Столик E1027, дизайн Эйлин Грей, 1929
Этот столик из стальных трубок и стекла разработан архитектором Эйлин Грей (Eileen Gray) для ее виллы E1027 на Лазурном берегу, строительство которой было завершено в 1929 году. Внутри все было продумано до мелочей: встроенные стеллажи и шкафы, выдвижные столики и пюпитры для чтения, складывающиеся столы, поворотные зеркала и ширмы. Некоторые вещи из дома, в том числе и столик E1027, Эйлин Грей потом повторила и выставила на продажу. Она задумывала его как многофункциональный предмет, который можно использовать в гостиных или вместо прикроватной тумбочки. Сегодня эта модель вместе с другим наследием Эйлин Грей переиздается компанией ClassiCon.
Шезлонг LC4, дизайн Ле Корбюзье, Пьера Жаннере и Шарлотты Перриан, 1928
В названии знаменитого шезлонга LC4, повторяющего естественные контуры человеческого тела, зашифрованы инициалы одного из «отцов» архитектуры модернизма — Ле Корбюзье (Le Corbusier). Однако в создании культового предмета принимали участие еще два архитектора: его двоюродный брат Пьер Жаннере (Pierre Jeanneret) и Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand).
Шезлонг вместе с другими предметами серии LC был создан в 1928 году для виллы Church (Виль-д'Аврэ, Франция, 1927). Спустя год, после демонстрации в рамках выставки в Париже, эта модель, названная «машиной для расслабления» (machine à repos), прославилась на весь мир. Сегодня ее выпускает фабрика Cassina.
Стул Cesca, дизайн Марселя Брейера, 1928
В 1928 году архитектор Марсель Брейер (Marcel Breuer) спроектировал стул Cesca с рамой из гнутых трубок, сиденьем и спинкой из ротанга. Он дал ему имя в честь своей приемной дочери Франчески, которую дома ласково называли Ческой. С 1968 года официальные версии стула Cesca производит мебельный бренд Knoll, до этого правами на дизайн владели компании Thonet (с 1927 года) и Gavina (1950-е годы).
Кресло Barcelona, дизайн Людвига Миса ван дер Роэ и Лилли Райх, 1929
Кресло Barcelona спроектировано архитектором-модернистом Людвигом Мисом ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) вместе с коллегой Лилли Райх (Lilly Reich) для немецкого павильона на Международной выставке 1929 года в Барселоне. Это кресло предназначалось для отдыха короля и королевы Испании, в их честь архитектор создал модернистское сиденье с «историческими» крестовидными ножками, связав старое и новое.
Сперва стальной каркас соединялся винтами, но в 1950-е годы Людвиг Мис ван дер Роэ сделал конструкцию монолитной. Кресло может производить только компания Knoll, получившая от архитектора в 1953 году права на оригинальные чертежи. Все остальное — нелицензионные подделки.
Табурет Stool 60, дизайн Алвара Аалто, 1933
Табурет Stool 60 из гнутой березы был придуман финским дизайнером и архитектором Алваром Аалто (Alvar Aalto) в 1933 году для интерьеров Центральной городской библиотеки Выборга — единственной постройки финского архитектора на современной территории России.
Его главная «фишка» — простота сборки: три ножки крепятся прямо к сидению при помощи девяти винтов. Мировую славу эта модель, которую выпускает марка Artek, приобрела в своей четырехногой версии — во многом благодаря ИКЕА, которая скопировала табурет Аалто и выпустила его бюджетную версию из гнутой фанеры. Но сам архитектор больше любил трехногие табуреты, а четыре ножки считал слишком банальными.
Коллекция Racine, дизайн Фрэнка Ллойда Райта, 1939
Американская компания Steelcase использовала архивные материалы Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright) для создания коллекции мебели Racine. Коллекция названа в честь города Расин, для которого знаменитый архитектор спроектировал в 1939 году здание администрации SC Johnson. В офисных интерьерах стояли разработанные им письменные столы и стулья, которые также выпустила тогда компания Steelcase.
Современные версии столов и стульев несколько изменились по сравнению с оригинальными изделиями. Например, увеличились в размерах (специалисты Steelcase выяснили, что при оригинальных размерах мебели лишь 20% современных мужчин хватило бы места для ног).
Кресло Bowl, дизайн Лины Бо Барди, 1951
Кресло Bowl бразильского архитектора Лины Бо Барди (Lina Bo Bardi) легко узнать по сиденью-полусфере, которое можно поворачивать под разными углами. Модель, разработанная Линой в 1951 году, была перевыпущена компанией Arper в 2014 году с разными вариантами обивки, включая черную кожу и яркие ткани.
Диван Florence Knoll, дизайн Флоренс Нолл Бассетт, 1954
Дизайнер Флоренс Нолл Бассетт (Florence Knoll Bassett), ученица Людвига Миса ван дер Роэ и Вальтера Гропиуса, была главным соратником Ханса Нолла (Hans Knoll), вместе с которым развивала мебельную компанию Knoll Associates. Для одной из первых коллекций молодого бренда она создала лаконичный диван, которому муж дал ее имя.
Этот предмет стал одним из самых продаваемых в каталоге Knoll. Флоренс со смехом говорила, что это тот самый «хлеб с маслом», который помог им заработать.
Кресло Eames Lounge, дизайн Чарльза и Рэй Имзов, 1956
Супруги Чарльз и Рэй Имз (Charles & Ray Eames), которых называют самыми известными дизайнерами Соединенных Штатов, не зря носят это гордое звание. В 1956 году пара разработала кресло для отдыха и пуфик из формованной фанеры (метод производства, который они внедряли с начала 1940-х годов). Эта модель быстро стала бестселлером Vitra и вошла во все учебники по истории дизайна. Это один из самых узнаваемых объектов модернизма и, к сожалению, один из самых копируемых. В настоящее время модель выпускается двумя авторизованными производителями: фабрикой Vitra в Европе и Herman Miller в США. Остерегайтесь некачественных подделок!
Кресло Egg, дизайн Арне Якобсена, 1958
Кресло-яйцо Egg Chair датского архитектора Арне Якобсена (Arne Jacobsen), созданное в 1958 году для интерьера отеля SAS Royal в Копенгагене — еще одна общепризнанная икона дизайна. При его производстве использовали новую технологию, которую до этого никто не применял: твердая цельная основа из пластика, армированного стекловолокном, покрывалась мебельной пеной и затем мягкой обивкой. Говорят, что прототипы кресла Арне Якобсен лепил из глины в своем гараже, чтобы подобрать для него идеальную форму и пропорции.
Кресло Wiggle, дизайн Фрэнка Гери, 1972
Фрэнк Гери (Frank Gehry) никогда не называл себя дизайнером, он считал, что его основное призвание — архитектура, а проектирование мебели скорее хобби. Это не помешало ему создать один из самых известных объектов современного дизайна — кресло Wiggle. Идея скульптурной модели из гофрокартона родилась, когда Гери занимался поисками альтернативы пластику и случайно наткнулся на кучу выброшенной картонной упаковки возле своего офиса. Из такой архитекторы обычно мастерят модели зданий, но он решил попробовать сделать из этого материала бюджетную мебель. Так родилась серия Easy Edges («Простые грани») и знаменитое скульптурное кресло, которое до сих пор успешно выпускается фабрикой Vitra.
Стол Ventaglio, дизайн Шарлотты Перриан, 1972
Одна из немногих женщин-дизайнеров своего времени Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand) проектировала комфортную и доступную мебель. Многие из придуманных ею предметов стали «классикой» современного дизайна. В том числе и дубовый стол Ventaglio (1972) с асимметричной столешницей, который в настоящее время производится итальянской фабрикой Cassina.