Давид Зале (David Zahle) — архитектор и партнер датского бюро BIG. Среди прочего, он проектировал Морской музей в Хельсингёре, мусоросжигательный завод CopenHill и Дом панд. Он занимался проектами экологичной мебельной фабрики в Норвегии, двух 300-метровых башен с отелем и роскошными апартаментами в Китае, центра естественной истории в Фанё и новой станцией в Вестеросе под Стокгольмом. Не так давно он с женой Марией и тремя сыновьями переехал в квартиру на последнем этаже дома XVIII века в Христиании, знаменитом творческом районе Копенгагена.

Дом был построен в 1734 годом Андреасом Бьерном (Andreas Bjørn), одним из первых строителей лодок для короля Кристиана VI. Этаж, на котором сейчас живет семья, первоначально служил складом для хранения мачт. После смерти Андреаса Бьерна здание несколько раз переходило из рук в руки, когда-то здесь был даже британский сахарный завод, а в 1918 году постройку поставили под охрану как памятник истории

Стоя рядом с высоким стеллажом, сразу и не найдешь спрятанную в нем стальную лестницу.

«Наша квартиру выделили в отдельное пространство в 1970-х годах, высокий этаж поделили на два уровня и сделали проходные комнаты. Когда я впервые приехал посмотреть интерьеры, то почувствовал себя охотником за сокровищами. В голове сразу закрутились варианты того, как можно обустроить это место» — смеется Давид.

Мария тоже сразу влюбилась в квартиру и была готова переехать «прямо сейчас». Давид же понимал, что «планировка этажа совершенно не эффективна, но увидел в пространстве большой потенциал. Когда мы ходили по пустым комнатам, я думал, насколько все здесь неправильно устроено с 1970-х годов. Нам пришлось начинать все заново, сесть с планом и посмотреть, что можно сделать. И расположение комнат довольно быстро встало на свои места».

«В квартире 1970-х годов жилая площадь составляла 304 м2. Мы разобрали часть перекрытий между этажами, так что теперь здесь 280 м2. Все деревянные детали раньше были выкрашены в черный цвет, нам пришлось соскоблить старую краску. Темный цвет деревянных балок слишком передавливал, поэтому их покрасили в белый цвет.» — вспоминают владельцы.

Потребовалось восемь месяцев, чтобы перепланировать комнаты, поменять трубы и проводку. «У меня было определенное преимущество, — смеется Давид, — Когда ты являешься титулованным архитектором, который может и рисовать, и принимать быстрые решения, и напрямую общаться с мастерами. В результате получилась квартира с хорошо сохранившимися деталями прошлого, которая кажется одновременно большой и наполненной светом, и в то же время — с камерными уголками для каждого».

Первоначально в кухне-столовой был дощатый пол из поморской сосны, который Дэвид планировал отшлифовать. Но полы были настолько кривыми, что в конце концов он заменил покрытие, а старые доски использовал повторно для декора гостиной второго этажа и в скульптурной лестнице, ведущей туда. Глобус достался Давиду от матери итальянки, и это была одна из немногих семейных реликвий, которые она когда-то перевезла с собой в Данию.

От входа в квартиру нужно подняться по крутой лестнице в прихожую. В этой части квартиры сделали длинную стену из полированного алюминия. Она, среди прочего, скрывает дверь в ванную. На этом же уровне находятся комнаты трех сыновей.

В старину люди покупали дома с мыслью прожить в них всю оставшуюся жизнь. А сейчас можно переезжать в зависимости от изменений в образе жизни или составе семьи. «Нужно выбирать дом мечты прямо сейчас, для своей жизненной ситуации. Не надо откладывать решение проблем на десяток лет. И в переезде хорошо то, что вместе с новым жильем в каком-то смысле вы начинаете другой этап жизни» — говорит Давид. И с ним сложно не согласиться.