Акилле Кастильони (Achille Castiglioni, 1918 — 2002) родился 16 февраля в Милане в творческой семье: его отец был скульптором, а оба старших брата увлекались искусством и пошли по архитектурной стезе. В 1937 году Акилле вслед за ними поступил на архитектурный факультет Миланского Политеха (который закончил после войны в 1944 году) и вместе с братьями, у которых уже было собственное дизайн-бюро, начал заниматься реставрацией разрушенных во время бомбардировок зданий, выставочной сценографией и промдизайном.

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 0)

В 1952 году старший брат Ливио отошел от дел, а творческий тандем Акилле & Пьер Джакомо (Pier Giacomo Castiglioni) просуществовал до 1968 года вплоть до самой смерти Пьера Джакомо. Работы братьев Кастильони во многом определили развитие всего послевоенного итальянского дизайна, вошли в собрания мировых музеев и до сих пор являются культовыми для всех ценителей дизайна. Представляем самые известные из них (хотя выбор был непрост, ведь за свою более чем пятидесятилетнюю творческую карьеру Акилле Кастильони создал свыше ста пятидесяти объектов — от мебели до дверных ручек и пылесосов).

Выставка Castiglioni в Триеннале (фото 1)
Aкилле Кастильони в шезлонге, 1983.
Фото
Fondazione Achille Castiglioni

Торшер Luminator, Flos, 1954

Торшер Luminator был придуман Акилле и Пьером Джакомо Кастильони в 1954 году и выпущен компанией Flos, которая производит его до сих пор. Дизайнеры делали ставку на простоту и функциональность. Светильник состоит из трех частей: треноги из гальванизированного металла, железного стержня, покрытого глянцевой краской, и лампочки без абажура. Этот объект является наглядным воплощением главного творческого кредо братьев Кастильони: «добиваться максимальных результатов минимальными средствами».

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 3.1)
Акилле Кастильони с торшером Luminator, Flos.
Фото
Flos
100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 3.2)
Торшер Luminator, Flos, 1954.
Фото
Flos

Табурет Mezzadro, Zanotta, 1957

Табурет Mezzadro — еще одна икона итальянского дизайна конца 1950-х работы братьев Кастильони. В его основе лежит идея создания мебели из любых подручных средств. В самом деле, объект, вошедший сегодня во все учебники по истории дизайна, собран из старого сидения для трактора начала XX века, ножки в виде гнутой железяки и деревянной подставки, напоминающей ручку от штопора. Сидение сделано из штампованного крашенного металла. Гнутая железная ножка, на которую оно крепится, служила в тракторе для амортизации, а здесь выполняет противоположную функцию — позволяет сидению пружинить. Прототип был выпущен компанией Isa и впервые показан на XI Триеннале в 1957 году. С 1970 года выпускается фабрикой Zanotta.

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 2)
Табурет Mezzadro, Zanotta, 1957.
Фото
Zanotta

Табурет Sella, Zanotta, 1957

Для той же выставки 1957 года Акилле и Пьер Джакомо мастерят еще один табурет из запчастей: велосипедного седла, стального шеста и железного основания, на котором все сооружение может качаться и крутиться в разные стороны. Название Sella в переводе с итальянского означает «седло». Об истории появления этого объекта, который весьма условно можно назвать табуретом, сам Акилле Кастильони рассказывал так: «Когда я болтаю по телефону, мне нравится ходить туда-сюда, но при этом я люблю на что-нибудь присесть». Sella позволяет делать и то, и другое. Стационарные телефоны со шнуром давно канули в лету, а Sella Stool продолжает выпускаться фабрикой Zanotta на радость всем ценителям классики дизайна.

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 9.1)
Sella Stool, Zanotta, 1957
Фото
zanotta
100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 9.2)
Sella Stool, Zanotta, 1957
Фото
zanotta

Кресло Sanluca, Poltrona Frau, 1960

Кресло Sanluca 1960 года является типичной современной интерпретацией классического кресла, у которого оно позаимствовало глубокое мягкое сидение, широкие подлокотники и удобную спинку с подголовником. При этом форма и эргономика кресла были абсолютно новаторскими для своего времени и остаются актуальными до сих пор. Процесс производства этого кресла также необычен. По задумке дизайнеров, сидение, спинка и подголовник изготавливаются отдельно и уже потом собираются в единое целое. Первые образцы были изготовлены компанией Gavina, затем его производила фабрикой Knoll (1969), Bernini (1990) и, наконец, с 2004 года Sanluca выпускается лидером итальянской мебельной индустрии Poltrona Frau вместе с пуфом Luca, которым Акилле Кастильони дополнил кресло в 1991 году.

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 11)
Кресло Sanluca, Poltrona Frau, 1960.

Светильники Taraxacum и Gatto, Flos 1960

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 14)
Светильник Taraxacum, Flos, 1960.
Фото
Flos
100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 16.2)
100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 16.1)
Настольная лампа Gatto, Flos, 1960.

В 1960-е годы Акилле и Пьер Джакомо Кастильони активно сотрудничают с фабрикой Flos, вместе с которой внедряют революционную технологию Cocoon: синтетическая смола в виде спрея распылялась на металлическую основу светильника, образуя вокруг нее своего рода прозрачный «кокон». В этой технике братья Кастильони создали несколько моделей (самые известные из них — Taraxacum, Viscontea и настольная лампа Gatto), которые быстро завоевали популярность, а молодая фабрика получила славу передовой. Кстати, эта технология используется фабрикой и в наше время: в 2005 году ее использовал Марсель Вандерс для создания своего светильника Zeppelin. Подробнее об этом процессе можно посмотреть на видео.


Торшер Arco, Flos, 1962

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 19)
Торшер Arco, Flos, 1962

Торшер Arco был спроектирован братьями Кастильони для Flos в 1962 и является одним из самых подделываемых объектов за всю историю мирового дизайна. Его часто можно встретить в домах знаменитостей, на страницах глянцевых журналов, в интерьерах модных сериалов и голливудских блокбастеров (киноманы наверняка помнят, что эта модель украшала собой штаб-квартиру «Людей в черном»). Основание торшера выполнено из белого мрамора и весит целых 65 кг: чтобы просто сдвинуть его с места, придется сильно потрудиться! Но и здесь дизайнеры все продумали: с двух сторон каменного основания имеются специальные отверстия, через которые можно продеть палку.

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 21.2)
100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 21.1)
Торшер Arco, Flos, 1962.

Светильник Taccia, Flos, 1962

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 23)
Акилле и Пьер Джакомо Кастильони за работой над светильником Taccia для Flos.
Фото
Flos
1/2

Настольная лампа Taccia, Flos, 1962.

«Мерседес в мире ламп» и «символ успеха» — так говорил про свой светильник Taccia Акилле Кастильони. Конструкция этой модели проста, как все гениальное: лампочка спрятана в основании, на котором стоит рассеиватель из выдувного стекла, накрытый отражателем из алюминия. В итоге создается приятный отраженный свет, направление которого регулируется простым наклоном плафона. Универсальный дизайн позволяет использовать его в качестве настольной и/или напольной лампы (в зависимости от размеров). Акилле любил эту работу и с удовольствием рассказывал о ней на мастер-классах и пресс-конференциях, в чем вы сами можете убедиться, посмотрев видео.


Радиола Brionvega RR126, 1965

Выставка к 100-летию Акилле Кастильони в музее Триеннале (фото 4)
Радиола RR126, дизайн братьев Кастильони для Brionvega, 1965.
Фото
Francesco Biganzoli Courtesy Fondazione Achille Castiglioni

Стереорадиола Brionvega RR126 вошла в историю не только дизайна, но и техники. Спроектированная братьями Кастильони в 1965 году, она, едва появившись на рынке, произвела настоящий фурор. Главная ее «фишка» — оригинальная модульная конструкция, которая позволяла при желании сложить радиолу в компактный квадрат. Корпус изготавливался вручную из дерева, поэтому каждое изделие было штучным и не похожим на остальные. А благодаря подставке на колесиках Brionvega RR126 можно было легко перемещать по комнате.

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 26.1)
Радиола Brionvega RR126, 1965.
100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 26.2)
Радиола Brionvega RR126, 1965.

Настенные часы Firenze, Alessi, 1965

Настенные часы Firenze были спроектированы Акилле и Пьером Джакомо Кастильони в 1965 году для экспозиции La casa abitata в Palazzo Strozzi во Флоренции — города, чье имя они носят до сих пор. Прототип, который демонстрировался на выставке, был изготовлен компанией Lorenz, но так и не был запущен в серийное производство вплоть до середины 1990-х гг. В 1996 году компания Alessi совместно с Акилле доработали этот проект и выпустили настенные часы, сохранив первоначальный дизайн, но дополнив новыми яркими расцветками.

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 29.1)
Часы Firenze, Alessi, 1965.
Фото
Alessi
100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 29.2)
Часы Firenze, Alessi, 1965.
Фото
Alessi

Бокалы Paro, Danese, 1983

После смерти брата в 1968 году Акилле продолжал работать — как один, так и в тандеме с другими дизайнерами. Бокалы-«перевертыши» Paro были созданы мастером в 1983 году и выпущены компанией Danese. Их идея проста, как все гениальное и до сих пор зачастую копируется другими марками: достаточно перевернуть бокал вверх дном — и ножка станет рюмкой.

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 31.1)
Бокалы Paro, 1983.
100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 31.2)
Бокалы Paro, 1983.

Книжный стеллаж Joy, Zanotta, 1989

Еще одна оригинальная работа 1980-х гг — модульный стеллаж Joy (Zanotta, 1989), который по сути своей является творческой переработкой консоли Basello, созданной Акилле Кастильони двумя годами ранее. Он представляет собой несколько деревянных консолей разных размеров, нанизанных на стальной стержень, которые можно вертеть во все стороны и создавать из них самые замысловатые пространственные композиции.

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 34)
Модульный книжный стеллаж Joy, Zanotta, 1989.
Фото
Zanotta

Кресло 40/80, Moroso, 1999

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 36)

В последние годы жизни Акилле Кастильони не только занимался дизайном, но и преподавал в своей альма матер — Миланском политехе, воспитав многих современных звезд дизайна, его ученицей была, например, Патрисия Уркиола (Patricia Uruiola). Ему нравилось работать с молодежью, и нередко он приглашал молодых дизайнеров сделать что-то вместе. Одним из таких проектов стало кресло 40/80, созданное Акилле в соавторстве с Ферруччо Лавиани (Ferruccio Laviani) в 1999 году для Moroso. «Акилле приехал в Кремону с презентацией, и я впервые лично встретился с тем, кого считал величайшим дизайнером нашего времени. Я даже не мог и мечтать, что наше знакомство закончится совместной работой», — рассказывал про этот проект Лавиани.

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 39)
Акилле Кастильони в своей студии на Пьяцца Кастелло, 27 в Милане.