Парижский дизайнер и декоратор Франсуа Катру (François Catroux) в особом представлении не нуждается: в числе его клиентов было семейство Ротшильдов, Диана фон Фюрстенберг, кронпринцесса Греции Мари-Шанталь и другие не менее звездные персоны. Сам же он в последние годы все чаще уезжал из шумного Парижа, чтобы провести время в кругу семьи в своем загородном имении Les Ramades на юге Франции.
Старый каменный дом XVI века в местечке Лурмарен (Люберон, Прованс) они с женой Бетти купили, чтобы убегать от светского шума и городской суеты в тихую французскую глубинку и предаваться «сладкому ничего-не-деланию». «Я пью розе и любуюсь красотой, — говорила Бетти об этих эскападах, — А Франсуа? Франсуа всегда витает в облаках».
Нетрудно догадаться, почему. Здесь действительно все располагает к отдыху и созерцанию. Дом стоит на 10 акрах земли, половину из которых занимает традиционный прованский сад с бассейном (любимое место отдыха Бетти) и теннисным кортом, где любят погонять мяч их взрослые дети и внуки. Это тихое, романтичное место, полное покоя и умиротворения.
Дом был куплен в 1990 году у трех сестер весьма почтенного возраста и представлял собой старые развалины с грязными полами. Единственное, что хоть немного напоминало о цивилизации, — две ванные комнаты, обустроенные прежними хозяевами. Но тем интереснее было декоратору работать над этим проектом. «Куда приятнее действовать с нуля, чем покупать уже готовое», — говорил Франсуа.
Говорят, когда-то на этом месте был монастырь, потом здание принадлежало богатой семье, о чем свидетельствовали многослойные черепичные карнизы. «Простой человек будет иметь один слой, богатый два, а у нас их целых три, так что дом наверняка принадлежал кому-то очень важному», — говорили хозяева.
Больше всего Франсуа восхищали в архитектуре Les Ramades сводчатые потолки и внутренний двор. «Лурмарен находился в самом эпицентре войны между протестантами и католиками, — рассказывал дизайнер. — Поэтому дома здесь — маленькие крепости с укрепленными стенами и центральным внутренним двором, где жители могли обороняться». Внутренний дворик также чем-то напоминает традиционные дома Алжира времен французской колонии, где вырос Франсуа. Он родился в Алжире в семье французского военного и был школьным товарищем Ива Сен-Лорана (Yves Saint-Laurent), с которым их снова уже в Париже свела Бетти и с которым они дружили вплоть до самой смерти кутюрье в 2008 году.
В интерьерах Les Ramades нет ничего от той тяжелой роскоши, которую Катру делал для своих клиентов: добротная мебель, натуральные материалы, спокойная гамма, которая максимально гармонирует с окружающей природной средой. На полу — традиционная местная кладка, представляющая собой «плитку» из речной гальки, вмурованной в гладкий бетон. «Если прищуриться, можно увидеть марокканский ковер, который „кочует“ из комнаты в комнату», — рассказывал Катру в своей монографии, опубликованной в 2016 году издательством Rizzoli.
В доме есть несколько монументальных объектов вроде дубовой многоугольной люстры в гостиной, спроектированной самим дизайнером, или пары экзотических деревянных ширм, купленных в Париже (Катру заметил их, когда работал над оформлением витрин бутика Cerruti и тут же договорился о покупке). В остальном же дизайнер делал ставку на простоту и «скромное обаяние старины»: мебель местных ремесленников соседствует здесь с винтажными находками с блошиных рынков, культовыми объектами дизайна вроде прототипа стула 1930-х годов Акселя Эйнара Хьорта (Axel Einar Hjorth) и аксессуарами масс-маркета вроде зеркала Crate & Barrel в гостевой спальне.
На стене в маленькой мастер-спальне — серия коллажей Ива Сен-Лорана, подарок модельера. «Ив дал мне все: свою любовь, свою одежду, украшения, часть своей жизни и свое искусство, — говорит Бетти. — Когда на него накатывало вдохновение, он бросался писать или рисовать, и дарил свои работы мне».
Несколько лет назад Катру добавил к дому летнюю гостиную и столовую — полуоткрытые помещения, ориентированные так, чтобы стены защищали от мощных Мистралей. Крыша столовой из черепицы стоит на массивных каменных колоннах, дизайн которых Катру подсмотрел в близлежащем средневековом шато Château d'Ansouis. А во внутреннем дворике открытой гостиной он установил старинную каменную поилку для лошадей, превращенную в фонтан. «Эта комната изменила мою жизнь, — любил повторять он.