Интерьеры квартир и домов россиян за последние десятилетия прошли значительный путь — избавились от лишнего и нарочито сложного, перешли к строгому минимализму и функциональности. Даже состоятельные собственники дорогого жилья все чаще отдают предпочтение рациональным решениям без излишеств. Обязательным при этом становятся натуральные и экофрендли-материалы. О том, какие тренды находятся в фокусе дизайнеров сегодня — в нашем материале.
Дизайнер, обладатель международных наград Red Dot и A’ Design Award
Тогда и сейчас
Дизайнерская грань между сиюминутной модой и вневременной классикой в интерьерах очень тонкая. Тем не менее, она существует, и некоторые приемы могут показаться отличной идеей лишь в определенный период, по прошествии которого будут выглядеть безнадежно устаревшими. А поскольку ремонт, как известно, страшнее пожара — логичным решением будет сделать ставку на нестареющие концепции и рациональный минимализм.
«Сейчас дизайн выходит на другой уровень. Больший упор делается на профессиональное исполнение, техническую проработку каждого предмета мебели. То есть получается такая сила в простоте. Но при этом, когда мы используем натуральные материалы или переработанные материалы, у таких интерьеров появляется философия, новые смыслы. С ними интересно жить и приятно находиться в контакте», — объясняет предметный дизайнер, обладатель международных наград Red Dot и A’ Design Award Екатерина Елизарова. — При этом современный дизайн должен отражать актуальные течения в социуме, когда на первый план выходят настоящие человеческие отношения».
Жилые интерьеры являются индикатором социокультурных изменений, и особенно заметно это становится при сравнении пресловутых «евроремонтов» начала нулевых и современных проектов.
Так, раньше основой интерьера становилась мебель с кожаной обивкой, либо массивные предметы интерьера из сосны, дуба и ценных пород дерева. Громоздкие стулья, столы, комоды и шкафы — иногда с резьбой — считались признаком достатка. Сейчас же в фокусе внимания так называемый стиль «джапанди» — сочетание японского минимализма и скандинавского стиля. Этот гибрид отвечает таким глобальным трендам, как осознанное потребление, умеренность и экологичность.
Инклюзивность, комфорт, капсульность
Развитие техники и технологий сыграло на руку апологетам минимализма: бытовые приборы стали совершеннее и компактнее, что помогло освободить больше пространств в доме, а также открыло дорогу интерьерам с высокой долей кастомности. Придать своему жилищу индивидуальные, уникальные черты теперь могут даже собственники компактных квартир-студий. Так, массовое производство плоских телевизоров с большой диагональю экрана и высокоскоростной интернет задали тренд на обустройство зон для просмотра фильмов и сериалов. Еще один мастхэв — уже отголоски ковидной эпохи — а именно, оборудованное рабочее место дома. Сегодня каждый стремится выделить уголок для комфортного решения профессиональных задач — и этот тренд не ослабеет в ближайшие годы.
Эти структурные изменения нашли свое отражение и в эстетике мелочей, в используемых материалах, элементах декора. Здесь соседствуют два течения: с одной стороны, появилось много элементов декора из керамики, стекла, живого мха. С другой стороны — зачастую, декором являются сами отделочные материалы.
«Сама эстетика формы теперь более сдержанная, она лишена какого-то излишнего декора. Эту функцию берет на себя сложная фактура материалов, игра оттенков. За счет грамотного сочетания тонких тканей с разными видами плетения, штукатурки, обоев, игры света и правильно подобранной цветовой гаммы мы получаем настоящую роскошь, но без лишних декоративных элементов», — говорит Екатерина.
Грядущие вызовы
Последние десятилетия основные тренды в интерьерах задают скандинавские дизайн-бюро. Не так давно к ним добавился японский минимализм. При этом ведущей площадкой по-прежнему остается Милан. Именно там на профильном салоне специалисты из разных стран демонстрируют свои передовые идеи и перенимают опыт коллег. Пошатнуть монополию Италии в этом вопросе не смогли даже связанные с пандемией ограничения, когда проведение массовых мероприятий было невозможным.
Однако уход с российского рынка крупных иностранных брендов дал возможность отечественным компаниям сместить фокус аудитории на свою собственную продукцию, созданную по уникальным авторским дизайн-проектам. В дальнейшем они смогут успешно конкурировать с компаниями мирового масштаба. Пока у некоторых компаний есть боязнь делать что-то новое.
Помочь в этом может коллаборация российских дизайнеров, производителей мебели, отделочных материалов и предметов интерьера. Местом встречи может стать предстоящая первая Московская неделя интерьера и дизайна.
«Нужно перебороть страх делать что то новое, современное. Чтобы успешно конкурировать сегодня компаниям нужны эксперименты — только так можно достичь новых уровней развития бренда. Дизайнерам также стоит принимать участие в разных выставках. Только так их работы будут заметны», — считает Екатерина Елизарова.
Отказ от дорогих решений в пользу минимализма не обязательно должен сопровождаться холодной рациональностью рабочего кабинета — такие интерьеры могут выглядеть очень эстетично. Тренды на разумное потребление и экологию, безусловно, оставят свой отпечаток на всех брендах — российских и зарубежных. Однако взаимное проникновение уникальных компетенций из смежных сфер позволит создавать уникальные продукты и успешно конкурировать на международной арене.