Художница Екатерина Паниканова коллекционирует старинные книги и создает из них необычные художественные панно, за которыми охотятся ведущие галеристы Нью-Йорка и Венеции. Мы побывали у нее в гостях в пригороде Рима.
Хозяйку этого дома в детстве ругали, как и всех детей, за испачканные чернилами и карандашами страницы школьных учебников и книг. Однако, повзрослев, она не остепенилась. Разница лишь в том, что сейчас ее рисунки на книжных страницах выставляют в арт-галереях.
Скупая на блошиных рынках старинные тома, художник Екатерина Паниканова создает из них необычные коллажи, которые использует в качестве «холста» для картин. Готовые инсталляции Екатерины напоминают гигантские пазлы или зашифрованные послания на стенах.
Настенные панно на пожелтевших книжных страницах напоминают зашифрованные послания
Например, серия Errata Corrige («Работа над ошибками») посвящена детским воспоминаниям художницы, запечатленным на пожелтевших от времени страницах учебных пособий. Екатерина родилась и выросла в Петербурге, занималась в студии при Эрмитаже, по образованию — художник-монументалист. Она тесно сотрудничала с художественной галереей Z20 и в 2009 году переехала в Италию.
Первое время она вместе с мужем, итальянским художником и скульптором Маурицио Фьераванти, жила в центре Рима, пока несколько лет назад супруги не решили переехать за город. В качестве нового жилища они выбрали заброшенную ферму в живописной оливковой роще в 30 км от Рима.
«Мы сразу влюбились в этот пейзаж, — рассказывает Екатерина. — Хотя участок выглядел устрашающе, словно декорация к фильму ужасов. Здание представляло собой старые развалины, живописно увитые плющом. Но наш друг архитектор Алессандро Федеричи увидел в замшелых каменных плитах потенциал.
Он помог нам отреставрировать здание и вдохнуть в него жизнь». Хозяева значительно перестроили дом, приспособив под свои нужды: появились жилые комнаты и просторные мастерские. Архитектор стремился спланировать комнаты таким образом, чтобы во все помещения свободно проникал солнечный свет.
Особенно это было важно в том крыле, где расположились студии, ведь здесь Екатерина и Маурицио проводят большую часть времени. В отделке преобладают натуральные камень и дерево. На кухне, в мастерских и гостиной полы выложены плитами из травертина, в спальнях — покрытие дощатое, из вяза.
И у итальянцев, и у русских кухня — самое любимое место в доме
Помимо живописи и развешанных повсюду панно Екатерины, в интерьере много антикварных предметов, купленных хозяевами на блошиных рынках Европы. В обстановке можно заметить и предметы, привезенные Екатериной из России, например антикварные кофейные чашечки, они стоят в буфете на кухне.
«Это любимая комната, причем как у итальянцев, так и у русских, — рассказывает Екатерина. — Мы много готовим и даже устраиваем на кухне кулинарные поединки. В центре стоит стол размера XXL, а по периметру, вдоль окон, — бесконечная рабочая поверхность. Это наше поля боя». По просьбе заказчиков архитектор разработал мебель практически для всех помещений, используя антикварное дерево, демонтированное из старых домов, — приобрести его в Италии не составляет труда.
Интересно и оформление ванной комнаты: раковина имеет нестандартную форму и изнутри отделана зеркальными панелями. «Учитывая, что мы с мужем художники, наш дом очень похож на арт-галерею, — говорит Екатерина. — Довольно часто экспозиция меняется: какие-то полотна приобретают коллекционеры, другие мы дарим друзьям».
Только вытянутая форма окон напоминает о бывшей здесь ферме
Возможно, скоро интерьер вновь преобразится по причине того, что работы Екатерины заинтересовали дизайнеров голландской студии NLXL. На их основе разработана коллекция обоев с изображением книг с разрисованными страницами под названием Biblioteka.
«Мы думаем оклеить ими гостиную в качестве эксперимента, — говорит Екатерина. — Ранее мои рисунки переносили на текстиль. Эти ткани, украшенные принтами с изображениями моих карандашных набросков, здесь повсюду. Новый дом — это прежде всего источник новых впечатлений, который дает нам импульс для творчества».