Факты
- Марелла Аньелли (Marella Аgnielli) родилась 4 мая 1927 года в Тоскане в аристократической неаполитанской семье.
- Училась в Париже в Высшей школе изящных искусств и в Академии Жюлиана.
- В 1953 году вышла замуж за Джанни Аньелли (Gianni Agnelli), владельца Fiat.
- Признанная икона стиля. После фотографии Ричарда Аведона, подчеркнувшего ее длинную шею, Мареллу стали называть Лебедем.
- Была интерьерным и ландшафтным дизайнером.
- Получила премию Product Design Award Resources Council Inc. за дизайн тканей (1977).
- Вместе с мужем основала в Турине Пинакотеку имени Джованни и Мареллы Аньелли, куда передала свою коллекцию картин, в том числе Пикассо, Канолетто, Матисса, Кановы, Ренуара (2002).
- Автор нескольких книг о садах.
От отца Марелла унаследовала титул принцессы Караччоло ди Кастаньето и природный аристократизм. Мать-американка привила ей пуританские ценности, любовь к искусству и садоводству. Она окончила колледж в Швейцарии, училась в Париже в Высшей школе изящных искусств и в Академии Жюлиана.
В те годы многие девушки из аристократических семей шли работать в индустрию моды. В 24 года она уехала в Нью-Йорк, где стала ассистентом фэшн-фотографа Эрвина Блуменфельда (Erwin Blumenfeld), через полтора года вернулась в Италию, чтобы работать в модном журнале. Но жизнь преподнесла ей сюрприз. Марелла с ранней юности дружила с сестрами Аньелли, дочками основателя концерна Fiat, и слышала об их старшем брате Джованни, но могла ли она предположить, что в 1953 году станет его женой.
«Марелла — самая прекрасная из моих «лебедей», ее можно было бы выставлять в витрине «Тиффани», — любил повторять Труман Капоте
Родители Аньелли рано умерли, и Джанни, как самый старший, не только встал во главе автомобильной империи, но и сам «поднимал» шестерых братьев и сестер. На тот момент ему было 32 года, он был главным героем светских скандалов и самым завидным женихом Италии. Марелла, выросшая в тосканском замке XVI века, вспоминала, что ее родители любили изучать старинные виллы и вести философские беседы.
Стиль жизни Джанни был совсем иной: шикарные яхты, гоночные автомобили, гламурные вечеринки. Марелле надо было не просто погрузиться в dolce vita, важно было не утонуть и не потеряться. У Джанни были фамильные дома в Турине и его окрестностях и огромный штат прислуги, которая ликовала, что хозяин наконец-то остепенился.
Но хозяйка растерялась: менее всего она готовилась стать великосветской домоправительницей. Она вспоминает, что первые месяцы после свадьбы, не зная, как подступиться, апатично лежала целыми днями на диване и читала французские романы. Это начало беспокоить Джанни.
Тогда он выписал из Венеции свою старую знакомую, графиню Вольпи, светскую львицу и устроительницу балов. Она преподала Марелле своеобразный урок по домоводству: как составлять меню для званых ужинов, где нанимать шеф-поваров, во что одевать и как контролировать прислугу, чтобы та не прикарманивала дорогие вина, сколько батистовых простыней стелить на кровать, в каком углу салфетки должны быть вышиты фамильные инициалы.
Графиня любила повторять: «Запомни, моя девочка, удержать мужа можно только с помощью идеально организованного дома». Марелла оказалась хорошей ученицей. Вскоре она стала полноправной хозяйкой дома некоронованного короля Италии, как называли ее мужа. Ее племянница вспоминает, как проводила август в поместье Аньелли Villar Perosa, где семья жила со своими детьми Маргеритой и Эдуардо и детьми своих многочисленных родственников.
Целыми днями компания под предводительством Мареллы ходила в походы, устраивала пикники, играла. Но ближе к вечеру все в доме преображалось: моментально куда-то исчезали разбросанные повсюду книжки и настольные игры, везде царил идеальный порядок. При звуках приближающегося вертолета — это Джанни летел домой с работы — все были в «боевой готовности»: персонал в накрахмаленной униформе выстраивался на лужайке, шеф-повар вносил последние штрихи в готовый ужин (Джанни всегда самолично утверждал меню), а сама хозяйка с лучезарной улыбкой и при полном параде выходила навстречу мужу.
Но Марелла отнюдь не жила затворницей на Villar Perosa. В начале лета Аньелли уезжали на Французскую Ривьеру, осенью жили в Нью-Йорке, зимой — в Санкт-Морице, плавали на яхте по Средиземноморью. Марелла появлялась на страницах журналов, ее считали иконой стиля и снимали фэшн-фотографы Ричард Аведон, Ирвинг Пенн, Генри Кларк, Хорст.
Благодаря аведоновскому фото, где особенно подчеркнута длинная шея Мареллы, ее стали называть Лебедем. В 1972 году Энди Уорхол (Andy Warhol) сделал серию портретов супругов. Близким другом Мареллы в 1960-е годы был Трумен Капоте (Truman Garcia Capote), автор новеллы «Завтрак у Тиффани». Марелла поверяла ему свои интимные тайны.
Правда, через пару лет сильно разочаровалась в друге: она поняла, что была у него не одна. Трумен собрал целую коллекцию красивых жен богатейших людей того времени и вошел к ним в доверие, став задушевным другом, — он собирал материал для книги. Этих леди он называл «мои лебедушки». «Марелла, — говорил Капоте, — самая прекрасная из моих «лебедей», ее можно было бы выставлять в витрине «Тиффани».
Путешествуя, супруги останавливались в собственных домах и квартирах, дизайном которых занималась Марелла, прибегая к помощи декораторов. Ее первыми работами были фамильные дома клана Аньелли — туринский дом Villa Frescot и поместье Villar Perosa. Марелла вспоминает, что оба этих дома были мостиками, связывающими Джанни с его прошлым. Ведя активный образ жизни, он был очень консервативен.
Перед Мареллой стояла сложная задача: обновить интерьеры и в то же время не разрушить атмосферу, которую эти стены хранили со времен детства ее мужа. Она оформляла Villar Perosa вместе со Стефаном Боденом (Stephane Boudin), мастером исторических интерьеров, помогавшим Жаклин Кеннеди обустраивать Белый дом. Чтобы снизить градус пафоса, Марелла добавила в созданные им композиции плетеную мебель, ковры из сизаля и следила за тем, чтобы всюду стояли живые цветы. Парк вокруг Villar Perosa ей помогал обустраивать знаменитый английский ландшафтный архитектор Рассел Пейдж (Russel Page). Другой фамильный дом, палаццо Villa Frescot, она делала вместе с великим декоратором и мистификатором Ренцо Монжардино (Renzo Mongiardino). Для этого проекта она сама разработала коллекцию тканей, досконально изучив традиционные пьемонтские орнаменты XVIII–XIX веков.
Коллекция оказалась настолько удачной, что швейцарский производитель Густав Цумштег (Gustav Zumsteeg), у которого она разместила заказ, попросил ее продолжать работу, и в 1977 году Марелла получила за свой текстиль престижную американскую премию Product Design Award.
Аньелли были страстными коллекционерами. В начале 1960-х их собрание современного искусства было настолько обширным, что супруги решили построить для него отдельный дом. Так рядом с Villa Frescot появилась модернистская Villa Bona — полная противоположность тому, чем до сих пор владело семейство. Марелла радовалась, что наконец-то оформляет дом с нуля, без оглядки на историю. Фоном для работ современных художников стала мебель от Людвига Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe), Ээро Сааринена (Eero Saarinen), Акилле Кастильони (Achille Castiglioni), Исаму Ногучи (Isamu Noguchi). Когда коллекция разрослась, супруги построили еще один дом — в Милане; проектировала его знаменитая Гае Ауленти (Gae Aulenti).
«Работая над своими садами, я поняла, что они дышат и живут так же, как и люди»
Марелла вспоминает, что с середины 1970-х они все больше бывали в Нью-Йорке: «Именно там в те годы бурлила жизнь, происходило все самое интересное в искусстве». В 1980-м они купили квартиру на Парк-авеню. Марелла вновь позвала Ренцо Монжардино, но не смогла отказать и открытому ею молодому, пока неизвестному Питеру Марино (Peter Marino). Мэтр не сработался с дебютантом, примирить их удалось, только строго очертив границы: Монжардино достались общественные помещения, Марино — приватные. Так благодаря Марелле Марино вскоре прославился.
В 2003-м золотая эра Fiat закончилась — умер Джанни, а 76-летняя Марелла неожиданно для всех решила уехать в Марокко. Она поселилась на вилле Ain Kassimou, которая была построена в конце XIX века для дочери Льва Толстого Ольги, а с 1980-х годов принадлежала владельцу Hermès.
Все свое время Марелла посвятила возделыванию сада, в чем ей сначала помогал известный ландшафтный дизайнер Мэдисон Кокс (Madison Cox). «Из всех садов, над которыми я работала, Ain Kassimou больше других отвечает моему представлению о счастье. Когда я брожу здесь одна, воображение уносит меня в сад моего детства во Флоренции. Я просыпаюсь среди ночи и выхожу в мой сад. Просто чтобы испытать трепет. Я начала понимать, что сады дышат и живут, как и мы. Работу над садом невозможно завершить, так же как никогда не может быть завершенной жизнь».