#Возьмисвет (фото 2)
Фото
Ольга Погорелова

Вот уже несколько лет сестры Татьяна и Елена Бродач, основатели галереи винтажного света Lamps of 50–60–70s, увлеченно собирают итальянский дизайн «золотого периода» — 40–70-х годов ХХ века. Сестры по первому образованию архитекторы. Татьяна позже отучилась в миланской Академии Брера (Accademia di Belle Arti di Brera) и стала провокационным художником-скульптором, Елена успешно освоила профессию режиссера кино.

«Параллельно с работой мы ищем, находим и привозим в Москву из Италии редкие винтажные светильники, — рассказывает Татьяна. — Недавно мне в руки попала прекрасно изданная книга «Дома Милана». Но поразила даже не графика, а внезапное осознание того, что абсолютно всех архитекторов я знаю не только по их постройкам, но и по объектам дизайна.

Именно звезды архитектуры — Джо Понти (Gio Ponti), Качча Доминиони (Luigi Caccia Dominioni), Карло Скарпа (Carlo Scarpa), Франко Альбини (Franco Albini) и другие не менее громкие имена — создавали бестселлеры для мебельных и световых марок Stilnovo, Arredoluce, Arteluce, Fontana Arte, Azucena, Flos, Venini, за которыми сегодня гоняются коллекционеры дизайна.

#Возьмисвет (фото 0)
Фото
Михаил Лоскутов

Надо сказать, что мир модернариата совершенно особенный — тут нет случайных людей, очень важна большая увлеченность и интерес. Искать ценные аутентичные предметы невероятно азартно. Узнавать их даже не по этикеткам, которые зачастую не сохранились, но по маленьким деталям, соединениям, характерным только для того или иного дизайнера или фабрики. Иногда определить происхождение светильника удается только по журналам тех лет, обнаруживая предметы на фотографиях в рекламе или статьях. Каждая новая находка — это праздник! И нам очень приятно разделить его с российскими архитекторами и декораторами, чьи заказчики все охотнее идут на то, чтобы привнести в свои новые дома предметы с семидесятилетней историей».

Галерея Lamps of 50-60-70s, @lamps_of_50_60_70s, т +7 (916) 678 1445.

Джо Понти

#Возьмисвет (фото 5)
Джо Понти

Пожалуй, самое значимое имя в итальянской архитектуре ХХ века. Джо Понти родился в Милане в 1891 году. Поступив на архитектурный факультет Политехнического университета, он был вынужден прервать учебу из-за начавшейся Первой мировой войны, на которую ушел солдатом. В 1920 году он получает дип­лом и начинает архитектурную практику. В то время это означало, что ты делаешь все, от генплана до мельчайших деталей интерьера.

Понти интересовал предметный дизайн, и с 1923 по 1930 год молодой архитектор сотрудничает с фабрикой керамики Richard Ginori. В 1931 году он вместе с Луиджи Фонтана (Luigi Fontana) создает компанию Fontana Arte, а годом позже приглашает туда работать еще одного знаменитого дизайнера Пьетро Кьеза (Pietro Chiesa).

В 1928 году Понти основал журнал Domus и руководил им до конца жизни, также курировал Триеннале — главную миланскую выставку декоративных и прикладных искусств.

В 1954 году Понти основал премию Compasso d’oro («Золотой циркуль»), которая до сих пор считается главной наградой в области предметного дизайна в Италии.

Некоторые предметы, созданные Понти для Fontana Arte, выпускаются до сих пор. Другие же были сделаны специально для его архитектурных проектов, найти эти аутентичные светильники и зеркала — редкая удача для коллекционера.

#Возьмисвет (фото 7)
Подвесной светильник 0024, дизайн Джо Понти, Fontana Arte, 1933 год.

Пьетро Кьеза

#Возьмисвет (фото 9)
Пьетро Кьеза

Пьетро Кьеза (Pietro Chiesa) родился в 1892 году в Милане. Предметным дизайном занялся сразу по окончании Академии изящных искусств Брера. В 1921-м он открыл собственную мастерскую, а в 1925 году выставил свои работы на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

В 1933 году Джо Понти пригласил Кьеза разделить с ним художественное руководство компанией Fontana Arte, основанной Луиджи Фонтана. За долгие годы сотрудничества Кьеза создал для нее множество светильников и предметов мебели.

#Возьмисвет (фото 11)
Люстра, дизайн Пьетро Кьеза, Fontana Arte, 1950-е годы.
Фото
Михаил Лоскутов
#Возьмисвет (фото 12)
Настольная лампа, дизайн Пьетро Кьеза для Fontana Arte, 1940-е годы.

Анджело Лелли

#Возьмисвет (фото 14)
Анджело Лелли

Очень плодовитый дизайнер, о биографии которого известно совсем немного.

Светом Анджело Лелли (Angelo Lelli) начал заниматься еще до войны, в 1940-е годы основал знаменитую в будущем компанию Arredoluce. Настоящий успех пришел к нему, когда после войны три его светильника были опубликованы в журнале Domus.

Новаторские объекты Лелли, оснащенные поворотными механизмами и регулируемым положением абажуров, идеально вписывались в главный тренд 1950-х — функционализм. Среди самых известных работ Лелли — торшер Triennale, созданный в начале 1950-х к одноименной выставке, люстра Stella и торшер Tris 1946 года.

Коллекционеры ценят и его более ранние светильники с растительными мотивами. Они очень красивы и уже очень редко встречаются на рынке модернариата.

Компания Arredoluce просуществовала до конца 1970-х годов, за это время для нее создавали светильники такие выдающиеся архитекторы, как Франко Альбини (Franco Albini), Акилле (Achille Castiglioni) и Пьер Джакомо Кастильони (Pier Giacomo Castiglioni), Вико Маджистретти (Vico Magistretti), Джо Понти и Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass).

#Возьмисвет (фото 16)
Люстра, дизайн Анд­жело Лелли для Arredoluce, 1954 год.
#Возьмисвет (фото 17)
Светильник, дизайн Анджело Лелли для Arredoluce, 1950-е годы.

Джино Сарфатти

#Возьмисвет (фото 19)
Джино Сарфатти

Джино Сарфатти (Gino Sarfatti) родился в 1912 году в Венеции в семье промышленника. В 1930-м уехал в Геную учиться на авиаинженера.

В 30-е годы политическая и экономическая ситуация в Италии, как и во всей Европе, стала ухудшаться, семья Сарфатти разорилась, и Джино был вынужден прервать обучение и переехать в Милан, где сначала стал партнером в фирме LUME, а в 1939 году основал компанию Arteluce.

Во время войны семья с еврейскими корнями вынуждена была бежать в Швейцарию. Вернувшись, Сарфатти продолжил развивать компанию, создавая рациональный и прогрессивный дизайн, первым начав использовать металлоакрилы и энергосберегающие технологии.

Дизайнер не называл, а нумеровал свои объекты. В 1954 году его светильники 1063, 1065 были удостоены Гран-при миланской Триеннале, а 559 и 1055 получили премию «Золотой циркуль».

Джино Сарфатти создал множество проектов для больших круизных лайнеров, театров и общественных пространств в Европе и в Америке. В 1973 году Сарфатти продал Arteluce компании Flos, которая, как и компания Astep, основанная его внуком Алессандро, до сих пор производит светильники по проектам Джино Сарфатти.

#Возьмисвет (фото 21)
Торшер 1095, переиздание оригинала 1962 года, Flos.
#Возьмисвет (фото 22)
Настольная лампа 594, Arteluce, 1962 год.

Карло Скарпа

#Возьмисвет (фото 24)
Карло Скарпа

Карло Скарпа — легендарный итальянский архитектор, родился в Венеции в 1906 году.

Еще во время учебы в Академии художеств начал сотрудничать со стекольными мастерскими Мурано.

С 1933 года Скарпа работал с компанией Venini и создал для них знаменитую серию Poliedri.

#Возьмисвет (фото 26)
Подвесной светильник, дизайн Карло Скарпа, Venini, 1950-e годы.
Фото
Михаил Лоскутов

Тобиа Скарпа

#Возьмисвет (фото 28)
Тобиа Скарпа

Сын Карло Скарпа Тобиа Скарпа (Tobia Scarpa) родился в Венеции в 1935 году и окончил IUAV (Венецианский архитектурный институт). Здесь он познакомился со своей будущей женой Арфой, с которой впоследствии основал дизайнерское бюро.

Тобиа и Арфа создали множество уникальных объектов мебели и света, сотрудничали с такими компаниями, как B&B Italia, Cassina, Bennetton, проектируя для них фабрики и магазины во всем мире. В 1960-х годах началось сотрудничество с Flos, для которой они создали такие лампы, как Nictea, Foglio, Bilibo.

#Возьмисвет (фото 30)
Подвесной светильник, дизайн Тобиа Скарпа, Flos, 1960-e годы.
Фото
Михаил Лоскутов

Акилле и Пьер Джакомо Кастильони

#Возьмисвет (фото 32.1)
Акилле Кастильони
#Возьмисвет (фото 32.2)
Пьер Джакомо Кастильони

Акилле и Пьер Джакомо Кастильони родились в семье успешного миланского скульптора Джаннино Кастильони. Оба окончили архитектурный факультет Политехнического университета Милана и открыли архитектурную практику — сначала на виа Порта-Нуова, а потом на пьяцца Кастелло. Сейчас там замечательный музей их имени.

С самого начала братья много экспериментировали с новыми материалами и формами. Их дизайн, всегда очень точный и остроумный, ни с чем не спутаешь.

В 1956 году братья стали одними из создателей ADI — Ассоциации промышленных дизайнеров. Они выиграли множество наград, в том числе девять «Золотых циркулей».

За долгий период сотрудничества с известной фирмой Flos Кастильони создали множество легендарных светильников и предметов, которые сейчас представлены в лучших музеях мира. Самые известные из них — Arco, Parentesi, Taccia, Toio, Snoopy.

Несмотря на то что многие из этих светильников до сих пор в производстве, на рынке модернариата очень высоко ценятся именно ранние экземпляры.

#Возьмисвет (фото 34)
Настольная лампа Gatto, Flos, дизайн Акилле и Пьера Джакомо Кастильони, 1960 год.

Луиджи Качча Доминиони и Игнацио Гарделла

#Возьмисвет:  Елена и Татьяна Бродач о винтажном свете (фото 36.1)
Луиджи Качча Доминиони
#Возьмисвет:  Елена и Татьяна Бродач о винтажном свете (фото 36.2)
Игнацио Гарделла

Луиджи Качча Доминиони родился в 1913 году в миланской семье адвоката. Во время учебы на архитектурном факультете Политехнического университета Милана знакомится со студентами, а в будущем — выдающимися дизайнерами братьями Кастильони. Вместе с ними по окончании университета открывает свое первое архитектурное бюро. В трудные 1940-е годы молодые архитекторы с энтузиазмом участвуют в разных конкурсах и выставках, проектируют интерьеры и предметы быта.

В 1939 году Доминиони призван на военную службу. В 1943-м он вынужден уехать в Швейцарию, откуда возвращается в 1945 году и обнаруживает, что дом его семьи на площади Сант-Амброджо разбомблен. Так одним из первых проектов Доминиони становится реконструкция своего дома, затем последует долгая жизнь в профессии и строительство многих замечательных зданий Милана.

В 1947 году Доминиони вместе с другим выдающимся архитектором Игнацио Гарделла (Ignazio Gardella) основывает компанию Azucena, которая одной из первых начинает массовое производство мебели и светильников.

#Возьмисвет (фото 38)
Люстра Grappolo, дизайн Луиджи Качча Доминиони для Azucena.

Карло Насон

#Возьмисвет (фото 40)
Карло Насон

Карло Насон (Carlo Nason) родился в 1936 году на острове Мурано в одной из старейших семей стеклодувов. Муранские техники он знал как никто! В 1960-е годы Карло работал на семейном производстве V.Nason & Co, а c 1965 по 1980 год сотрудничал с мастерской Mazzega, для которой создал свои самые известные поэтичные светильники из многослойного и «ледяного» стекла.

Насон также сотрудничал с такими известными муранскими фабриками, как De Majo, Leucos, Vistosi, Seguso.

#Возьмисвет (фото 42)
Подвесной светильник, дизайн Карло Насона для Mazzega, 1960-е годы.
Фото
Михаил Лоскутов

Гаэтано Шолари

#Возьмисвет (фото 44)
Гаэтано Шолари

Получив архитектурное образование, Гаэтано Шолари (Gaetano Sciolari) решает посвятить себя режиссуре, но в 1949 году после смерти отца вынужден вернуться и возглавить семейную компанию Sciolari illuminazioni.

В 1950-е годы он — дизайнер в знаменитой компании Бруно Гати Stilnovo. В работах того времени ощущается влияние ар-деко. Но к концу 1960-х годов футуристический дизайн Шолари уже не перепутать ни с кем, он сочетает ритм и геометрию, латунь и хром, матовые и глянцевые поверхности, стекло и акрил. Светильники Sciolari становятся крайне популярны в Европе и в США. Отражая эстетику времени, они фигурируют во многих телевизионных сериалах.

#Возьмисвет (фото 46)
Подвесной светильник, дизайн Гаэтано Шолари, Sciolari illuminazioni, 1960-е годы.
Фото
Михаил Лоскутов

Этторе Соттсасс

#Возьмисвет (фото 48)
Этторе Соттсасс

Этторе Соттсасс родился в австрийском Инсбруке в 1917 году, но детство провел в Милане, где у его отца была архитектурная практика. В 1939 году он оканчивает архитектурный факультет Туринского политехнического университета, и в том же году его призывают в армию. В 1943 году Соттсасс попадает в концентрационный лагерь в Черногории. Возвращается в Милан только в 1947-м и открывает свою студию архитектуры.

С 1959 года Соттсасс сотрудничает с компанией Olivetti. За дизайн первого итальянского компьютера Olivetti Elea-9003 он получает «Золотой циркуль», а позже создает красную пишущую машинку Valentine — культовый объект желания того времени.

Но в конце 1960-х Соттсассу становится тесно в рамках потребительского дизайна. Он много путешествует по Индии и Америке, а свои впечатления воплощает в ярких скульптурных объектах. С 1970-х годов начинает сотрудничать с дизайнерами-экспериментаторами Superstudio и Archizoom. Появляется термин «радикальный дизайн», а в 1981 году создается знаменитая группа «Мемфис» (Memphis), в которую входят Этторе Соттсасс, Ханс Холляйн (Hans Hollein), Майкл Грэйвс (Michael Graves) и другие постмодернисты.

Группа просуществовала до 1988 года, оставив яркий след в истории мирового дизайна и предметы в коллекциях по всему миру. Соттсасс сотрудничал с марками Alessi, Venini, Kartell, для Stilnovo он создал светильники Valigetta, Don, Dorane, Sinus. Для Artemide — торшер Calimaco, для B&B Italia — Abat-Jour.

#Возьмисвет (фото 50)
Торшер Treetops, дизайн Этторе Соттсасса, 1981 год, Memphis.
#Возьмисвет (фото 51)
Настольная лампа Twenty Seven, дизайн Этторе Соттсасса, 1986 год, переиздание бренда Yamagiwa, 1990 год.