Кадр из фильма «Носферату».
Фильм Роберта Эггерса (Robert Eggers) «Носферату» — дань культовому фильму Фридриха Мурнау. Его готический антураж был создан художником-постановщиком Крэйгом Лэтропом (Craig Lathrop) — до этого он работал с Эггерсом над фильмами «Ведьма» (2015) и «Маяк» (2019), так что это далеко не первый опыт в создании мрачных декораций.
«Мы с Робом разделяем мнение, что все должно быть максимально достоверно и аутентично. Для этого я купил четыре дюжины книг — от оккультизма до готической архитектуры», — рассказывает Лэтроп.
Поскольку интерьерных съемок 1838 года для воссоздания антуража найти нельзя, за вдохновением и поиском референсов художник-постановщик обратился к живописи. Так, он обнаружил коллекцию акварелей, на которых запечатлены интерьеры в стиле бидермайер — это помогло Лэтропу воссоздать в фильме немецкую эстетику. Кроме того, на визуальный язык фильма повлияли пейзажи Каспара Давида Фридриха.
Кадр из фильма «Носферату».
В фильме есть два противоположных мира — оживленный город Висборг и разрушающийся замок Орлока. Вымышленный город был построен на киностудии в Праге, он сочетает в себе облики нескольких европейских городов — Любека, Штаде, Гамбурга и Гданьска. С помощью интерьера дома четы Хаттер художник подчеркивает их классовую принадлежность — об этом говорит скромная мебель в стиле бидермайер.
Кадр из фильма «Носферату».
Если воображаемый город Висборг команда построила на студии, то место, которое «сыграет» замок Орлока, команда сначала хотела найти среди реально существующих. Изначально Лэтроп рассматривал чешский замок Пернштейн (там, к слову, снимал Вернер Херцог), но потом понял, что он не подходит: замок был слишком… чистым! «Когда я только начал искать место для владений Орлока, я осмотрел большинство замков Чехии и Румынии. Было два варианта: либо это руины с падающими стенами, либо красивые замки, отполированные для туристов».
Как поступила команда? Они построили все сами! Коридоры замка Орлока запутаны, а его просторные комнаты, практически не обставленные мебелью, усиливают ощущение изоляции и пустоты. «Когда вы идете по этим коридорам, вы не должны понимать, где вы находитесь — они изгибаются так, что вы теряете ориентацию». Это ощущение давления и зыбкости передано и в интерьерах румынской гостиницы, где останавливается Хаттер.
Кадр из фильма «Носферату».
Кадр из фильма «Носферату».
Внимание к деталям заметно сразу — так, на саркофаге Орлока можно заметить дакийских драконов и тщательно проработанные оккультные символы. «Мы старались сделать так, чтобы все это что-то значило», — говорит Лэтроп, признавая, что многие символы могли остаться незамеченными.
Кадр из фильма «Носферату».