическим украшениям.
«За последний год заказов на предметы искусства и интерьера в подарок к великому православному празднику стало на 30%-40% больше. Если в прошлом году к нам поступали штучные заказы, то сегодня клиенты, в том числе и корпоративные, приходят заранее и готовят подарки к Пасхе для своих деловых партнеров уже с декабря. Это новый тренд, и, я думаю, он связан с тем, что наши соотечественники начали чаще посещать музеи и интересоваться традициями».
Особой популярностью у Россиян пользуются иконы из хрусталя с глубокой гравировкой, которые вручную вырезают мастера Дятьковского хрустального завода. «Иконы с глубокой гравировкой мы делаем около пяти лет, и с каждым годом они приобретали все большую популярность. Заказы на них в качестве подарка к Пасхе 2025 начали поступать еще в ноябре, а к началу года сложилась целая очередь из желающих приобрести ценный подарок. Мастеров, которые могут создавать подобные вещи в России единицы, поэтому срок изготовления каждой иконы может занимать несколько недель»